В середине декабря 2020 года украинское информационное пространство «разорвала» новость о якобы возобновлении ОГКХ поставок ильменита в оккупированный Крым. Более того, чешская компания Belanto trade s.r.o. обвинялась в поставке сырья «Крымскому титану» Дмитрия Фирташа. Согласитесь, обвинения достаточно серьезные, а учитывая тот факт, что практически все украинские СМИ перепечатали эту новость, не проверив её, лишь лишний раз подчеркивает уровень профессионализма украинских журналистов в их погони за «зрадой». При этом каких-либо фактов, подтверждающих правдивость этой новости, почему-то, обнародовано не было. Но что примечательно – помимо обвинений в сторону чешской компании – под раздачу, как говорится, попало и руководство ФГИУ. Эта незначительная деталь достаточно серьезно может пролить свет на это громкое заявление, прозвучавшее в украинских СМИ. Но обо всем по порядку.
Служба (без)опасности Украины
Основанием для публикации новости о поставках ильменита в Крым послужило письмо от СБУ, направленное в службу безопасности ОГКХ о якобы разгрузке ильменитового концентрата в порту Феодосии, произведенного на Иршанском горно-обогатительном комбинате. В свою очередь, служба безопасности ОГКХ отправила письмо замглавы правления госкомпании Татьяне Гогенко с формулировкой: «С целью недопущения предпосылок к нанесению ущерба государственной безопасности, посягательств на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, прошу остановить отгрузку любой продукции в пользу компании Belanto по указанному контракту до выяснения всех обстоятельств». На самом деле, это стандартная схема «заработка» посредством направления писем на государственные предприятия в интересах определенных финансово-промышленных групп. Напомним, что старый менеджмент ОГКХ отстаивает интересы влиятельных пророссийских олигархов, одним из которых является Дмитрий Фирташ. Использование представителей СБУ, прикрывающихся ура!патриотической риторикой для якобы защиты национальной безопасности – не что иное, как «узаконенное» противоправное вмешательство в экономическую деятельность ОГКХ, что, безусловно, в компетенцию СБУ ну никак не входит. Но, как говорится, «кто платит, тот и заказывает музыку».
Конечно же, на такие действия от СБУ последовала реакция ОГКХ. Руководство компании в лице Сомова А.Ю. отправило ответное письмо в СБУ с просьбой более подробно обозначить те нарушения, которые вменяются чешской компании, предоставив факты. Этим письмом располагает наше издание.
По нашим данным ОГКХ до сих пор не получило хоть какого-то адекватного ответа от представителей СБУ, что наталкивает на мысль о заказной деятельности последней в интересах определенной финансово-промышленной группы, прикрываясь якобы защитой национальной безопасности.
Кстати, такая «патриотическая» деятельность СБУ не только уничтожает инвестиционную привлекательность нашей страны в глазах потенциальных европейских контрагентов, но и создает внутренние экономические проблемы, поскольку срываются контракты ОГКХ с надежными и проверенными партнерами, а бюджет недополучает средства. Более того, ввиду такой неправомерной деятельности СБУ чешский партнер, зафрахтовав судно, не смог вовремя выйти из порта, теряя время, простаивая и платя дополнительные портовые сборы и демередж. Естественно, эти дополнительные издержки европейская компания была вынуждена платить безосновательно, потому что со временем вопрос был решён благодаря вмешательству представителям ФГИ, которые управляют ОГКХ. Тем не менее, неприятный осадок от псевдодеятельности силовой структуры у чешских партнеров остался.
Венский след и «веретено интересов»
Дмитрий Фирташ до событий Евромайдана успешно арендовал оба комбината ОГКХ, выстраивая при этом титановую вертикаль и вывозя сырье в Сумы и Крым. Но в марте 2014 года «опальный олигарх» бежал в Вену, где и сегодня пребывает, успешно управляя своими титановыми активами. Безусловно, старый фирташовский менеджмент достаточно глубоко «укоренился» в ОГКХ несмотря на то, что при Президентстве Петра Порошенко эти два комбината у него отобрали. На базе же Иршанского и Вольногорского комбинатов создали ОГКХ – государственную компанию, вокруг которой происходит настоящая война со стороны олигархов. К примеру, за контроль над этим государственным предприятием бьются также структуры Виктора Медведчука и Николая Мартыненко.
21 февраля 2020 года поменялся руководитель предприятия. Им стал Михаил Макаров. Его заданием было подготовить ОГКХ к прозрачной приватизации. Сам Макаров в прошлом - представитель Оппоблока и помощник лидера ОПЗЖ Виктора Медведчука. А его советники в ОГКХ – представители потенциального покупателя – компании Glencore. Именно эти два советника должны были заниматься оптимизацией процессов в компании. Эти советники – Питер Дэвис и Татьяна Гогенко. Первый, кстати, был врио главы правления ОГКХ после передачи его в управление ФГИУ. Продержался он недолго, поскольку в октябре 2020 года был уволен за коррупционные схемы в интересах все тех же представителей старого менеджмента, а именно Михаил Макарова.
Отметим, что Питер Дэвис приказывал в свое время остановить отгрузку продукции компаниям, которые являются добросовестными участниками рынка и работают с ОГКХ на условиях рыночных цен. Более того, в самом ФГИУ подчеркивают, что эти компании обеспечивают ежемесячную покупку продукции ОГКХ на сумму в несколько миллионов долларов. Кстати, одной из таких компаний является обвиненная в СМИ чешская Belanto s.r.o.
«Без вины виноватые»: Belanto trade s.r.o.
Во всей этой истории с противостоянием вокруг ОГКХ больше всех пострадала чешская компания Belanto trade s.r.o., являющаяся надежным контрагентом Иршанского горно-обогатительного комбината. Заказная информационная кампания по дискредитации чешской компании, развязанная в украинских СМИ, наносит значительный имиджевый урон не только последней, но и государству Украина как таковому. Отметим, что Belanto trade s.r.o. ведёт абсолютно прозрачную деятельность. Если обратиться к чешскому реестру предприятий, то вот уже на протяжении 6 лет Belanto trade s.r.o. успешно работает на мировом рынке, занимаясь трейдингом нетолько ильменита, но и других полезных ископаемых. Достаточно лишь зайти на сайт этой компании. Более того, компания занимается не только трейдингом минералов, но и занимается развитием инновационных технологий, инструментов для добычи и исследует технологию производства активированного угля. Казалось бы, за так называемой в СМИ компанией-прокладкой стоит, на самом деле, современное европейское предприятие, которое поддалось атаке лишь за попытку выйти на украинский рынок ильменита.
Если же обратиться к чешскому реестру предприятий, то можно обнаружить всю подробную информацию о деятельности Belanto trade s.r.o., которая открыто проводит свою деятельность согласно всем нормам Европейского Союза. Более того, на сегодняшний день ОГХК имеет с Belanto Trade s.r.o. договорные внешнеэкономические отношения. При этом, официальная позиция руководства и владельцев Belanto Trade s.r.o. по поставкам продукции (ильменитового концентрата) в АР Крым и Российскую Федерацию совпадает с позицией Украины, Европейского сообщества и всего цивилизованного мира. Компания Belanto Trade s.r.o. понимает, что поставка ильменитового концентрата в АР Крым, для Украины является чувствительным вопросом, и последняя придерживается всех правил политики органов власти Украины и открыта для сотрудничества, как с ОГХК, так и с любым европейским органом по этому вопросу.
Необходимо также отметить, что ОГХК работает с чешской компанией Belanto trade s.r.o., как и с другими иностранными покупателями продукции ОГХК, на условиях FCA согласно международным коммерческим правилам Incoterms. В соответствии с указанными условиями конечной точкой, в которой ОГХК поставляет продукцию, является определенная ж/д станция на территории Украины. Дальнейшая логистическая цепочка перемещения продукции происходит под непосредственным контролем и под ответственностью иностранной компании-покупателя.
Важно также не забывать, что ОГКХ, будучи ответственным украинским предприятием, ОГХК требует от всех клиентов придерживаться обязательного условия - запрета проведения любых торгово-экономических операций на санкционных территориях, в том числе на временно оккупированной территории АРК. В случае выявления несоответствия заявленным условиям к подписанию контракта или установления достоверных фактов о возникновении такого условия при выполнении контракта обязательства сторон подлежат досрочному прекращению. За Belanto trade s.r.o. такой деятельности замечено не было.
«Все контракты ОГХК обязательно содержат неоспоримое условие, которое однозначно запрещает последующую перепродажу приобретенной у нас продукции компаниям, находящимся под санкциями. Более того, предприятие ставит условие для контрагентов добавлять аналогичный пункт в последующие договоры со своими клиентами. Служба экономической безопасности проверяет деловую историю и возможные риски при поставке по всех потенциальных контрагентов», - отметил врио председателя правления ОГХК Артур Сомов.
Большая приватизация vs олигархизация: позиция ФГИУ
Конечно, сложившаяся ситуация вокруг ОГКХ не могла не беспокоить ФГИУ. После информационной атаки представители государственной структуры вышли с официальным заявлением: «Фонд государственного имущества Украины занимает принципиальную государственную позицию по содействию всем правоохранительным органам в контроле над соблюдением законности деятельности всех предприятий, находящихся в сфере управления Фонда. Вместе с тем, бездоказательные обвинения в медиа в адрес ФГИ и его представителей свидетельствуют о заинтересованности определенных лиц не в соблюдении законодательства, а в дестабилизации важных для экономики государственных предприятий».
И тут важно понимать, что, целенаправленно вредя репутации ОГХК, определенные лица преследуют собственную цель, которая заключается в обесценивании этого актива накануне приватизации и уменьшении круга потенциальных инвесторов, которые следят за этим объектом и могут создать конкуренцию в ходе торгов.
Такие действия противоречат интересам государства и украинского общества, которые заинтересованы в получении стабильных доходов от компании на этапе ее пребывания в госсобственности, в соблюдении ею действующего законодательства при осуществлении деятельности и от приватизации на прозрачном аукционе.
Напомним, что ФГИ в рамках кампании Большой приватизации планирует выставить ОГКХ на торги со стартовой стоимостью 3-5 млрд грн. Но такой ход событий, конечно же, не устраивает ключевых титановых игроков-олигархов, целью которых является заполучить предприятие «за копейки», вымывая из него средства и занижая рыночную стоимость сырья. Информация о поставке ОГХК продукции из порта Черноморск на оккупированные территории сфабрикована против предприятия государственного сектора экономики с прямой целью очернения репутации накануне приватизации предыдущим менеджментом, погрязшим в коррупции.
Примечательно, что 13 января 2021 года были проведены обыски в главном офисе и на территории Вольногорского горно-металлургического комбината, что лишь подтверждает нашу версию о срыве приватизации объекта в рамках прозрачного аукциона.
Более того, пока готовился этот материал, доблестная Прокуратура Автономной Республики Крым и города Севастополя достала из загашника криминальное дело от октября 2014 года о якобы о прохождении судов под иностранными флагами в закрытые крымские порты. Дело от 2014 года представителями прокуратуры «белыми нитками» шьется, находя свой отклик в январе 2021 года. На лицо обычный политический заказ. В распоряжении нашего издания есть это письмо, в котором прокуратура пишет в Государственную таможенную службу Украины следующее: «У ході досудового розслідування встановлено, що судном «Bogdan» (МО 9132492) під час оформлення на відхід з порту Чорноморськ (Україна), було вказано порт слідування Самсун (Туреччина), хоча в ході руху судно змінило маршрут слідування та здійснило захід до порту Єзерево (Болгарія), де ймовірно ільменіт був розвантажений та згодом завантажено на суховантаж».
Особо удивляет формулировка «вероятно» в риторике представителей прокуратуры. Но это и неважно, ведь это письмо послужило основанием Государственной таможенной службе Украины отправить письмо на Одесскую таможню, которая не просто не выпускает судна из порта, тем самым нанося ущерб, как ОГКХ, так и её надежному контрагенту в лице Belanto s.r.o. Ситуация повторяется опять и все дело в том, что руководство Одесской таможни коррумпируется старым менеджментом ОГКХ в лице её бывшего директора Журило Руслана Николаевича и Перцева Юрия Олеговича – ярчайших «фунтов» венских покровителей – Николая Мартыненко и Дмитрия Фирташа. Коррумпируя ответственных руководителей Одесской таможни, эти «титановые товарищи» блокируют отгрузку и соответственно экспорт продукции ОГКХ, что, с свою очередь, подрывает не только авторитет и легитимность государственных органов, но и дискредитирует репутацию государственных компаний в качестве надежных партнеров европейских контрагентов.
Представители олигархических финансово-промышленных групп сознательно открыли «ящик Пандоры» в отношении вопроса кампании Большой приватизации и участия в ней конкурентоспособных европейских компаний. Такие действия не просто вредят украинской экономике, но и ставят в будущем вопрос ребром её выживания.