НБУ объявил о переходе в режим управляемой гибкости обменного курса гривны со вчерашнего дня, отказываясь от фиксированного курса.
Почему это было сделано и что это изменит?.
Управляемый возврат к гибкому курсу.
С 3 октября, по информации НБУ, официальный курс будет определяться на межбанковском рынке, а не устанавливаться директивно регулятором, как это происходило с первого дня полномасштабного вторжения России в Украину.
“В то же время НБУ будет и дальше контролировать ситуацию на межбанковском валютном рынке и на постоянной основе компенсировать структурный дефицит иностранной валюты на рынке, который будет сохраняться на прогнозном горизонте”, - отмечается в сообщении пресс-службы регулятора.
В НБУ уточнили, что благодаря компенсации дефицита валюты регулятором курс на межбанковском рынке сможет как расти, так и снижаться, реагируя соответствующим образом на изменения в балансе спроса и предложения на валютном рынке.
Глава правления НБУ Андрей Пышный сказал, что усилия регулятора после перехода в режим управляемой гибкости курса гривны будут направлены на сдерживание колебаний курса.
В то же время, он отказался уточнить диапазон колебаний, который Нацбанк считает приемлемыми.
“Мы никогда не даем курсовые прогнозы и наше видение оптимального курса”, - сказал Пышный.
В то же время, условия установления курса продажи и покупки валюты в наличном сегменте рынка и формирования банками карточного курса не изменяются.
По словам Пышного, он работает в таком режиме уже около полутора лет, в течение которых гривна как ослаблялась, так и существенно укреплялась.
НБУ продолжит прилагать усилия для содействия надлежащей работе наличного валютного рынка, в частности, минимизируя разницу между наличным и официальным курсами.
Глава правления подчеркнул, что решение НБУ никоим образом не создает причин для увеличения спроса на наличную валюту.
“Я считаю, что сегодняшнее решение – это не проблема, это решение проблемы..
И нет никаких причин для паники, хотя бы потому, что НБУ четко заявляет, что речь идет об управляемом процессе, речь не идет о свободном плавании, речь идет о рекордном объеме золотовалютных резервов и четком понимании Национальным банком всех вызовов, которые так или иначе будут покрыты”, – подчеркнул глава Нацбанка.
Пышный признает, что возможна тревога, но считает, что для нее нет никаких оснований.
“Для того сегмента, который покупает наличную валюту, ничего не изменится.
Режим плавающего курса для вас уже есть, он работает.
Только на прошлой неделе гривна несколько раз сходила к одним параметрам и вернулась к другим”, – заверил Пышный.
Требование МВФ.
Максим Орыщак, аналитик компании Центр биржевых технологий (ЦБТ) говорит, что желание МВФ увидеть в Украине рыночный курс связано с тем, что он может стать индикатором приближения периода возобновления нормальной экономической ситуации в стране.
“Серые” и “черные” схемы появляются именно в тот момент, когда существует запрет на свободный обмен валют.
Соответственно, для снижения уровня коррупции страны МВФ также заинтересован в том, чтобы курс был отвязан.
В НБУ напомнили, что переход к управляемой гибкости курса является одним из шагов реализации Стратегии смягчения валютных ограничений, перехода к более гибкому обменному курсу и возвращению к инфляционному таргетированию.
Дефицита валюты не будет.
Заместитель главы НБУ НБУ Юрий Гелетий сказал, что приоритет НБУ не изменится – транспарентность функционирования рынка.
Эта транспарентность будет возвращена.
Она была до войны, в условиях фиксированного курса мы обязаны были взять паузу, сейчас мы возвращаемся к практикам транспарентности, открытости функционирования рынка, которые были.
Представители НБУ подчеркнули, что в рамках сохранения курсовой устойчивости центробанк готов своими интервенциями ликвидировать структурный дефицит валюты на рынке.
По словам заместителя главы Нацбанка Сергея Николайчука, если в конце прошлого года этот дефицит был около 3 млрд.
за месяц, весной и летом он сократился до уровня 1,5-2 млрд долл.
“Пока он немного растет, и из-за сезонных факторов, и влияют определенные фундаментальные факторы, определенные психологические факторы.
Однако все еще остается менее 3 млрд долл.
По сути это тот структурный дефицит, который мы будем закрывать своими интервенциями”, - отметил он.
Николайчук уточнил, что 3 млрд.
дефицита за месяц – это 150 млн долл.
в день.
По его словам, условно с такой интервенцией НБУ может выходить для того, чтобы этот структурный дефицит закрыть.
Но если в один день дефицит на рынке будет 100 млн долл., а в другой день дефицит будет 200 млн долл., то соответственно и курс в эти дни будет двигаться либо в сторону укрепления гривны, либо в сторону ослабления.
“Новый режим усилит устойчивость украинской экономики и валютного рынка, будет способствовать их лучшей адаптации к внутренним и внешним шокам и уменьшать риски накопления валютных дисбалансов, которые могут генерировать длительное удержание фиксированного курса”, - резюмировали в НБУ.
Какой курс лучше?.
Мнения экспертов относительно того, какой курс лучше во время войны разделились.
Так, Александр Болтян, аналитик компании Esperio, говорит, что в военное время фиксированный курс валюты полезен, поскольку он может помочь сохранить стабильность экономики и уменьшить влияние внешних шоков, таких как изменения цен на товары и услуги.
В то же время эксперт признает, что рыночный курс валюты позволяет более гибко реагировать на изменения в экономике и может быть более эффективным с точки зрения управления экономикой.
Однако он может привести к нестабильности валютных курсов и проблемам с инфляцией.
По мнению Ивана Никитченко, директора Crane IP Law Firm есть опасения, что при отпускании курса он будет ежедневно прыгать вверх-вниз на большие значения.
Но для того, чтобы этого не произошло, НБУ будет выходить на рынок.
В свою очередь Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра считает, что НБУ принял правильное решение.
Война затягивается и фиксированный курс явно устарел.
Когда принимали решение о переходе к нему, думали, что война будет продолжаться 2-3 месяца и после этого снова можно будет вернуться к гибкому курсу.
Но вышло иначе и уже нет смысла держать фиксированный курс, потому что война может длиться долго.
Поэтому НБУ и сделал так, как было до войны.
Теперь курс гривны будет формировать рынок.
Это может привести к небольшой девальвации гривны на первых порах, но потом последуют и периоды ревальвации.
“Для простых украинцев ничего существенно не изменится.
В обменниках и раньше был рыночный курс.
Для экспортеров гибкий курс – это хорошо, для импортеров тоже.
Он учитывает интересы и тех, и других.
НБУ не нужно будет так много тратить валюты, как при фиксированном курсе, и он сможет снять все ограничения”, - перечисляет плюсы возврата к гибкому курсу эксперт.
Виктория Хаджирадева.