С 19 июня мир, затаив дыхание, смотрит за драмой, которая разворачивается в Атлантическом океане. Подводный батискаф с туристами, направлявшийся к затонувшему лайнеру «Титаник», перестал выходить на связь. И найти его не могут ни береговая охрана США, ни подводные дроны, ни самолеты. Поисково-спасательная операция может окончиться безрезультатно и плачевно – кислорода на борту батискафа уже не осталось…
Но шансы найти субмарину еще есть, уверяют в береговой охране. Представитель ведомства Джейсон Фредерик заявил, что подводные аппараты прочесывают район Атлантики площадью 26 тыс. кв. км. А канадский самолет Р-3 зафиксировал на этой территории подводные шумы, записал их и передал в береговую охрану. Издания Rolling Stone и CNN заявили, что гидроакустические устройства обнаружили повторяющийся раз в 30 минут стук.
Класс суперэконом
Подводная субмарина «Титан» пропала с радаров утром в воскресенье, когда отправилась исследовать место крушения «Титаника» на глубину 4000 метров в Северной Атлантике. Обломки «Титаника» находятся примерно в 400 милях от побережья канадского Ньюфаундленда.
На борту «Титана» находились пять человек – подводные туристы, выложившие по 250 тыс. долларов за рискованную поездку к месту гибели лайнера в 1912 году. Экскурсию устраивала компания OceanGate.
Несмотря на стоимость билета в четверть миллиона долларов, батискаф не имеет ни одного признака комфортности. Это капсула 6,7 метра длиной и 2,5 метра шириной. Из-за такой тесноты экскурсанты сидят на полу и не могут даже вытянуть ноги. Единственное окно-иллюминатор – в гальюне (бортовом туалете), и понятно, что насладиться океаническими видами, в том числе остатками «Титаника» можно, только если гальюн свободен. И, к слову, от основного отсека он отделен занавеской. А единственный источник света на борту – настенные светильники. Также есть информация, что батискаф управляется «капитаном» - переделанным геймпадом Logitech F710 по Bluetooth. Запаса кислорода должно было хватить на 96 часов. Ах да, этот чудо-аппарат еще и открывается только снаружи, ибо входной люк закручивается только оттуда сразу на 17 болтов.
Батискаф "Титан" оказался с неисправностями. Фото: oceangate.com/
Версии и предположения
Вся экскурсия с подъемом и погружением занимает около восьми часов. Батискаф перестал выходить на связь уже через полтора часа после погружения, и спасательные службы огласили тревогу.
По одной из версий, «Титан» врезался в риф на глубине 2900 метров. По другой – не выдержал гигантского давления воды и был расплющен. По третьей - в нем отключилась система электроснабжения либо началась течь из-за высокого давления. По четвертой - батискаф где-то всплыл, осталось только найти если не аппарат, то хотя бы людей. Если все-таки морские туристы погибли в Атлантике, то достать их со дня океана практически невозможно: подлодок, которые могли бы опуститься на такую глубину, в мире едва ли наберется пять штук.
При этом батискаф спроектирован таким образом, чтобы всплывать на поверхность спустя 24 часа после погружения, рассказал один из инвесторов компании OceanGate американским масс-медиа. Это и позволило думать, что туристы спаслись и где-то высадились или дрейфуют по волнам. Конечно, не в том случае, если их субмарина застряла в конструкциях «Титаника» (есть и такая версия).
Обломки "Титаника" - пассажиры батискафа выложили неслыханную сумму, чтобы посмотреть на них. Фото: oceangate.com
Туристы – кто?
Те, кто остается на борту «Титана», достаточно известные люди. Например, 58-летний Хэмиш Хардинг - британский путешественник, глава компании по продаже частных самолетов. Несколько раз он побывал на Южном полюсе, причем один раз - с бывшим астронавтом Баззом Олдрином. Также Хардинг успел и слетать в космос (в 2022 году на борту Blue Origin с экипажем), и установить несколько мировых рекордов (например, по самому продолжительному времени, проведенному на самой большой глубине).
Перед погружением на «Титане», как вспоминают друзья, бывалый путешественник Хардинг волновался, как никогда, но старался храбриться.
- Из-за худшей зимы в Ньюфаундленде за 40 лет эта миссия, скорее всего, станет первой и единственной пилотируемой миссией в 2023 году. Только что открылось окно погоды, и завтра мы попробуем нырнуть… Планируем начать погружение около 4 утра завтра утром, - написал Хэмиш Хардинг на своей странице в Facebook, и это его последняя запись.
Пакистанский бизнесмен из Лондона Шахзада Дауд и его сын Сулеман были настоящими морскими туристами. Научные исследования их не особо интересовали, но, например, Дауд-отец, вице-председатель пакистанского конгломерата Engro Corporation, крупной фирмы по производству удобрений, тесно сотрудничал с Институтом SETI (организация по поиску внеземной жизни), а сын «был большим поклонником научно-фантастической литературы», как характеризуют его британские СМИ.
Также на борту батискафа находился легендарный французский водолаз Поль-Анри Наржоле по прозвищу «Мистер Титаник». По информации ВВС, Наржоле провел у обломков затонувшего корабля больше времени, чем любой другой исследователь, и был в составе первой экспедиции, побывавшей на «Титанике» в 1987 году, через два года после его обнаружения. 77-летний Наржоле также владел правами на обломки «Титаника», руководил восстановлением артефактов с лайнера. Экскурсию 19 июня он ждал с нетерпением.
Стоктон Раш - СЕО компании OceanGate. Фото: oceangate.com
Стоктон Раш – пятый и самый главный участник экспедиции. Он является исполнительным директором компании OceanGate, которая и запускает экспедиции к «Титанику» с 2021 года. 61-летний Раш – опытный инженер-проектировщик. Он участвовал в каждом погружении батискафа, а высокую стоимость погружения объяснял так:
- Цена билета составляет долю стоимости полета в космос!
Также известно, что супруга Стоктона Раша Венди – праправнучка пассажиров, погибших на «Титанике», Исидора и Иды Штраус.
- Предки госпожи Раш на «Титанике», пожалуй, наиболее известны своей трагической историей любви. Выжившие в катастрофе вспоминали, как Исидор Штраус отказывался сесть в спасательную шлюпку, поскольку с тонущего лайнера не спаслись еще все женщины и дети. Ида Штраус, его жена, с которой они прожили 40 лет, заявила, что не оставит своего мужа. Их видели стоящими рука об руку на палубе «Титаника», когда корабль тонул, – сообщили в The New York Times.
В фильме «Титаник» Джеймса Камерона есть сцена, в которой пожилая пара, обнявшись, лежит на кровати, а вода стремительно затапливает их каюту. Считается, что эта пара - Ида и Исидор Штраус.
Ида и Исидор Штраус - предки супруги Стоктона Раша. Фото: encyclopedia-titanica.org/commons.wikimedia.org
Батискаф несертифицирован
Пока шла поисковая операция, вскрывались неприглядные факты из жизни батискафов компании OceanGate. Вспомнили, что у «Титана» несколько раз во время предыдущих погружений прерывалась связь (между прочим – Starlink), а два года назад батискаф задел обломки «Титаника». Повреждение было несильным, но неприятным.
Выяснилось также, что в 2018 году на этапе передачи батискафа экипажу обнаружилось, что судно, мягко говоря, нуждается в доработке. Оно «не обеспечивает безопасности экипажа на экстремальных глубинах», - заявил тогда в отчете директор морских операций OceanGate Дэвид Лоридж. Речь шла о каких-то экспериментальных материалах для обшивки аппарата.
Соответственно, никакой независимой проверки и сертификации батискаф «Титан» не прошел. От этого отказался – кто бы мог подумать! – исполнительный директор компании OceanGate Стоктон Раш. При этом ему пачками писали письма океанографы и исследователи, умоляя сертифицировать батискаф по уму, а не экспериментировать. Вместо этого Раш подал в суд на Лориджа за разглашение конфиденциальной информации, поскольку вдруг стало широко известно, что батискаф может выдержать давление на глубине максимум 1300 метров, но никак не 4000. Толщина стен – всего в 13 сантиметров - не позволяет.
Почему не протестировали и не сертифицировали судно? Именно по причине его «экспериментальности». OceanGate заявила, что батискаф настолько инновационен, что могут потребоваться годы для получения сертификата от оценочных агентств. «Это проклятие для быстрых инноваций», - сообщила тогда компания.
И случилось то, что случилось. Безопасность пассажиров покорилась новизне. Еще в 2019 году Раш говорил в интервью, что бюрократическая волокита в отрасли и всяческие правила убивают инновации и рост.
Адреналин заставил разум замолчать
В 2022-м один из участников экспедиции к «Титанику» Дэвид Пог рассказал, что, перед тем как подняться на борт «Титана», он подписывал документы, предупреждающие, что батискаф является экспериментальным судном, «которое не было одобрено или сертифицировано любым регулирующим органом и, возможно, может привести к телесным повреждениям, эмоциональным травмам или смерти».
Это надо настолько любить приключения, чтобы подписать себе такой приговор! И ведь подписали, и погрузились на 4 километра в воду. А где-то в суде Флориды лежит иск к Рашу от супружеской пары, которая заплатила в 2018 году 105 тыс. долларов за путешествие к остаткам лайнера. Как рассказал The New York Times, поездка несколько раз откладывалась, потому что компания OceanGate то и дело проводила какие-то испытания своего батискафа. Деньги супругам не вернули, предложив взамен экскурсию на глубину в июле 2021 года. Но и тогда у батискафа возникли технические проблемы – пришлось вручную крепить аккумулятор к подъемной платформе. Из-за этого батискаф получил повреждения, и миссия снова была отменена.
Зато в 2022-м обломки «Титаника» на глубине увидели аж 28 человек. Сейчас обломки батискафа (но хочется верить, что он цел) ищут сотни людей и десятки роботов по всей северной части Атлантики. В район поисков уже прибыл глубоководный робот Victor 6000 из Франции. Он может работать на глубине до 6000 метров и является единственным в своем роде. Есть шанс, что он приоткроет завесу тайны исчезновения миллиардеров-исследователей, чей дух авантюризма оказался сильнее доводов разума. Но на момент написания этого материала обнадеживающих сведений о судьбе потерянного батискафа не было…