Украина и Европейский Союз договариваются о сотрудничестве в сфере производства и поставок водорода, который называют топливом будущего. Предполагается, что наша страна будет производить водород для нужд Европы, хотя, очевидно, какая-то его часть будет оставаться на внутреннем рынке. "Апостроф" разбирался, какие у этого проекта есть перспективы и риски.

Украина хочет поставлять в Германию водород, заявил исполняющий обязанности министра энергетики Юрий Витренко в ходе видео-конференции с представителями немецкого Министерства экономики и энергетики, которая состоялась в начале февраля.

"Мы хотели бы рассмотреть вопрос относительно возможности структурирования соответствующих контрактов, которые будут предусматривать авансовые платежи со стороны Германии за "зеленый" водород, - сказал Витренко. – Эту предоплату мы сможем использовать для финансирования развития "зеленой" энергетики, которая будет замещать угольную генерацию, и развитие водородной энергетики".

Водород как предчувствие

В последние годы тема водорода как топлива будущего активно продвигается по всему миру. Дело в том, что водород может использоваться практически во всех видах транспорта. Так, все более популярными становятся автомобили, которые "заправляют" водородом.

Еще одна потенциальная сфера его применения – производство электрической и тепловой энергии для жилых домов, офисов, других помещений.

Ну и, наконец, есть хорошая перспектива его использования в космической сфере.

Однако до последнего времени водородное топливо не рассматривалось как столь уж перспективное – прежде всего, из-за его относительной дороговизны, а также технологических сложностей. Но технический прогресс не стоит на месте, и сегодня массовое использование водорода как топлива уже не воспринимается как научная фантастика.

Также важно то, что водородное топливо отличает абсолютная экологичность из-за отсутствия выбросов как таковых. А, учитывая, что Запад делает все больший акцент на экологической составляющей энергетики и производства в целом, это только добавляет очки водороду.

Локомотивом в сфере экологии выступает Европа, которая провозгласила "зеленый" курс (EU Green Deal) с целью сделать европейскую экономику климатически нейтральной к 2050 году.

С водородом, правда, есть одна сложность - в отличие от других видов топлива он не существует в природе в чистом виде. А потому его необходимо "производить". Самый старый способ выделения водорода связан с процессом газификации угля. Также его можно получить из природного газа.

Однако такой водород недостаточно чистый. Поэтому по-настоящему "зеленым" является водород, полученный путем электролиза воды.

И именно такому водороду, судя по всему, отдает предпочтение Германия. В июне 2020 года страна утвердила "Национальную водородную стратегию" (в июле подобная стратегия была принята на уровне всего ЕС). Ставка в ней делается на "зеленый" водород, который производится с помощью возобновляемых источников энергии. То есть использовать для электролиза электроэнергию, полученную благодаря сжиганию угля и даже газа, не получится.

Кроме того, в начале февраля этого года немецкое правительство одобрило план по созданию инфраструктуры для транспортировки "зеленого" водорода. Предполагается, что для этого будут использоваться существующие газопроводы, а также будут построены принципиально новые трубы.

Немецкий трубопровод для водорода, иллюстративное фотоФото: Getty images

Разменная фигура в большой игре

В начале февраля в немецкой прессе появилась информация со ссылкой на источники, что новая американская администрация президента Джозефа Байдена якобы готова обсуждать с правительством Германии вопрос снятия санкций с газопровода "Северный поток-2". Разумеется, не за просто так – в обмен на это немцы должны дать гарантии продолжения транзита газа через Украину.

Кроме того, США якобы также настаивают на том, чтобы Германия помогла Украине расширить существующую газотранспортную инфраструктуру для транспортировки водорода.

Согласно информации немецкой прессы, Украина имеет высокий потенциал для собственного производства водорода, и уже сейчас представители украинских компаний продвигают в Германии свои водородные проекты.

Добавим к этому, что в июле 2020 года на то время исполнявшая обязанности министра энергетики Украины Ольга Буславец заявила о возможности строительства в стране завода по производству водорода. А в конце августа Буславец подписала в Берлине совместное заявление об энергетическом партнерстве, которое, помимо прочего, предусматривает сотрудничество в сфере поставок водорода из Украины в Германию.

При этом, как выяснилось, желающие строить мощности по производству водорода в нашей стране есть. По крайней мере, один такой завод собираются возвести до конца 2021 года возле Днепровской гидроэлектростанции (ДнепроГЭС, Запорожье).

Но есть ли, в самом деле, перспективы того, что в Украине появится современное производство водорода?

"Перспективы есть, но какие они, по состоянию на сегодня сказать нельзя по ряду причин, в первую очередь, потому что в Украине, как и во многих странах, еще много нерешенных технологических проблем в плане массового производства и поставок "зеленого" водорода, - сказал в комментарии "Апострофу" эксперт энергетических программ Украинского института будущего Андриан Прокип. - Кроме того, пока непонятно, как будет формироваться наша политика создания водородной энергетики".

Он подчеркнул, что именно Европейский Союз видит в Украине своего потенциального поставщика водорода, о чем говорится в "водородной стратегии".

"Она предполагает, что до 2030 года половина мощностей производства водорода будет размещена за пределами ЕС, которые будут использоваться не только для внутренних нужд соответствующих стран, но и для экспорта в Евросоюз. И Украина – единственная страна, названная (в этой стратегии) как приоритетная (наряду с Балканским регионом), - рассказал эксперт. - Остается только вопрос, насколько оперативно мы будем реагировать и развивать этот сектор (энергетики)".

Прокип добавил, что речь идет о перспективе пяти-шести лет.

Еще один немаловажный вопрос - возможны ли "авансовые" платежи за поставки украинского водорода, о которых говорил Юрий Витренко? Иными словам, даст ли Германия деньги на этот проект? Это вполне возможно, считает эксперт. Но деньги не дадут под простые обещания: олжны быть подписаны документы, даны определенные гарантии".

Дело - "труба"

Однако произведенный водород нужно будет доставить в страны ЕС. Как это можно сделать?

Упомянутая выше Ольга Буславец в декабре прошлого года рассказала, что Министерство энергетики наметило краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы транспортировки водорода. Так, в краткосрочной перспективе предусматривается транспортировка небольших объемов водорода в газообразном состоянии в цистернах автомобильным транспортом. В среднесрочной перспективе водород должен перевозиться в жидком состоянии автомобилями и по железной дороге. А уже в долгосрочной перспективе предполагается его транспортировка по существующим газопроводам.

Баллоны с водородом, иллюстративное фотоФото: Getty images

Идея использования украинской газотранспортной системы (ГТС) для поставок водорода ранее уже высказывалась, прежде всего, в свете возможного сокращения или даже полного прекращения транзита российского газа в Европу через Украину. Как известно, нынешний транзитный контракт действует до конца 2024 года, и вряд ли Россия захочет его продлевать, особенно, если ей удастся завершить строительство газопровода "Северный поток-2" (но даже без этого газопровода транзит по украинской ГТС обречен на кардинальное сокращение).

Глава компании "Оператор ГТС Украины" Сергей Макогон также не исключал использования отечественной газотранспортной инфраструктуры для поставок водорода в Европу, однако, по его словам, есть вопросы по состоянию труб – смогут ли они обеспечить надежную и безопасную транспортировку?

Это - действительно ключевой момент.

По словам руководителя специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадия Рябцева, нынешнее состояние технологий не позволяет осуществлять транспортировку водорода по ГТС Украины.

"Но, если у кого-то на Западе, в частности, в Германии, найдутся лишние деньги на то, чтобы украинские специалисты смогли изучить возможность такой транспортировки, а потом еще и модернизировать ГТС, чтобы обеспечить такую транспортировку, то почему бы не воспользоваться этими деньгами?", - сказал он в разговоре с "Апострофом".

По словам специалиста, основная проблема в том, что украинская труба не держит водород. "Можно, конечно, смешивать водород с природным газом, но его ж нужно будет каким-то образом потом отделять", - добавил он.

Кроме того, в этом случае вряд ли такой водород будет считаться "зеленым", а, значит, он не устроит европейцев.

Таким образом, вопрос о поставках украинского водорода, и то, потенциального пока, а не реального, остается открытым.

"Водородные" войны

И еще несколько слов о производстве водородного топлива. Несмотря на то, что Германия рассматривает Украину как потенциально приоритетного поставщика, не стоит думать, что наша страна видится неким монополистом на этом рынке.

На днях стало известно, что 30 компаний из Франции, Испании, Италии и Германии объединились в альянс с целью производства водорода с помощью солнечной энергии. Цель проекта – снизить стоимость производства водорода до уровня ископаемого топлива. До 2030 года планируется построить мощности солнечной энергетики на 93 гигаватта, а также электролиза на 67 гигаватт.

Еще один европейский проект предусматривает производство водорода при помощи ветрогенерации в Нидерландах, после чего он будет распространяться по Европе через существующие газопроводы.

Но даже не это должно насторожить украинцев.

В конце прошлого года правительство России приняло "водородную стратегию", согласно которой РФ в перспективе должна стать одним из мировых лидеров по производству и экспорту водорода. При этом поставлять водород в Европу россияне хотят по скандальному газопроводу "Северный поток-2" (если, конечно, он будет достроен).

Пока речь идет о получении водорода из углеводородов, в частности, газа. Но, как было сказано выше, такой водород не будет "зеленым", а потому не годится для поставок в Европу. Кроме того, в России достаточно слабо развита солнечная и ветровая энергетика, следовательно, российский электролиз не будет достаточно "зеленым".

Но нужно понимать, что все может кардинальным образом измениться – ведь еще полгода назад РФ вообще не рассматривала водород в контексте энергетики.

Очевидно, что Россия постепенно теряет энергетический рынок Европы. "Ей нужно занимать нишу, и этой нишей может стать водород, и очевидно, что такой конкурент, как Украина, ей не нужен, - предупреждает Андриан Прокип. - Поэтому я ожидаю, что через пять-десять лет будет уже не "газовая", а "водородная" война с Россией".

Теги по теме
Россия Евросоюз Германия Северный поток-2 ГТС
Поделиться сюжетом