В отличие от других конструкторов, которые стали создавать собственные самолеты с молодых лет, Олег Антонов возглавил конструкторское бюро, когда ему было уже сорок (1946). Начинал с нуля, опытных специалистов катастрофически не хватало, в новое КБ приходилось набирать вчерашних выпускников Новосибирского авиационного техникума. Скептики лишь пожимали плечами, но не таким человеком был Олег Антонов, чтобы сомневаться в успехе дела. Ему была поставлена конкретная задача, и он его выполнял. Авиацией и авиастроением Антонов увлекался с юности. В 1924 году во время учебы в Саратовском индустриальном техникуме построил свой первый планер. В 1930 году окончил машиностроительный факультет Ленинградского Политехнического Института. В 1938-1946 годах работает в ОКБ (опытно-конструкторское бюро) А.С. Яковлева. Сначала ведущим инженером, во время войны заместителем главного конструктора, в 1945-1946 годах - начальником филиала этого ОКБ в Новосибирске, а с 1946 года и главным конструктором. В 1952 году Антонов и ведущие специалисты этого КБ переехали в Киев, где им практически заново пришлось создавать и коллектив, и производственную базу. В 1967-1984 генеральный конструктор киевского ОКБ. В целом Антонов создал 52 типа планеров и 22 типа самолетов. В 1997 году Национальной Академией наук Украины была основана Премия НАН Украины имени О.К. Антонова, которая вручается Отделением механики НАН Украины за выдающиеся достижения в области технической механики и самолетостроения. Авиаконструктор был трижды в браке, имел четырех детей. Когда родилась младшая дочь - Олегу Константиновичу было за 60. Вел активный образ жизни, всегда делал зарядку, летом играл в теннис, зимой катался на лыжах - и не в Австрийских Альпах, а на киевских холмах. Неплохо рисовал - в основном пейзажи и натюрморты. Писал стихи, цитировал Гоголя. Прекрасно знал французский, говорил по-английски. Обожал балерину Галину Уланову. По воспоминаниям родных, он не был фанатиком работы - скорее, был человеком меры, для которой работа - это работа, а семья - это семья, как два крыла у самолета. Дружил с Борисом Патоном и Николаем Амосовым - те тоже были сторонниками здорового образа жизни. За свою жизнь академик Антонов успел все - построить дом, посадить сад, воспитать детей и немало учеников. А его самолеты и сегодня в небе.
События дня:
7 февраля 2014, во время Революции Достоинства, активисты снова пикетировали здание Службы безопасности Украины. Около тысячи человек требовали от руководства ведомства разобраться с сепаратистскими заявлениями Верховной Рады Крыма, похищениями людей в Украине и остановить политические преследования активистов.
Другой митинг прошел под стенами Генеральной прокуратуры. Люди требовали освободить их собратьев-арестантов и возбудить уголовные дела против стражей порядка, виновных в избиении майдановцев.
Еще один пикет украинцы провели в Вашингтоне. Там представители диаспоры организовали перед посольством Украины в США акцию, в ходе которой часть митингующих легли на тротуар, накрывшись украинскими флагами, тогда как другие держали в руках фотографии погибших и искалеченных активистов евромайдан и избитых журналистов. Акция прошла во время торжественного ужина в посольстве, в котором принимали участие народные депутаты от Партии регионов Сергей Клюев и Елена Бондаренко.
7 февраля в Сочи открылись XXII Зимние Олимпийские игры. На церемонии открытия присутствовал и Виктор Янукович. В этот же день он провел несколько встреч - с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном, генеральным секретарем Совета Европы Турбьёрном Ягландом, председателем ОБСЕ Дидье Буркхальтером. Виктор Янукович призвал международные организации присоединиться к проведению конституционной реформы в Украине. В вечером Янукович встретился с президентом РФ Владимиром Путиным. Детали встречи не разглашались. Однако большинство наблюдателей сходились во мнении, что речь шла о предоставлении Украине финансовой помощи.
Юбилеи дня:
217 лет со дня рождения Николая Маркевича (1804-1860), украинского историка, этнографа, писателя, поэта, музыканта. Прославился как историк, собиратель архивных документов о нашем прошлом. Наследие этого многогранного человека ценно нам, прежде всего, огромным архивом и опубликованной пятитомной «Историей Малороссии». Это, в частности, бесценный (почти единственный) источник для познания своей родословной потомкам украинской элиты IХ-ХVII в. там - подробные списки князей, казацких гетманов, полковников. Подан реестр полков и сотен в Украине. Перечислены Киевские митрополиты, православные, католические и греко-католические епископы, ректоры и преподаватели Киево-Могилянской академии. А еще - хронологическая таблица событий в Украине, сражений, в которых принимали участие украинцы. К творчеству Маркевича с большим уважением относился Тарас Шевченко, пользовался его «Историей Малороссии», создавая «Гайдамаков», «Живописную Украину» и др. Поэт посвятил Маркевичу стихотворение «Н. Маркевичу», которое впервые было напечатано в «Кобзаре» 1840 года. Долгое время они были «большими друзьями» (по словам самого Шевченко). В 1847 году Маркевич положил на музыку стихотворение «Зачем мне черные брови» Шевченко, распространял его произведения, запрещенные цензурой, но постепенно они отдалились друг от друга и по возвращении Шевченко из ссылки приятельских отношений не восстановили. «Кобзарь» 1860 года вышел уже без стихотворения «Н. Маркевичу» («Бандуристе, орел сизый!..»). Собранная Маркевичем большая коллекция документов по истории Украины XVII-XVIII вв. и его дневники хранятся, к сожалению, не в Украине, а в России (в Российской государственной библиотеке и в Институте литературы Российской АН).
209 лет со дня рождения Чарльза Диккенса (1812-1870), британского писателя. Популярность Диккенсу принес сентиментально-юмористический роман «Посмертные записки Пиквикского клуба». Кроме того, он является автором романов «Приключения Оливера Твиста», «Домби и сын», «Дэвид Копперфильд», «Холодный дом» и др. В Великобритании к 200-летию со дня рождения Диккенса была развернута грандиозная юбилейная кампания. Писателю, которого почитают наравне с Шекспиром (они даже похоронены рядом в Вестминстерском аббатстве), посвящали многочисленные выставки, фестивали, юбилейные издания, теле- и радиорепортажи. Диккенс прожил всего 58 лет, но успел за это время очень много - написал 20 романов, множество рассказов, пьес, эссе, статей. Язык произведений Диккенса очень яркий, сочный, словно созданный для чтения вслух. Писатель был большим актером; он сам читал свои произведения. Первое его выступление состоялось в 1853 году в Бирмингеме, где накануне Рождества он со сцены читал «Рождественскую песню в прозе» и «Сверчок за печкой». С тех пор публичные чтения стали для Диккенса делом привычным и необходимым. Он ездил по разным городам Англии, Ирландии, Шотландии, устраивал благотворительные чтения в Париже (1863) и во время второй поездки в Америку (1867-1868). Выступления Диккенса превращались в настоящий театр одного актера: он превращался в каждого персонажа, о котором читал. Его считали одним из самых ярких чтецов века. Любовь британцев к Диккенсу была беспрецедентной. Он был настоящим счастливцем литературной судьбы. Никогда на протяжении всего XIX в. не было таких душевных отношений между писателем и нацией. И недаром в 1853 году ему было присвоено звание национального писателя Англии.
157 лет со дня рождения Дмитрия Гайдамаки (1864-1936), украинского актера, режиссера и антрепренера. Сценическую деятельность начал в 1891 году в труппе Марка Кропивницкого. В течение 20 лет (1897-1917) возглавлял собственную труппу, передвижные театры. Труппа Гайдамаки отмечалась серьезной, продуманной постановкой лучших тогдашних пьес: «Олеся», «Дай сердцу волю», «Пока солнце взойдет», «Мироед, или Паук» Кропивницкого, «Наймычка», «Безталанная», «Суета» Карпенко-Карого и др. Даже имея перед собой уже готовые образцы высокого мастерства в постановке пьесы, труппа старалась быть оригинальной в своих спектаклях, творчески использовать достижения ведущих коллективов. Из всех представителей украинского театра Дмитрий Гайдамака первым начал (в 1905 году) печатать афиши и программы на украинском языке. Во времена своей карьеры неоднократно получал приглашения работать актером на русской сцене, но, несмотря на заманчивые предложения, не оставил украинский театр и продолжал служить национальному искусству. Последние два года своей жизни играл на сцене Днепропетровского украинского драматического театра. Умер в 1936 году в Днепре.
Сегодня празднует свой день рождения Хайдемари Стефанишин-Пайпер (1963), американский астронавт украинского происхождения. Хайдемари осуществила две космические миссии: в 2002 и 2008 году, в течение которых она пять раз выходила в открытый космос. Общее время 33 часа и 42 минуты. Интересно, что отец Хайди родился на Львовщине. И хотя астронавт прожила всю свою жизнь в США, она довольно неплохо владеет украинским языком, ведь по субботам посещала украинскую школу, где изучала украинский и знакомилась с традициями. После окончания средней школы, училась Массачусетском технологическом институте. В июне 1985 года вступила в Военно-морские силы США: прошла подготовку в тренировочном центре спасательных и подводных операций ВМС (Панама-Сити, штат Флорида). В 1996 году Хайдемари приняли в корпус американских астронавтов NASA в качестве кандидата на полет в составе миссии.
Годовщина смерти:
В этот день 1933 года ушел из жизни известный украинский театральный деятель, актер, режиссер, писатель Николай Садовский (1856-1933). Брат Ивана Карпенко-Карого, Марии Садовской, Панаса Саксаганского. В 1906 году вместе с Марией Заньковецкой основал в Полтаве бродячую труппу, которая в 1907 стала первым украинским постоянным стационарным театром в Киеве - Театром Садовского. Умер 77-летний корифей украинского театра в Киеве, в доме Валентины Чаус. (Валентина Чаус - последняя любовь Садовского, была на 45 лет его моложе). Мария Заньковецкая, с которой Николай Садовского связывали не только творческие отношения, но и длительная любовь, на похороны не пришла. Литератор Григорьев вспоминал события того дня: «Родственники подвели к окну тяжело больную Заньковецкую, она пристально смотрела на процессию, которая по дороге на Байковом кладбище остановилась вблизи ее дома, и шептала слова прощания: «Прощай, мой старый друг! Неверный и любимый». После похорон я пошел к знакомому дому. Мария Константиновна попросила рассказать, как похоронили, какие были речи. Я подробно остановился на печальной церемонии. Потом вспомнил сказанные когда-то слова М. Садовского: «Я очень виноват перед Марусей, тяжело виноват». Слезы покрыли ее глаза, слезы облегчения, благодарные, целебные. - Спасибо, теперь можно умирать. Он меня помнил». Через год ее тоже не стало.