Участники саммита в нормандском формате договорились уменьшить "разночтения" минских соглашений для продвижения переговорного процесса.
Советники глав государств и правительств стран-участниц нормандского формата - Украины, Германии, Франции и России - провели переговоры в Париже. Согласованное по итогам встречи коммюнике стало первым документом такого рода за более чем два года.
Обращают на себя внимания заявления о том, что стороны договорились устранить "разночтения" минских соглашений. Следующая встреча в нормандском формате планируется через две недели. Корреспондент.net рассказывает подробности.
О чем договорились в Париже
Стороны нормандского формата на переговорах в Париже, которые продлились восемь часов, подтвердили приверженность соблюдать безусловный режим прекращения огня. Об этом говорится в совместном заявлении, распространенном по итогам встречи 26 января.
Согласованное коммюнике стало первым документом такого рода за более чем два года, подчеркнули в Елисейском дворце, который опубликовал итоговое заявление.
В нем говорится, что у сторон имеются разногласия по другим вопросам, связанным с выполнением минских соглашений. Однако участники встречи настроены уменьшить их для продвижения переговорного процесса, отмечается далее.
Кроме того, советники лидеров стран нормандской четверки особо выделили важность продолжения работы Трехсторонней контактной группы с целью быстрого прогресса в реализации Минских договоренностей.
В саммите принимали участие руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак, замглавы кремлевской администрации Дмитрий Козак, а также советники канцлера ФРГ и президента Франции Йенс Плетнер и Эммануэль Бонн.
Следующая встреча состоится через две недели в Берлине. Последняя встреча лидеров нормандского формата на высоком уровне состоялась в декабре 2019 года, в ней участвовал президент Владимир Зеленский. Следующий саммит был запланирован на 2020 год, но не состоялся из-за отказа России.
Последующие встречи проходили на уровне советников и представителей лидеров четверки - в очном формате в 2020 году, а затем по видеосвязи из-за пандемии коронавируса. Однако никаких результатов они не приносят.
Как стороны оценили встречу
О том, что обсуждалось на переговорах в Париже и что следует сделать к берлинской встрече журналистам рассказали Ермак и Козак. Каждый из них провел пресс-конференцию в посольстве своей страны в столице Франции.
Глава украинской делегации рассказал, что "стороны открыто задекларировали, что есть много разногласий, но есть и желание работать над разногласиями". Он отметил, что все заинтересованы в том, чтобы через две недели добиться результата.
Проведение встречи в Париже Ермак назвал "реанимацией нормандского формата". "Произошла непростая содержательная встреча, такой аудит выполнения минских соглашений и договоренностей лидеров нормандского формата от 2019 года", - добавил глава ОП.
Он также упомянул о сообщениях, согласно которым в Париже якобы должны были обсуждать прямые переговоры Украины с "ЛДНР".
"Вы видите, что мы им (тем, кто распространял эту информацию - ред.) не даем никаких шансов, потому что приехали сюда отстаивать украинские интересы. Все эти силы продолжают делать все, чтобы сорвать переговоры. Но позиция нашей команды принципиальна, и она не зависит от мнения этих сил", - сказал Ермак.
По его словам, вопрос сосредоточения российских войск у границ Украины на встрече детально не обсуждался. На вопрос, почему встреча продолжалась так долго, он ответил, что было много вопросов.
Ранее Ермак говорил, что минские договоренности практически невозможно выполнить в той редакции, в которой их подписали.
"Мне иногда кажется, что они и подписывались с целью и с пониманием, что выполнить их невозможно. Но Украина, и президент много раз об этом говорил, сделает все для того, чтобы принципы, заложенные в Минских соглашениях, были выполнены с нашей стороны", - сказал он.
Козак, курирующий в Кремле Украину и Донбасс с 2020 года, сообщил, что разговор состоялся непростой, но откровенный. Его целью он назвал инвентаризацию всех проблем, которые связаны с реализацией минских соглашений и урегулированием конфликта на Донбассе.
"Мы согласились, что пока будут разночтения по прочтению минских соглашений нормандский формат вряд ли сможет сыграть какую-либо существенную роль в содействии в урегулировании конфликта на юго-востоке Украины и в контактной группе", - заявил российский переговорщик.
Поэтому, сказал Козак, участники переговоров договорились, что первоочередная задача - "выйти на единое понимание" всех положений минских соглашений в том, что касается политических условий урегулирования, соблюдения режима прекращения огня, гуманитарных вопросов.
27 января министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что главной позитивной новостью является то, что Россия хочет обсуждать мирное урегулирование на Донбассе. По словам Кулебы, договоренность о новой встрече показывает, что Москва хочет дипломатического решения нынешнего кризиса.
"Хорошая новость заключается в том, что советники договорились встретиться в Берлине через две недели, а это означает, что как минимум ближайшие две недели Россия, скорее всего, останется на дипломатическом пути", - заявил дипломат.
Украина не намерена вести прямые переговоры с представителями "ЛДНР", добавил Кулеба. "Этого не случится, это вопрос принципа", - подчеркнул министр.
Кулеба напомнил, что минскими соглашениями прямые переговоры с сепаратистами не предусмотрены. "Это конфликт между Украиной и Россией, вылившийся в российскую агрессию, и мы будем вести переговоры с ними", - сказал министр.
Затем саммит прокомментировал Зеленский. Он положительно оценил факт встречи. "Для нашего государства первый приоритет на сегодняшний день - это достижение стабильной и безусловной тишины на Донбассе. Режим прекращения огня должен быть гарантирован, надежен, и именно на этой основе могут быть сделаны следующие шаги", - сказал он.
В Кремле, в свою очередь, заявили, что "весьма неплохо, что участники пытаются как-то привести к единому знаменателю свое понимание того, что написано в тексте минского комплекса мер".
О каких разногласиях идет речь
Основные "разночтения" известны. Россия настаивает, что не является стороной конфликта, поэтому Украина должна вести прямые переговоры с представителями "ЛДНР". Киев говорит, что Украина воюет с Россией, а значит о мире договариваться следует напрямую с Москвой и Москве же следует выполнять минские соглашения.
К другим серьезным противоречиям относится вопрос наделения "ЛДНР" особым статусом в составе Украины и закрепление этого статуса в Конституции.
Накануне самита был отозван внесенный ранее в Верховную Раду законопроект о переходном периоде на Донбассе для доработки с учетом проведения переговоров в нормандском формате, сообщил председатель фракции Слуга народа Давид Арахамия.
"Законопроект не очень согласуется с нашим нормандским форматом, поэтому я попросил их забрать его на доработку. Возможно, будут какие-то нормандские встречи и будут определенные договоренности, которые необходимо будет воплощать в виде законопроектов. То есть это был преждевременный законопроект, поэтому его и отозвали", - сказал он.
В документе предлагается закрепить на уровне закона определение РФ как государства-агрессора и государства-оккупанта. Глава МИД России Сергей Лавров ранее заявлял, что принятие этого закона будет означать выход Украины из минских соглашений.
Оружие и приздание "ЛДНР"
Примечательно, что в день саммита в нормандском формате руководитель фракции Единой России в Госдуме РФ Владимир Васильев обратился от лица президентской партии к руководству страны с просьбой оказать помощь сепаратистам на востоке Украины в виде поставок "необходимой для сдерживания агрессии военной продукции".
"Нас очень беспокоит вопрос защиты жизни российских граждан и соотечественников, проживающих на территориях "ЛНР" и "ДНР", - заявил Васильев в этой связи. Выдержки из его обращения публикуются на сайте партии Единая Россия 26 января.
Накануне секретарь Генсовета Единой России Андрей Турчак говорил, что России необходимо оказать помощь "ЛДНР" поставками отдельных видов вооружений "для повышения их обороноспособности и сдерживания явно готовящейся Киевом военной агрессии".
По словам Козака, Турчак не советовался с политическими советниками нормандского формата от РФ относительно поставок оружия самопровозглашенным "республикам". "Я не знаю, чем руководствовался Турчак, с нами он не советовался", - ответил замглавы администрации президента России.
В Кремле объяснили "партийную инициативу" тем, что там "болезненно реагируют на происходящее". Как отметил секретарь президента России Дмитрий Песков, Владимир Путин знает о таком запросе, но пока не отреагировал на него.
"Президенту, естественно, прекрасно известно об этом мнении, об этой точке зрения, он с пониманием относится к тому, насколько чувствительной эта тема является в том числе и для "Единой России", но сейчас нет какой-либо реакции президента на подобные инициативы", - сказал Песков в ходе пресс-колла 27 января.
Отметим, на прошлой неделе руководитель делегации РФ на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Константин Гаврилов пригрозил, что Россия не будет терпеть "провокации" Украины и Запада на Донбассе против российских граждан.
"Все четко было выяснено, и сказано, и предупреждено. Мы терпеть не будем, когда будут атаковать наших граждан... Это только собаки тявкают. Волк он кусает, и все", - заявил российский дипломат.
19 января лидер КПРФ Геннадий Зюганов и еще десять депутатов внесли в Госдуму проект обращения к Путину о признании "ЛДНР" "для обеспечения гарантий безопасности и защиты их народов от внешних угроз".
Спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин 21 января сообщил, что по инициативе КПРФ до 30 января пройдут консультации с руководителями фракций, а после ее рассмотрит Совет Госдумы.
В декабре 2021 года, комментируя в интервью DW итоги расширенного заседания коллегии Минобороны РФ, эксперт берлинского фонда Наука и политика по политике РФ в сфере обороны и безопасности Маргарете Кляйн обратила внимание на слова министра обороны России Сергея Шойгу.
Он заявил, что по его данным, американские частные военные компании якобы готовят на Донбассе провокации "с химическими элементами". Такое заявление может указывать на то, что Россия действительно готовит почву для легитимизации ввода войск на восток Украины, предположила тогда Кляйн.
"Поскольку в Донбассе 600 тысяч человек имеют паспорта РФ, ввод российских войск в этот регион был бы оправдан российскими законами, поскольку формально служил бы защите граждан России за рубежом", - указала она.