Ученые выяснили, что доисторические художники доводили себя до кислородного голодания, чтобы творить
Ученые выяснили, что доисторические художники доводили себя до кислородного голодания, чтобы творить

Ученые выяснили, что доисторические художники доводили себя до кислородного голодания, чтобы творить

Такой вывод исследователи сделали, изучив наскальные рисунки в пещерах, созданные древними людьми тысячи лет назад

Анализируя наскальные рисунки периода позднего палеолита, примерно от 40 000 до 14 000 лет назад, исследователи из Тель-Авивского университета обнаружили, что многие из них расположены в залах или узких проходах глубоко внутри пещерных систем, по которым можно перемещаться только при искусственном освещении. Огонь снижал уровень кислорода. Так что доисторические художники творили в состоянии гипоксии. Об этом пишет CNN.

Исследование касалось наскальных изображений в пещерах Европы и Мексики и предлагает объяснение того, почему доисторические художники забирались так глубоко под землю, вглубь пещерных систем.

Ученые отмечают, что люди раннего палеолита не жили в глубине пещер, видимо, опасаясь обвалов, но рисунки чаще всего обнаруживают именно там, в глубине, где нет никакого естественного освещения.

Пещера Шове во Франции

Чтобы творить, древние художники брали с собой факелы. Использование открытого огня снижало уровень кислорода и неизменно приводило к гипоксии, что приводило к спутанности сознания, дезориентации, галлюцинациям, изменению поведения, считает Ран Баркай, профессор доисторической археологии.

"Живопись в этих условиях была сознательным выбором, призванным помочь им взаимодействовать с космосом. Это состояние использовалось для связи с непознанным", — считает Баркай.

По словам профессора, пещерные художники думали о скале как о мембране, соединяющей их мир с подземным миром, который, по их мнению, был местом изобилия.

Наскальные рисунки изображают таких животных, как мамонты, бизоны, медведи и горные козлы, и эксперты давно обсуждают их предназначение.

Пещера Шове во Франции

Исследователи утверждали, что пещеры играли важную роль в системах верований периода позднего палеолита, и что картины были частью этих отношений.

"Не украшение сделало пещеры значительными, а наоборот: значение выбранных пещер было причиной их украшения", — говорится в исследовании.

Баркай также предположил, что наскальные рисунки могли быть использованы как часть своего рода обряда инициации, если присутствовали дети.

"Дальнейшие исследования позволят выяснить, почему детей брали в эти глубокие пещеры, а также выяснят, смогли ли люди выработать устойчивость к низкому уровню кислорода", — отмечают ученые. 

Теги по теме
исследование
Источник материала
Поделиться сюжетом