Названные в честь Магеллана галактики-спутницы Млечного Пути хотят переименовать
В сентябре астроном Миа де лос Рейес опубликовала статью в журнале APS Physics от имени коалиции астрономов, которые призывают переименовать две знаковых, хорошо изученных галактики-спутницы Млечного Пути. Речь идет о Большом и Малом Магеллановом облаке. И общее у этих галактик то, что их назвали в честь Фернана Магеллана, сообщает Space.com.
Магеллан прославился как португальский исследователь, намеревавшийся совершить кругосветное путешествие. Но он известен также тем, что убивал и порабощал коренных жителей земель, на которые прибывал.
В статье де лос Рейес пересказывается рассказ из первых рук о путешествии Магеллана о том, как он поработил, например, коренной народ телуче, живший на территории нынешней Аргентины, и надел железные кандалы на «самых молодых и наиболее сложенных мужчин». Сообщается также, что он поджигал целые деревни в регионе, который мы сейчас называем Гуамом.
У Магеллана также был свой личный раб, Энрике де Малакка, которого он купил перед путешествием и использовал для перевода на языки коренных народов. Эксперты также утверждают, что присутствие Энрике технически сделала его первым человеком, совершившим кругосветное путешествие после того, как Магеллана убили во время боя с островитянами на Филиппинах.
Принимая во внимание все это, ученые не понимают, почему галактики были названы в честь Магеллана. Помимо того, что он был «колонизатором, работорговцем и убийцей», как пишет де лос Рейес в своей статье, астрономы также согласны с тем, что он даже не был тем, кто открыл эти облака.
«Магеллан был убийцей и ужасным, но это не главная проблема. Главная проблема в том, что облака — не его открытие», — заявил Space.com Дэвид Хогг, профессор физики и науки о данных в Нью-Йоркском университете и руководитель группы астрономических данных в Институте Флэтайрон.
Словосочетания «Большое Магелланово облако» и «Малое Магелланово облако» чрезвычайно распространены в научной среде, поскольку эти галактики являются одними из лучших космических лабораторий для изучения звездообразования. По подсчетам де лос Рейеса, имя Магеллана упоминается в более чем 17 тысячах статей.
Согласно публикации 2020 года в журнале науки и технологий Европейской южной обсерватории The Messenger, местное население Южной Америки уже знало об этих облаках задолго до экспедиции Магеллана. Португальцы называли их «Облаками мыса», а в научных кругах использовались названия Nubecula Minor и Nubecula Major (Малое и Большое облако). Последним обозначением пользовался и немецкий юрист и астроном-любитель Иоганн Байер, составивший в 1603 году первый современный звездный атлас «Уранометрия».
«Оказывается, что имя Магеллан даже широко не ассоциировалось с этими галактиками вплоть до 1800-х годов, то есть спустя столетия после экспедиции Магеллана», — заявила Салли Оуи, профессор астрономии Мичиганского университета.