Интернет-преступники применяют различные способы, чтобы затянуть в свои сети жертву — создают поддельные веб-сайты, социальные сети, электронные почты или представляются работниками банков и различных служб технической поддержки. Что делать, если стал жертвой мошенников, рассказали управляющие партнеры юридической компании Муренко, Курявый и Партнеры Александр Курявый и Никита Муренко.
Какие виды интернет-мошенничества самые распространенные
Как правило, люди попадают в ситуацию, когда мошенники с помощью социальных сетей пытаются получить доступ к их аккаунту.
— Такой вид интернет-мошенничества является самым распространенным среди мошенников. Воры отправляют смс-сообщения или звонят потенциальным жертвам и говорят, что есть риск потерять доступ к тем или иным социальным сетям (Instagram, Telegram и т. д.), потому просят продиктовать код для восстановления аккаунта или подтверждения входа, — говорят юристы.
В таком случае целью мошенника является доступ к аккаунту человека и его телефонной книге, чтобы дальше рассылать его знакомым и родным сообщения с просьбой перевода средств якобы на его карточку.
Фото: depositphotos
— Чаще всего мошенники выбирают только близких родственников потерпевшего из его телефонной книги, ведь они являются наиболее уязвимой группой людей, — добавляют юристы.
Также часто мошенники создают поддельные веб-сайты товаров, которые используют на различных платформах купли-продажи той или иной продукции. Часто с этим сталкиваются пользователи OLX. На платформе мошенники открывают так называемые страницы продажи, чтобы получить доступ к банковской карте жертвы.
— Они выставляют фиктивные объявления и при общении с потенциальными потерпевшими присылают поддельный веб-сайт для оплаты. Как результат, мошенники получают персональные банковские данные человека и списывают с карты потерпевшего все имеющиеся деньги, — добавляют юристы.
Такие сайты, как правило, очень схожи с официальными страницами оплаты, но отличаются по оформлению, например, по цветовой гамме, расположению информации и тому подобное. Также есть различия в названии сайта и его гиперссылке.
Прибегают интернет-мошенники и к сообщениям о розыгрыше или лотерее. Обычно, при рассылке таких смс по электронной почте техническая поддержка email автоматически считывает их как спам. А это в свою очередь уберегает человека от потенциальных мошенников. Но такие же сообщения отправляются и с помощью обычных телефонных смс. Такой способ направлен на незащищенную группу людей — пожилых людей, из малообеспеченных семей, подростков.
Фото: Рixabay
Также мошенники создают целые поддельные веб-сайты с объявлением о розыгрыше или лотерее. На таких интернет-страницах, как правило, находится поле для заполнения персональных банковских данных с обещанием отправить человеку деньги на карту или приз. В последнем случае потенциальной жертве предлагают либо оплатить символическую 1 грн, либо доставку награды. Так мошенники и получают доступ к средствам человека.
Кроме того, мошенники отправляют человеку фейковые сообщения о финансовой помощи от общественных или волонтерских организаций или создают соответствующие сайты. Таким способом воры пытаются получить персональные банковские данные потенциальных жертв. Этот вид интернет-мошенничества стал достаточно актуальным за последние два года в Украине.
— Военное положение в Украине стало благоприятной средой для интернет-мошенников, которые пользуются пониженной концентрацией людей, в частности тех, кто пострадал от военных преступлений агрессора, а также добратой всех неравнодушных людей, кто стремится помочь другим, — добавляют юристы.
Что делать и куда обращаться, если стали жертвой мошенников
Если человек стал жертвой интернет-мошенничества, необходимо выполнить следующие действия:
1 шаг. Прекратить любую коммуникацию с мошенником.
2 шаг. Заблокировать банковскую карту путем обращения в соответствующий банк, если ввели свои персональные банковские данные и заметили необычные финансовые операции.
3 шаг. Запросить в банке квитанции списания денежных средств и собрать все имеющиеся доказательства мошенничества.
4 шаг. Обратиться к администрации сайта или технической поддержки социальной сети, платформы купли-продажи товаров и сообщить о потере доступа к аккаунту и проинформировать, что попали на мошенника.
5 шаг. Сообщить о мошенничестве в полицию.
— При обнаружении любого интернет-мошенничества важно не медлить и связаться с банком или воспользоваться приложением и заблокировать банковскую карточку. Вторым важным шагом является сбор всех имеющихся доказательств, включая сообщения, переписки, скриншоты поддельных веб-сайтов и т. д. для эффективного поиска мошенника полицией и защиты ваших прав, — советуют эксперты.
Кроме того, в случае привлечения к уголовной ответственности такого мошенника — потерпевший имеет право подать гражданский иск в суд о возмещении убытков.
Юристы советуют, чтобы не стать жертвой мошенников, всегда проверять веб-сайты перед проведением оплаты, легитимность интернет-магазинов и платформ купли-продажи товаров, не доверять никому свои персональные банковские данные, не входить с других устройств в собственный аккаунт банкинга и социальных сетей и пользоваться двойной защитой собственных страниц.