Узнаваемость, доверие, коммерческий успех. 50 украинских брендов по версии Фокуса
Узнаваемость, доверие, коммерческий успех. 50 украинских брендов по версии Фокуса

Узнаваемость, доверие, коммерческий успех. 50 украинских брендов по версии Фокуса

Современный житель мегаполиса, активный пользователь интернета и соцсетей в течение дня видит уйму рекламных сообщений. За его внимание конкурируют тысячи торговых марок, но далеко не каждая имеет шансы на успех. В списке Фокуса — 50 успешных брендов Украины, тех, которые завоевали признание и уважение клиентов. Конечно, известных компаний в Украине намного больше и объявить всех просто невозможно. В каждом сегменте — ретейл, пищевая промышленность, телеком или строительство, — есть несколько лидеров. Поэтому редакции с экспертами пришлось ограничить количество брендов, которые попали на наши страницы. Подробнее об этом в рубрике "Как мы составляли список".

Опрошенные Фокусом эксперты единогласны: в перенасыщенном информационном пространстве для построения успешного бренда недостаточно узнаваемого логотипа, выразительных фирменных цветов, удачного слогана и привлекательного визуального ряда, как это было в прошлом столетии. Открытость, честность, высокое качество, полезность и прозрачность — такие свойства, по мнению Романа Загорняка, директора Averina Agency, сегодня важны для потребителя. В свою очередь Ирина Метнева, творческий директор Vandog Agency, считает, что бренд в современном мире — это система ценностей, личностей и поступков, за которыми пристально следит потребитель.

"Повышенный интерес к личным брендам, как к чему-то более близкому людям, вызывает любовь к бренду в целом, особенно если руководитель компании — ключевая, вовлеченная фигура, — продолжает Загорняк. — Секрет построения личного бренда заключается в постоянной работе, самосовершенствовании, накоплении новых знаний в своей сфере и отдаче энергии людям".

Украинские компании и борьба за внимание

Директору по операционным и стратегическим вопросам компании Senseit.Solutions Дарье Кушнир по душе бренды, владельцы которых лично появляются в соцсетях, рассказывают о продукте, ведут блог. В таком случае у бренда есть живое лицо, которое выступает гарантией качества.

Как пример успешного построения личного бренда Загорняк приводит Евгения Черняка, основателя алкогольного холдинга Global Spirits (флагманский бренд — "Хортиця"), Василия Хмельницкого, основателя холдинговой компании UFuture, и Ярославу Гресь, руководительницу агентства Gres Todorchuk PR. Все они имеют сотни тысяч подписчиков в соцсетях и набрали много голосов интернет-аудитории в рейтинге "Топ-50 блогеров Украины" на focus.ua.

Открытость, честность, высокое качество, полезность и прозрачность — такие свойства сегодня важны для потребителя

директор Averina Agency
Роман Загорняк

Авторитет бренда оказывает непосредственное влияние на объемы продаж — с этим никто не спорит. "Всех людей по критерию готовности к принятию новой информации можно разделить на пять групп: новаторы, ранние последователи, раннее большинство, позднее большинство, отстающие. Популярность и известность бренда становится залогом безопасного, разумного, проверенного выбора для трех последних групп, в совокупности составляющих 80% населения", — объясняет взаимосвязь Юрий Ковальчук, управляющий директор маркетинговой компании Pølaris Partners. То есть ядро потребителей доверяет проверенным топ-брендам, не оставляя шанса дебютантам и тем, кто не особенно заботится об имидже и собственной узнаваемости.

"Чем лучше аудитория знает бренд, чем больше имеет сложившихся связей, эмоционального взаимодействия с продуктом или компанией, тем крепче связь и лояльность, — продолжает Олесь Кучеренко, креативный директор бренд-студии Bambuk. Поэтому заходить в сегмент, где работают известные, сильные бренды, всегда сложно". Новичкам эксперт советует искать точки отличия и применять нестандартные, креативные подходы, чтобы отстроиться от конкурентов и найти свою нишу. В пример Кучеренко приводит новый продукт AB InBev Efes Украина — квас "Село и люди", который обращается к потребителю через украинскую традицию, юмор, настроение и иллюстративный дизайн этикетки. Благодаря этому продукт быстро завоевал 11% рынка кваса.

По мнению Дарьи Кушнир, достичь масштабирования бизнеса, роста производства, повышения качества и стоимости сервиса без выстроенного бренда в современном мире не получится. В числе украинских брендов, у которых получилось, собеседница Фокуса называет "Нову Пошту", "Розетку", monobank, Grammarly, MacPaw, Preply и Petcube.

Однако факт остается фактом: на рынке работают тысячи компаний, которые успешно продают товары или услуги без особых вложений в брендинг. Как отмечает Юрий Ковальчук, если у продукта есть технологическое преимущество, свой канал дистрибуции, самая низкая цена на рынке и утилитарное потребление, добиться успеха можно и с брендингом "на минималках". В частности, без особых усилий по продвижению бренда может работать малый и средний бизнес в сфере услуг, общественного питания и т. п. Особенно если речь о локальных, а не сетевых заведениях. "Об открытии нового классного заведения, где атмосферно, вкусно и хороший сервис, зачастую узнаешь не из рекламы, а от друзей. Там может даже не быть яркой визуальной айдентики, просто очень крутые повара готовят вкусную пищу", — делится наблюдениями Олесь Кучеренко. По его мнению, рекомендация таких заведений от "сарафанного радио" работает лучше и быстрее, чем таргетированная реклама.

Бренды не навсегда

В мировой истории есть бренды, которые сохраняют популярность на протяжении многих десятков, а то и сотен лет. Однако в большинстве случаев их жизненный цикл намного короче. В 1990-е — начале 2000-х новые бренды в Украине буквально выстреливали, быстро набирая популярность.

В условиях диджитал-мира личности руководителей и собствен­ников бренда выходят на первое место наряду с качеством, и соцсети могут как поднять бренд, так и уничто­жить его

Правда, о большинстве некогда популярных брендов первых десятилетий независимости Украины сегодня уже никто не помнит. В качестве примера такого быстрого бренда Юрий Ковальчук приводит "белый пакет" сока Одесского завода детского питания. Привлекательность такого продукта заключалась в том, что покупатель якобы платил только за сок, а не за бренд и дорогую полиграфию. Однако после успеха этого маркетингового хода полки супермаркетов заполонили "белые пакеты" соков других производителей, а игроки рынка годами судились друг с другом за право продавать сок в такой упаковке. Сегодня о белых пакетах помнят пре­имущественно маркетологи, а примеров быстрого взлета брендов становится все меньше. "Если раньше рынки пустовали, а люди были доверчивы, то сейчас рынки сформированы, а потребители стали пресытившимися скептиками", — заключает Ковальчук.

В условиях, когда с нуля выстроить успешный бренд становится сложно, растерять наработанный потенциал предельно легко. В числе ключевых рисков Ковальчук называет обман потребителя, который оборачивается масштабными репутационными потерями, перебои с качеством продукта или услуги, а также устаревание и несоответствие современным реалиям.

Негативно на брендах отражаются провалы в рекламе и коммуникациях. Например, компания может выпустить креативный проморолик, в котором лидеры мнений и простые потребители увидят ноты сексизма. Это выльется в активные обсуждения в соцсетях и материалы в СМИ. Да, скандалы привлекают внимание к компании, но чаще всего отдаляют от нее потребителя. "Самые большие риски для брендов связаны с неумением коммуницировать, в том числе сложными ситуациями, — продолжает Дарья Кушнир. — Например, один недовольный клиент с двумя тысячами активных подписчиков в соцсетях может нанести сильный удар. Но бренд должен уметь красиво "закрыть" любой конфликт с аудиторией".

Брендинг будущего

"В 1990-х — 2000-х годах в продвижении брендов доминировала односторонняя коммуникация с витрин, билбордов или рекламных страниц в журналах. Сегодня же коммуникация бренда — это диалог, желательно на важные для аудитории темы, которые часто значительно шире самого продукта", — говорит Олесь Кучеренко. То есть потребителю нужно больше, чем красивая обертка продукта.

По мнению Дарьи Кушнир, сегодня для каждого бренда важны эмоциональная связь и история отношений с клиентом. "Важно выбрать свою аудиторию, найти правильные подходы, триггеры и слова для взаимодействия с ней. Чем лучше бренд справится с этим заданием, тем удачнее будут отношения с потребителями", — заключает эксперт.

Александр Федотов, директор по развитию бизнеса консалтинговой компании "Ольшанский и Партнеры", уверен: ускорить развитие бренда поможет предвосхищение чаяний и мечтаний клиентов. То есть нужно изучать проблемы, с которыми сталкиваются люди, и искать способы им помочь. В будущем для этого компании будут чаще использовать высокие технологии. Юрий Ковальчук прогнозирует расширение практики изучения привычек и интересов людей с помощью искусственного интеллекта, углубление персонификации и кастомизации предложений, выход на новый уровень контроля потребителя. Обязательным условием для бренда будут социальные проекты, экологическая составляющая. "Sustainability (устойчивость, стабильность, надежность) становится обязательной частью ценностной карты компании. Статистика подтверждает, что в 2021 году 81% респондентов во всем мире будет выбирать продукцию компаний, которые заботятся об окружающей среде", — заключает Дарья Кушнир.

Как мы составляли список украинских брендов

Составление списка успешных брендов происходило в несколько этапов. Сначала мы составили лонг-лист из ста брендов разных отраслей. В него вошли бренды-товары и бренды-компании, которые давно представлены на рынке и получили узнаваемость и доверие. Далее оценивались деятельность компании, ее репутация. Далее в работу включилась фокус-группа, которая по 10-балльной шкале отмечала уровень узнаваемости и доверия к брендам. Те, которые получили низкие баллы (0–3), выбыли из списка. Именно это ограничение отсеивало часть вполне известных и достойных украинских компаний. На последнем этапе мы изучили финансовые отчетности компаний и ранжировали в таблице по уровню выручки по итогам 2020 года (для банков — годовой доход, для страховой компании — объем премий).

Украинские компании — список успешных брендов
Источник материала
Поделиться сюжетом