22 января. Памятные даты
22 января. Памятные даты

22 января. Памятные даты

Сегодня День Соборности Украины

22 января, в день провозглашения в 1919 году Акта Злуки (Соединения) Украинской Народной Республики и Западно-Украинской Народной Республики, ежегодно отмечается День Соборности Украины. Этот праздник официально установлен в 1999 году, учитывая большое политическое и историческое значение объединения УНР и ЗУНР для создания единого (соборного) украинского государства.

Акт Злуки увенчал соборные стремления украинцев всех частей Украины по меньшей мере с середины XIX века. Это было основополагающим событием для украинского государства. 24 августа 1991 года внеочередная сессия Верховной Рады УССР приняла Акт провозглашения независимости Украины. Его поддержали украинцы на Всеукраинском референдуме 1 декабря 1991 года. Это событие стало отправной точкой для отсчета истории современной Украинской государственности. Впрочем, историки вполне справедливо отмечают, что 24 августа 1991 года действительно произошло восстановление государственной независимости Украины.

Впервые в XX веке украинская независимость была провозглашена 22 января 1918 года IV Универсалом Украинской Центральной Рады. Годом позже, 22 января 1919 года, в Киеве на Софийской площади был провозглашен Акт Злуки (Соединения) украинских земель в единую Украину, утверждалось объединение двух тогдашних государств УНР и ЗУНР, возникших на обломках Российской и Австро-Венгерской империй, в единое соборное Украинское государство.

В тексте Акта Злуки утверждалось: «В настоящее время воедино сливаются веками оторванные друг от друга части единой Украины – Западно-Украинская Народная Республика (Галичина, Буковина и Венгерская Украина) и Приднепровская Великая Украина. Сбылись вековые мечты, которыми жили и за которые умирали лучшие сыновья Украины. Единая независимая Украинская Народная Республика».

Однако тогда объединение Украины состоялось, скорее, символично: уже через несколько недель после провозглашения Акта Злуки, большевики захватили Киев, позже поляки оккупировали Восточную Галичину, а Чехо-Словакия – Закарпатье.

Первое празднование Соборности состоялось 22 января 1939 г. в Карпатской Украине (г. Хуст), в то время – автономной республике Чехо-Словакии. В тот день под сине-желтыми флагами прошла тридцатитысячная манифестация местного населения, съехавшегося в столицу Карпатской Украины со всех уголков края вспомнить события 20-летней давности.

Ярким проявлением единства, воли украинского народа к свободе стала «живая цепь», организованная патриотическими силами 21 января 1990 года по случаю 71-й годовщины провозглашения Акта Злуки. Миллионы тогда еще советских украинцев взялись за руки от Киева до Львова, отмечая День Соборности.

С тех пор в Украине «живые цепи» создавались не раз, символизируя единство (соборность) украинского народа, а День Соборности отмечается на государственном уровне уже ежегодно.

События дня

22 января 1918 года Четвертым Универсалом Центральной Рады Украинская Народная Республика провозглашено самостоятельным и независимым государством.

Но даже эта торжественная декларация, единодушно поддержанная всеми представленными в Центральной Раде украинскими партиями, в условиях большевистского наступления, разворачивавшегося по всему Левобережью, не смогла консолидировать национальные силы. В дни, когда большевистские войска близились к Киеву, в самой Центральной Раде произошел раскол. Часть ее членов, преимущественно от фракции украинских левых эсеров, выступила с предложением о перевыборах этого органа, отмечая, что настроения людей принципиально изменились, и его состав не отвечает нынешним ориентациям общества.

22 января 2014 года открылся печальный счет героев, погибших во время Революции Достоинства и которых впоследствии назовут Небесной сотней.

Противостояние на улице Грушевского началось еще 19 января, когда традиционное воскресное Вече переросло в поход митингующих к Верховной Раде. В то время вход в правительственный квартал перекрывали бойцы «Беркута». Началось серьезное противостояние: майдановцы переворачивали автобусы, которые использовала милиция, бросали в бойцов «Беркута» бутылки с бензином и брусчатку. Для задымления улицы поджигали шины; опрокинутые автобусы начали гореть. В ответ силовики применяли слезоточивый газ и травматическое оружие, бросали светошумовые гранаты, затем начали прицельно поливать людей из водомета. Бой, который длился с разной активностью более двух суток, завершился 21 января, когда на улицу Грушевского вышли священнослужители. Став между евромайдановцами и милицией, они начали молиться, призывая стороны к завершению конфликта и покаянию. Так, сменяя друг друга, за сутки священникам удалось удержать противоположные стороны от силового противостояния. Однако уже на следующее утро, 22 января, «Беркут» пошел в наступление и временно оттеснил демонстрантов с Европейской площади. В тот же день стало известно и о первых павших на Майдане. Утром 22 января 21-летний Сергей Нигоян из Днепропетровской области получил смертельное ранение в голову. Потом смертельное огнестрельное ранение в сердце получил 25-летний белорус Михаил Жизневский. Оба были активистами Майдана и участвовали в протестах фактически с самого начала. В тот же день, в лесу под Киевом было найдено тело со следами пыток львовянина Юрия Вербицкого – активиста Майдана, похищенного неизвестными прямо из больницы накануне. Получили ранения и скончались на следующей неделе в больницах Роман Сеник и Александр Бадер. Михаил Жизневский стал первым, с кем прощались на Майдане – 26 января в Михайловском Златоверхом соборе состоялась панихида по погибшему. После панихиды тело Михаила пронесли по улицам Владимирской, Богдана Хмельницкого и по Крещатику мимо Майдана Незалежности и баррикад на улице Грушевского. Тогда же впервые прозвучала «Плыве кача», которая со временем стала неофициальным реквиемом-прощанием на похоронах погибших на Майдане.

В этот день родились

в Украине…

Григорий Омельченко

Григорий Омельченко (1911-2002), последний лоцман днепровских порогов, педагог, общественный деятель.

Родился в селе Лоцманская Каменка (ныне район города Днипра) в семье лоцманов.

Девятнадцатилетним стал атаманом плота, а в 21 год – помощником лоцмана. С 1929 года, после того как его унаследованный земельный надел отняли советские власти, пошел работать в колхоз. Окончил вечернюю школу, а в 1937 году – Геолого-географический факультет Харьковского университета, работал учителем географии и астрономии.

Прошел нацистско-советскую войну от начала до конца, был офицером-артиллеристом, получил контузию, а по окончании войны еще год служил в оккупационных войсках на территории Австрии, Венгрии, Болгарии. После возвращения из армии работал директором детского дома.

Голод 1946 года, смерть тысяч людей настолько поразили его, что Григорий Омельченко написал об этом письмо в ЦК КПУ. Ответ получил очень быстро – как «враг народа» был приговорен к 10 годам. Прошел лагеря в Сибири, Амгуне, Амуре и Сахалине. Реабилитацию «за неимением состава преступления» получил только в 1961 году.

Снова учительствовал, но был уволен за то, что ученикам сказал: «Мазепа никогда не был предателем Украины».

Самая большая его общественная активность пришлась на 1970-1990-е годы, когда уже был на пенсии. С 1970 года в местных школах проводил уроки родной природы, мужества, народоведения. В обществе «Просвита» им. Шевченко Григорий Омельченко обладал удостоверением №1, был также одним из основателей Сичеславской краевой организации Народного Руха Украины (учредительное собрание 1989 года состоялось в его усадьбе).

По инициативе Омельченко в школе и детском саду Лоцманской Каменки с русского языка перешли на украинский. В родном поселке он в 1994 году создал музей днепровских лоцманов и почти до последних дней своей жизни проводил там экскурсии. Любил рассказывать, как еще в юности видел Дмитрия Яворницкого, когда тот общался с лоцманами. Написал книгу «Воспоминания лоцмана порогов Днепровских», позже в несколько измененном виде она была переиздана под названием «Днепровские рыцари».

Больше об этом человеке можно почитать тут: https://www.dnipro.libr.dp.ua/Hryhoriy_Omelchenko_z_didapradida_lotsman

Анатолий Мокренко (1933-2020), оперный певец (баритон).

Родился в пгт Терны Сумской области. Как и выдающийся оперный певец Анатолий Соловьяненко, Мокренко сначала получил инженерное образование. В 1956 году он окончил Киевский политехнический институт, а уже в 1963-м – Киевскую консерваторию.

В 1963-1968 годах работает солистом оперной студии консерватории. С 1968 года – солист Киевского государственного академического театра оперы и балета УССР им. Шевченко (ныне Национальная опера Украины). В 1991-1999 гг. – генеральный директор-художественный руководитель Национальной оперы Украины.

Снялся в телефильме "Люция ди Ламмермур", кинофильмах: "Тигроловы", "Черная рада", "Поэт и княжна", "Богдан Хмельницкий" и других. Издал книги воспоминаний: «В сердце – родная Украина», «Найти себя».

В своем родном селе ежегодно проводил региональный фестиваль хорового пения среди детских коллективов «Поем вместе!»

Был одним из основателей и активным членом Общества украинского языка имени Т. Г. Шевченко.

Послушать Анатолия Мокренка можно здесь: https://www.youtube.com/watch?v=gQ5tAW9DHfE&list=PL4MXzJ4pFQVwUbDdxXlVmiBTSTQCGdNSO&index=13

Больше информации и фотографий тут:

Владимир Паниотто (1947), социолог, один из основателей и генеральный директор Киевского международного института социологии.

По окончании механико-математического факультета Киевского университета им. Шевченко в 1970 году работал научным сотрудником Института философии АН УССР, позже заведующим сектором компьютерного моделирования социальных процессов.

В 1990 году возглавил отдел методологии и методов социологии Института социологии НАН Украины.

В течение 1991-1992 годов работал в должности профессора Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко.

В 1992 году по инициативе Валерия Хмелько и помощи со стороны Владимира Паниотто и Майкла Сваффорда был создан Киевский международный институт социологии, директором которого стал Владимир Ильич. В том же году он занял должность профессора Национального университета "Киево-Могилянская академия".

В 1993 и 1995 годах проходил стажировку в Колумбийском и Мюнхенском университетах, а также работал профессором в Университете Джона Хопкинса.

Участвовал в разработке методологии экзит-полов, проводимых Киевским международным институтом социологии и группой компаний под названием «Национальный экзит-пол». Большой общественный резонанс, неоднозначную оценку и многочисленные дискуссии как в Украине так и в России вызвали экзит-полы президентских выборов 2004 года.

Владимир Паниотто - член многих международных социологических ассоциаций.

Он известен как эксперт по методологии социологических исследований. К его научным интересам также относятся темы исследования бедности; престижа профессий; анализа социометрических данных; ксенофобии.

Интересные материалы Паниотто для понимания того, как работают социология и пропаганда, а также о том, как россияне относятся к нам и мы – к ним: https://www.pravda.com.ua/articles/2019/02/4/7205638/

https://www.pravda.com.ua/columns/2019/12/20/7235410/

…и в мире

Френсис Бекон (1561–1626), английский философ и государственный деятель.

Родоначальник английского материализма и методологии опытной науки. Считал разумным «ловко и умело радовать народ надеждами», поскольку «вести людей от одной надежды к другой - одно из самых эффективных противоядий от недовольства».

Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824), английский поэт.

Клятва Байрона на могиле Маркоса Боцариса, картина Людовико Липпарини, 1850 г.

Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда», написанная под впечатлением путешествия по странам Южной Европы и Ближнего Востока, сразу же сделала имя Байрона известным чуть ли не на весь мир. О нем говорили и писали во всех европейских столицах и даже – в те «медленные» времена – на острове Ява (что очень радовало его), а он завидовал лондонскому боксеру Криббу, завидовал тому, что Крибб участвовал в морских боях. "Великий человек!" – совсем по-детски серьезно пишет о нем Байрон. Жизнь «рифмача», созерцателя казалась ему пустяком, стоящей презрения. Поэзия была для него второстепенным, побочным явлением жизни. Он любил Сервантеса, Тассо, Данте, Эсхила, Софокла за то, что они, не довольствуясь одной лишь литературой, были хорошими воинами. Именно поэтому, услышав о движении карбонариев в Италии, он сразу же поехал туда – помогать мятежникам. Когда же надежды на восстание карбонариев не оправдались, он не раздумывая бросается на помощь грекам, восставшим против турецкого владычества. Там и нашла его смерть. Красавец, любимец женщин и некоторых мужчин (о его романах ходили легенды, а сплетники из аристократических салонов всегда имели пищу для разговоров), поэт, светский лев, умер в небольшом греческом порту Миссолунги – от болотной лихорадки и невежества местных врачей. Байрону было всего 36 лет.

Марсель Дассо (1892-1986), французский авиаконструктор, создатель самолетов "Мираж", основатель компании Société des Avions Marcel Bloch, в дальнейшем превратившейся в Dassault Aviation.

Марсель Дассо родился в еврейской семье в Париже. Окончил лицей Кондорсе, инженерную школу. Он изобрёл авиационный пропеллер, использовавшийся на самолетах французской армии во время Первой мировой войны. В 1930 году основал авиастроительную компанию Société des Avions Marcel Bloch. После национализации компании «Народным фронтом» Марсель Дассо остался ее директором. Во время Второй мировой войны был отправлен в концлагерь Бухенвальд за отказ сотрудничать с германской авиационной промышленностью. После войны сменяет свою фамилию с Блох на Блох-Дассо и в дальнейшем на Дассо. Псевдоним Дассо был взят Марселем у старшего брата, Дариуса – генерала французского Движения Сопротивления. После войны на предприятиях Дассо построено большинство военных самолетов Франции. Его преемником стал сын Серж, возглавляющий Dassault Group (сейчас ему за 90, он очень влиятельный во Франции человек, миллиардер).

Источник материала
Поделиться сюжетом