Резкий поворот.
Иран и Саудовская Аравия находятся в сложных отношениях с тех пор, как исламская революция в Иране установила шиитскую теократию в 1979 году.
Шиитский Тегеран и суннитский Эр-Рияд поддерживали разные стороны кровопролитных конфликтов в Сирии и Йемене.
В 2016 году отношения между странами были разорваны официально.
Но вдруг все изменилось.
По сообщению СМИ Ирана и Саудовской Аравии, эти две страны договорились в ближайшее время возобновить дипотношения и обменяться послами.
Иранское государственное агентство ИРНА сообщает, что иранское посольство в Эр-Рияде и саудовское в Тегеране возобновят работу в течение двух месяцев.
"Страны региона разделяют одну судьбу.
Мы должны вместе разрабатывать модели процветания и стабильности", - заявил министр иностранных дел Саудовской Аравии, принц Фейсал бин Фархан в Twitter.
Как отметил Мохаммед Альсулами, глава саудовского аналитического центра, ориентированного на Иран, в результате вторжения России в Украину у правительств стран Персидского залива появилось ощущение, что в решении собственных противоречий они должны полагаться только на себя.
В то же время известно, что соглашению между саудитами и иранцами предшествовали переговоры, состоявшиеся в столице Китая в Пекине, при этом КНР выступила посредником.
Для того, кто внимательно не следит за отношениями Ирана и Саудовской Аравии, такой поворот может показаться внезапным.
Ведь еще в ноябре Эр-Рияд делился с Вашингтоном данными разведки о "неизбежной атаке" со стороны Ирана по целям на территории Саудовской Аравии, что привело к повышению боеспособности американских и других вооруженных сил на Ближнем Востоке.
По информации, опубликованной в The Wall Street Journal, министерство разведки и разведывательная организация Корпуса стражей исламской революции обвиняли разведслужбы США, Великобритании, Израиля и Саудовской Аравии в планировании и реализации протестов, связанных с гибелью активистки Махсы Амини.
Командующий Корпусом стражей исламской революции Хоссейн Салами публично предупреждал Саудовскую Аравию, чтобы она ограничила освещение в печати связанных с этим протестов в Иране.
По заявлению официальных лиц Саудовской Аравии, Иран планировал совершить атаки на королевство, а также на Эрбиль в Иракском Курдистане, чтобы отвлечь внимание от внутренних протестов.
И вдруг - такое потепление отношений.
Китай прорвался к новой роли.
Соглашение появилось в рамках инициативы президента Китая Си Цзиньпина, направленной на "развитие добрососедских отношений" между Тегераном и Эр-Риядом.
Таким образом, Китай сдвинул США из сферы влияния на Саудискую Аравию.
Известно, что Соединенные Штаты давно позиционируют себя как мирового арбитра в вопросах соблюдения демократии.
У Китая цель такая же - стать рановеликим центром влияния в биполярном мире, однако методы и философия другие.
Китайцы постепенно и неотвратимо продвигают нарративы многосторонности и так называемого "невмешательства".
Пока Вашингтон прямо обвинял наследного принца страны в убийстве журналиста Хашогги, Китай действовал хитро и взвешенно.
Пекин не задавал власти Саудовской Аравии вопросов о ее внутренней политике, не читал нотаций о правах человека.
А также, что, пожалуй, важнее, смог наладить тесные экономические связи со странами Ближнего Востока.
В результате, как пишет New York Times, китайские дипломаты активно способствовали четырехдневным переговорам о возобновлении дипломатических отношений между двумя ожесточенными соперниками и быстро выставили успех как прямую заслугу Си Цзиньпина.
Китайский лидер удачно воспользовался сокращением американского влияния на Ближнем Востоке и представил Китай как альтернативу мировому порядку во главе с Вашингтоном, обвиняемым им в подталкивании мира к новой Холодной войне, отмечает издание.
"Престижное достижение Китая выводит его в новую дипломатическую лигу и омрачает все, чего США смогли добиться в регионе после прихода Байдена к власти", - считает заместитель директора по исследованиям в Проекте ближневосточной демократии в Вашингтоне Эми Готорн.
Но Белый дом публично приветствовал восстановление дипотношений между Саудовской Аравией и Ираном и не выразил явной обеспокоенности участием Пекина в сближении стран.
По данным издания, помощники президента США Джо Байдена считают, что прорыву придают слишком большое значение и отрицают ослабление американского влияния в регионе.
Так это или нет, покажет время, но следующим актом этой пьесы для Китая может стать попытка умиротворения России и Украины во время визита Си в Москву и запланированного телефонного разговора с президентом Украины Владимиром Зеленским.
И тут уж Штаты проиграть не могут.
Какими будут последствия.
По данным NYT, Китай объединил Саудовскую Аравию с Ираном в то время, когда Израиль надеялся, что США объединят его с Саудовской Аравией.
Но саудовцы запросили больше, чем Вашингтон готов был дать: в обмен на открытие официальных связей с Израилем они требовали от США гарантий безопасности, помощи в развитии гражданской ядерной программы и снижения ограничений на продажу американского оружия.
В то же время, наблюдательное агентство ООН утверждает, что у Ирана сейчас достаточно высокообогащенного урана для создания нескольких единиц ядерного оружия.
А министр обороны США Ллойд Остин во время недавнего визита в Израиль заявил, что Иран не должен его получить.
Поэтому вырисовывается очень опасный альянс - наряду с возобновлением отношений Саудовской Аравии и Ирана Китай все больше подминает под себя Россию и Беларусь.
И пока неясно, как будет действовать такой альянс недружественных к Западу стран в будущем.
Однако определенные симптомы уже есть.
В недавнем интервью министр энергетики Саудовской Аравии Абдель Азиз бен Сальман Аль Сауд предупредил: если против его страны будут введены связанные с нефтью санкции, она прекратит продавать сырье тем государствам, которые их поддержат (речь идет о ценовом потолке), или же сократит объемы добычи сырья.
Вместе с тем Саудовская Аравия является крупнейшим поставщиком нефти в Китай, обеспечивая 18% потребностей азиатского гиганта.
И в случае обострения отношений с Западом будет только наращивать поставки нефти в КНР, способствуя ее экономическому развитию.
Ирина Носальская.