Волна заболевания после Пасхи придет не сразу, но ее не избежать - Павел Ковтонюк/Ограничения на майские праздники необходимы, если мы хотим держать эпидситуацию под контролем
Волна заболевания после Пасхи придет не сразу, но ее не избежать - Павел Ковтонюк/Ограничения на майские праздники необходимы, если мы хотим держать эпидситуацию под контролем

Волна заболевания после Пасхи придет не сразу, но ее не избежать - Павел Ковтонюк/Ограничения на майские праздники необходимы, если мы хотим держать эпидситуацию под контролем

В Украине решили не усугублять карантин на Пасху и майские праздники. В Минздраве пошли на такой шаг, даже несмотря на то, что именно такие дни становятся толчком к новой вспышке заболеваемости коронавирусом. К сожалению, это не единственное не до конца продуманное решение министра Степанова. Проблемы у украинцев возникают и при вакцинации, потому что кампания по иммунизации построена слишком сложно. Какими будут последствия отсутствия жестких ограничений на Пасху? Почему в Украине проваливается вакцинация и какой должна быть кампания прививок? Об этом в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал соучредитель Украинского центра здравоохранения, заместитель министра здравоохранения в 2016-2019 годах ПАВЕЛ КОВТОНЮК.

- Министр здравоохранения Максим Степанов заявил, что жесткого карантина на Пасху не будет. Есть ли у людей понимание, что эти дни и богослужения могут быть опасными для здоровья?

- Практика показывает, что полагаться только на понимание людей - это стратегия, которая никуда нас не ведет. Если бы люди понимали, и только они могли бы решать эту ситуацию, то все бы просто носили маски. У нас бы давно уже не было коронавируса, так как ношение масок и соблюдение дистанции всеми людьми до одного просто его элиминирует из популяции.

Поэтому для этого нам нужно правительство, которое вводит те или иные ограничения в соответствии с оценкой ситуации и поставленными целями. Если смотреть на эпидемиологию, то майские праздники, Пасха - это, безусловно событие, которое снова приведет к ускорению распространения болезни. Мы его сразу не почувствуем. Волна будет очевидной через месяц, как было с зимними праздниками, когда работали горнолыжные курорты. Через месяц после этого в западных областях началась новая волна. После 8 марта тоже была вспышка. Мы анализировали данные: очень четко видна вспышка заболеваемости почти по всем областям. То же будет после Пасхи.

Здесь все зависит от правительства - какую оно выберет стратегию. Если оно выберет целью сдерживать распространение на ранних этапах, то надо вводить ограничения на Пасху. Если правительство решит, что пусть люди идут на Пасху в церкви, а мы потом будем пытаться через выявление и дополнительные койкоместа бороться с последствиями этих вспышек, тогда оно этих ограничений вводить не будет.

- То есть все должно идти от правительства, это ответственность исполнительной ветви власти?

- Да. С точки зрения эпидемиологии, вспышка начнется безусловно. Это событие, которое способствует распространению вируса. Это безусловно произойдет.

- У нас хромает и процесс вакцинации. Да, мы не топ-страна, чтобы получить необходимое количество вакцин, но еще одним недостатком является провальная информационная кампания. По вашему мнению, когда следовало бы начать? Есть еще время донести до населения, что карантин - это не просто так, ковид - это не просто кашель, и вакцина - это не чипирование Биллом Гейтсом?

- Низкий уровень доходов нашей страны - это не оправдание. Есть много стран, которые имеют такой же уровень дохода, как и наша страна или ниже. И они вакцинируют гораздо лучше и имеют вакцины в большем количестве по отношению к своему населению.

Если брать Европу, то можно вспомнить Молдову, Сербию. Сербия сейчас - один из лидеров в Европе по скорости вакцинации, хотя она не является членом ЕС и не относится к богатым странам. Еще можно вспомнить пример Албании, Северной Македоний и ряда других стран.

- Но и население там меньше.

- А это еще хуже. Для них это усложняет задачу, потому что когда у тебя маленькое население, купить достаточное количество вакцин на рынке очень трудно. Производители продают больше вакцин туда, где крупный заказ. Чем больше страна, тем тебе легче. Украина здесь имеет определенное преимущество перед этими странами, которое, к сожалению, не использует. Относительно коммуникационной кампании: она должна была начаться раньше. Украина должна была встретить кампанию по вакцинации в гораздо более высокой готовности.

Это важно потому, что сейчас правительству приходится вести такую себе оборонительную коммуникацию. То есть сначала в информационное поле попадают негативные месседжи, сомнения и дезинформация. Например, знаменитые истории об индийской вакцине, эти мемы, которые накапливаются. Правительство уже обороняется. Оно объясняет, что вакцина индийская, но хорошая. Оборонная коммуникация, как правило, цели достигает очень плохо. Упустили правильный момент для начала кампании, а сейчас мы наверстываем втрое большими усилиями.

Я бы также сказал, что большая проблема с нашей кампанией, которая худшая в Европе - мы сейчас на последнем месте по темпам вакцинации, это объективный факт - это проблема организационная. Мы организовали слишком сложную кампанию для страны, где население не очень готово вакцинироваться. Слишком много очередей, слишком много условностей, слишком неудобная инфраструктура, как для населения, которое не горит желанием бежать и делать себе вакцину.

- Но это та система, в которой и вы работали. Это Министерство - целая система здравоохранения, которая должна реагировать на такие вызовы гораздо быстрее. Если бы был не ковид, а корь, например? В чем проблема реформировать нашу систему, чтобы можно было быстро и динамично реагировать на такие проблемы?

- Остолбенелость системы - это то, что получает каждое правительство по наследству. Оно с этим мало что может сделать. Конечно, надо делать шаг вперед за свою каденцию, но глобально это изменить очень трудно. Но собственные решения этого правительства должны быть такими, чтобы эта остолбенелость не повышалась, а уменьшалась.

Я считаю, что система вакцинации, которая у нас есть, очень сложная. Например, у нас вакцинация происходит по этапам, когда разные возрастные группы находятся на разных этапах. Сначала 80-летние вакцинируются, затем 70+, потом 60+, потом 50+. Несмотря на то, что система в принципе у нас не очень гибкая и не имеет возможности организовать такую очередь, мы имеем ситуацию, когда реально больше людей сейчас провакцинировано в категории от 20 до 30 лет. Они вообще не предусмотрены планом вакцинации. Почему? Потому что 80-летних очень трудно выделить из населения и организовать им такую кампанию, чтобы они постоянно приходили в центры вакцинации и массово вакцинировались. Они просто не приходят. При этом 70-летних не записывают вообще. И получается, что дозы или вообще списывают, или оставят любому.

Поэтому я считаю, что кампания должна была быть гораздо проще. Надо просто упрощать эти категории людей: вакцинировать людей 60+ и все. Без этих лишних очередей, чтобы люди, которые хотят вакцинироваться, могли сделать прививки как можно легче. Я считаю, что это даже большая проблема, чем то, что вакцин не так много в Украине.

Теги по теме
Коронавирус Пасха локдаун
Источник материала
loader
loader