Охота на бензин. Когда украинцы смогут забыть о дефиците топлива
Охота на бензин. Когда украинцы смогут забыть о дефиците топлива

Охота на бензин. Когда украинцы смогут забыть о дефиците топлива

Дефицит бензина в Украине по-прежнему сохраняется. Хотя в некоторых регионах поставщикам удалось наладить работу АЗС, а автогаз и во многих городах на АЗС вовсе в свободном доступе и без очередей.

Украина уже 114 дней отражает агрессию Российской Федерации — и столько же пытается построить заново логистику поставок автомобильного топлива через западную границу. Получается с переменным успехом.

"Ситуация действительно исправляется. Конечно, очереди есть. Но увеличивается объем отпуска топлива на один автомобиль. Это говорит о том, что тренд правильный", — сказала первый вице-премьер-министр – министр экономики Юлия Свириденко в эфире национального телемарафона.

Народный депутат от фракции "Голос", представитель парламентского комитета по вопросам финансов Ярослав Железняк в комментарии Фокусу также отметил, что топливо на автозаправках появляется. Хотя в целом Железняк не так оптимистично оценивает ситуацию: "Кризис с топливом будет еще долго. Все, кто рассчитывал, что бензиновый кризис пройдет быстро, или оптимисты, или не понимают, почему он возник".

Телеграм-каналы и утренние заправки: как найти бензин в Украине летом 2022 года

Оценки ситуации с бензином сильно разнятся. Ярослав Железняк говорит, что на днях видел пять заправок в Киеве, и на всех был бензин. А редактор экономического отдела Фокуса в течении недели не видела бензин ни в Киеве, ни в области — встретился по цене 65 грн./л на одной маленькой АЗС, где раньше продавали только газ. Вместе с тем, складывается впечатление, что с газом проблему решили — он есть на многих автозаправках, цена на газ на некоторых АЗС упала до 38 грн./л.

Другие столичные водители рассказывают о возможности заправиться после 40 минут в очереди, как о большой удаче. Обладатель бизнес-аккаунта ОККО рассказал, что по талонам заправиться можно, но иногда приходится постоять в очереди.

Охота на бензин. Когда украинцы смогут забыть о дефиците топлива - Фото 1
Поставки топлива увеличиваются, но и спрос на бензин растет
Фото: Фокус
  • В Житомире на этой неделе нет очередей ни за бензином, ни за газом, с удивлением рассказала Фокусу местная жительница. По ее словам, не все заправки работают: некоторые закрываются, пока ждут поставок топлива, но это не создает очередей. Цена на газ — 40-42 грн./л, бензин продают по 52 грн. за литр. Но чем дальше от крупных городов, тем ситуация сложнее. Например, в Романовский район Житомирской области бензин привозят раз в неделю, цена литра А-95 — 59-60 грн., а газа — 45 грн.
  • В Чернигове основная проблема — найти качественное топливо, рассказывает местный водитель. Но и это реально: АЗС повысили лимиты, заправиться можно, выстояв очередь.
  • Опрос Фокуса подтвердил наличие топлива и на АЗС Харькова — там особого ажиотажа нет, хотя продают с ограничением 10-15 л одному покупателю.
  • В Одессе топливо есть, хоть и не на всех заправках. Если следить за ботом одной из сетей АЗС, то рано утром, около 6:00, можно заправиться и без очереди. Иногда на заправках встречается дорогой бензин — по 65 грн./л, зато почти без очередей. Найти газ проще, его АЗС города отпускают по 42-43 грн./л.
  • В Виннице в последнюю неделю ситуация с топливом улучшилась — Фокусу рассказали, что часто заправиться удается ранним утром. Также, как и в столице, в Виннице уже на многих АЗС в свободном доступе автогаз, а вот за бензином и дизелем автовладельцам все еще предстоит поохотиться.

Лайфхак, которым делятся автомобилисты — следить за местными топливными группами в Телеграм, которые можно искать по названию населенного пункта и слову "топливо", "бензин", "заправки". Это особенно важно, если предстоит долгий путь — например, из Полтавы в Ужгород или из Винницы в Харьков.

Minfin со ссылкой на данные Консалтинговой группы А-95 сообщает, что дешевле всего бензин А-95 стоит в Запорожской, Сумской, Кировоградской, Хмельницкой, Черновицкой областях — 49 грн. Самый высокий ценник на этот бензин — 51,99 грн./л — в Одесской и Донецкой области. Цена на дизтопливо — от 55,67 до 57,99 грн.

Охота на бензин. Когда украинцы смогут забыть о дефиците топлива - Фото 2
Средние цены на бензин А-95 в регионах Украины
Фото: minfin.com.ua

Средние цены по регионам могут зависеть от того, каких заправок там больше.

"На западе Украины заметно лучше ситуация с бензином, особенно возле границы. Там вообще всегда можно заправиться", — говорит Ярослав Железняк.

Фокусу подтвердили, что во Львове бензин в наличии каждый день, так что гоняться за ним в попытке отследить, на какой он АЗС сегодня, жителям и гостям города не приходится.

В сетях АЗС говорят, что повсюду доставляют топливо. Вопрос в другом — продают ли его обычным украинцам или оно доступно лишь государственным службам и подразделениям ВСУ.

Со своей стороны, в пресс-службах ОККО и Socar Фокусу сказали, что топливо равномерно распределяют по всей сети, независимо от региона. Там допускают, что области, которые находятся близко к линии фронта, в первую очередь, снабжают военнослужащих и спецслужбы, поэтому у обывателей может сложиться впечатление, что там топлива меньше, хотя фактически это не так. То есть, по факту дело не в том, что топлива нет, а в том, что оно есть лишь для определенных категорий, среди которых, увы, нет обычных граждан.

Снизить спрос или поднять предложение: когда топлива будет достаточно

Украина в марте импортировала 60 тыс. тонн топлива, в апреле – 191 тыс. тонн, в мае – 380 тыс. тонн, по результатам июня может быть 600 тысяч тонн, рассказала Юлия Свириденко в эфире единого национального телемарафона.

"Вы спросите, когда в полном объеме будет удовлетворен спрос тем топливом, которое поступает в страну. Я скажу: тогда, когда запасы у операторов будут, как минимум, на две недели", — отмечает министр.

То же говорят и представители сетей автозаправок.

Важно Бензиновый трамплин: почему в Украине все стремительно дорожает

По словам министра экономики, в критические дни были запасы топлива на 2-3 суток, в последнее время есть запасы на 7-9 дней и по бензину, и по дизелю. Для сравнения, до полномасштабной войны запас составлял не менее 15 суток.

"Когда мы сможем добиться такого объема запасов, можно будет утверждать, что очереди исчезнут", — уверена Свириденко.

Ярослав Железняк подчеркивает: удовлетворить спрос будет реалистичнее, если этот спрос будет меньше, поэтому и не стоит удерживать цены госрегулированием: "Нужно убрать любое ограничение по цене на топливо. Да, дорого, да, больно, но нужно снизить спрос. А спрос снижается только ценой".

Но у этого варианта есть плохой финал: сговор трейдеров и сетей может довести цены на рынке до показателей черного рынка — 80 грн. за литр, а то и переплюнуть этот показатель. Потому снижать спрос банальным увеличением доходов трейдеров — не самый привлекательный вариант. Собственно, об этомФокусуранее рассказал Геннадий Рябцев, директор специальных проектов Научно-технического центра "Психея".

Цена рынка: есть ли смысл говорить о сговоре АЗС

Антимонопольный комитет следил за ситуацией на топливном рынке и заметил, что ресурс вроде бы есть, но в розничных сетях его не продают. 12 мая АМКУ начал исследование того, насколько участники рынка законопослушны в вопросах экономической конкуренции.

Агия Загребельская, бывшая государственная уполномоченная Антимонопольного комитета Украины, соучредитель "Лиги антитраста" сказала Фокусу, что не стоит возлагать большие надежды на это решение: "Сегодняшние вызовы уже не лечатся антитрастовыми инструментами, они — для мирного и послевоенного времени".

В целом, Украине нужно быстро заменить поставки из России и Беларуси за счет европейского рынка. При этом европейский рынок не планировал столько топлива поставлять Украине, потому что такие объемы поставок не резервировали.

"Следовательно, нам нужно перестроить не только свой, но и европейский рынок топлива", — говорит Агия Загребельская.

Охота на бензин. Когда украинцы смогут забыть о дефиците топлива - Фото 3
Водители, которым удалось заправиться без долгих очередей, рассказывают об этом, как об удаче
Фото: Фокус

Она считает, что в последние недели власть достаточно эффективно работает над решением топливного кризиса. Вместе с тем, еще есть, над чем работать.

"Есть ряд практических шагов, которые нужно предпринять: начиная от межправительственных переговоров для быстрого расширения узких мест в других государствах, заканчивая упрощением правил выезда для водителей бензовозов", — говорит Загребельская.

Несмотря на проделанную работу, Минэкономики, АМКУ и правительству в целом еще предстоит немало решений, чтобы ликвидировать топливный коллапс.

Директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн анонсирует рост потребления: возвращаются люди, активизируется бизнес. По его словам, в августе-сентябре в Украине будет сезонный пик потребления топлива. Он считает, что сейчас главная цель — обеспечить текущий растущий спрос и создать резерв под август-сентябрь.

"Да и вообще, резерв должен быть у воюющей страны", — говорит Куюн.

Ярослав Железняк отметил, что прямо сейчас государству стоит решать вопросы логистики: "Нам нужно, чтобы наши бензовозы не стояли в очередях на границе. Для этого необходимо создавать отдельную полосу, расширять пункты. Что-то из этого делается, что-то нет, но это нужно делать".

Также он говорит о необходимости создавать ж/д инфраструктуру, хотя это и весьма долгий процесс.

Агия Загребельская считает, что по окончанию войны государству нужно будет, наконец, создать конкурентную среду на топливном рынке, убрать барьеры для привлечения инвестиций и минимизировать теневую долю рынка. Вот тогда решения АМКУ будут иметь большое значение, а автомобилисты перестанут беспокоиться о том, как и где они будут заправлять свои автомобили завтра.

Фокус обратился за комментариями в Антимонопольный комитет, но ответа по состоянию на пятницу 17 июня не получил. Мы готовы предоставить АМКУ возможность высказать свою позицию, когда комитет будет готов.

Теги по теме
война газ
Источник материала
loader
loader