Социальные противоречия в Европе, усиленные миграционными и экономическими проблемами, стали питательной средой для правых и ультраправых сил, демонстрирующих агрессивный скептицизм по стратегическим вопросам Евросоюза – дальнейшее расширение, политическая консолидация, помощь Украине и, соответственно, сдерживание Кремля. Судя по риторике крайне правых в Германии, Франции, Нидерландах, Венгрии и Словакии, их основной противник сидит в Брюсселе, а не в Москве. Персоны подобные Виктору Орбану, Роберту Фицо и нынешнему победителю выборов в Нидерландах Герту Вилдерсу накачивают общественность популистскими лозунгами, но аналогичные проблемы уже просматриваются в некогда спокойной Ирландии, где враждебное отношение к мигрантам вылилось во внезапный массированный уличный протест. Почему правые усиливают свои позиции в ЕС, читайте в материале "Апострофа".
Дублинский погром
Вечером 23 ноября в столице Ирландии произошли массовые беспорядки и столкновения с полицией после нападения мужчины с ножом на группу людей, в том числе троих детей.
Инцидент случился около 13:30 по местному времени в четверг, 23 ноября, возле школы Gaelscoil Choláiste Mhuire. Вооруженный ножом 50-летний мужчина напал на проходивших мимо детей, вызвав серьезные травмы у пятилетней девочки и 30-летней женщины. Двое других пострадавших детей, мальчик и девочка пяти и шести лет соответственно, получили более легкие ранения. Нападавший был задержан и госпитализирован с собственными травмами, вероятно, нанесенными им самим. Перед прибытием полиции его задержали свидетели нападения.
Следом за трагическим инцидентом произошел всплеск массовых протестов и беспорядков в Дублине в этот же вечер, 23 ноября, и ночью на 24 ноября. По последним данным, 34 человека были задержаны правоохранительными органами.
Уже после несколько часов после инцидента возле школы, толпа, выкрикивающая антимигрантские лозунги, столкнулась с правоохранителями. Участники митинга несли плакаты с надписью "Жизни ирландцев имеют значение".
В центре города произошли поджоги общественного транспорта, а также были зафиксированы акты вандализма и мародерства. Некоторые протестующие пытались устроить погромы, используя мебель из ближайших баров и ресторанов.
Столкновения серьезно повлияли на работу общественного транспорта: один из главных железнодорожных вокзалов Дублина был закрыт, а к вечеру четверга движение всех городских автобусов приостановлено.
Вокруг здания ирландского парламента был установлен полицейский кордон. Более 400 ирландских полицейских, включая офицеров конного подразделения, были задействованы для подавления беспорядков. Некоторые сотрудники полиции подверглись нападению, но, как отметили правоохранители позже, не было сообщений о серьезных травмах среди полицейских или участников столкновений.
К утру 24 ноября порядок удалось восстановить, но опасения властей относительно обострения остались. Министр юстиции страны Хелен Макенти характеризовала участников протестов как "головорезов" и "преступников", утверждая, что они "воспользовались ужасным нападением с целью разжигания раскола и хаоса в городе". По ее словам, правоохранительные органы предприняли "все необходимые меры для восстановления порядка в городе".
Полиция и политики призвали к сохранению спокойствия и избеганию распространения дезинформации об инциденте с целью предотвращения дальнейших беспорядков и погромов.
Нападавший мужчина с несколькими ранениями, которые он, предположительно, сам нанес себе в ходе задержания, также госпитализировали. Национальность задержанного не сообщается, хотя ряд европейских СМИ отмечают, что арестованный является мигрантом из одной из стран на севере Африки. Ирландская полиция сообщила, что не разыскивает других подозреваемых. В настоящее время рассматриваются все возможные версии, включая и террористический акт, хотя первоначально правоохранители настаивали, что не связывают атаку с проявлением терроризма.
Для Ирландии, где правые политики и партии явно не в фаворе, такие протесты являются чем-то абсолютно ненормальным, но местные журналисты обращают внимание на то, что за последний год в стране участились незначительные антииммигрантские протесты. Последнее может указывать на то, что обстановка в стране медленно, но уверенно накалялась, а нападение возле школы Gaelscoil Choláiste Mhuire стало своего рода психологическим триггером.
"В Дублине лопнул политический нарыв, часть общества устала от проблем, связанных с миграцией. И тут на фоне столь дикого нападения на граждан с ножом, наиболее "горячие головы" решили, что если власти не могут защитить людей, то они начнут защищать себя сами", - говорит "Апострофу" эксперт по деятельности спецслужб Иван Ступак.
По словам эксперта, рост антимигрантских и антиисламских настроений прослеживается практически по всему европейскому континенту. Во многом последние всплески были спровоцированные чудовищной по своей жестокости атакой ХАМАС на мирных израильтян, включая и детей.
Другое дело, что на Западе – в т.ч. и в Ирландии – активно работают так называемые "ольгинские боты" из РФ. По сути, речь идет о масштабных информационно-диверсионных проектах, которые действуют в информационных полях стран Запада. Их цель – не только дестабилизировать ситуацию в той или иной стране, но и сформировать антиукраинские настроения. Для этого в крупнейших соцсетях запускают целые кампании, где якобы ирландские анонимы стригут под одну гребенку всех мигрантов без разбору.
Очередной "орбан"
"Рост радикальных настроений активно используется разного рода популистами, которые вместе с антиисламскими или антимиграционными лозунгами продвигают идеи, направленные против Украины: отказ поставлять вооружения, принимать в ЕС, сюда же стоит отнести совершенно ханжеские заявления о необходимости начать "переговоры" с Кремлем под как бы благовидными предлогами. Такие настроения, увы, становятся электоральным драйвером, как это произошло на днях в Нидерландах, где парламентские выборы выиграли евроскептики, настроенные против Киева", - добавил Иван Ступак.
На парламентских выборах в Нидерландах при явке в 77,8% зафиксирована сенсационная победа антиевропейской ультраправой "Партии свободы" (PVV) под руководством Герта Вилдерса, которая получила примерно в два раза больше голосов, нежели предполагалось.
Герт Вилдерс известен резкой позицией в отношении мигрантов, особенно из мусульманских стран. Он также выступает против дальнейшей передачи оружия Украине. Невзирая на откровенно экстремистские лозунги, его партия получила 37 мест в парламенте, что на 20 мандатов больше, чем у PVV есть в настоящее время.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан положительно оценивает победу возглавляемой Гертом Вилдерсом антиевропейской Партии свободы (PVV) на парламентских выборах в Нидерландах. Об этом он сообщил в соцсети Х (Twitter).
Свой твит глава венгерского правительства дополнил отрывком видео песни группы Scorpions "Wind of Change" ("Ветер перемен").
На втором месте идет альянс "Лево-зеленых" и лейбористов (GroenLinks-PvdA) под предводительством бывшего вице-президента Еврокомиссии Франса Тиммерманса, с 25 мандатами. Партия народной свободы и демократии (VVD) действующего премьера Марка Рютте, представленная партийным фронтменом Диланом Ешильгозом-Зегериусом, оказалась на третьем месте, заполучив 24 депутатских кресла.
Новообразованная политическая партия "Новый общественный договор" (NSC) во главе с Питером Омцигтом получает 20 мандатов, а новый "Союз фермеров-граждан" (BBB), возникший в результате фермерских протестов, обзавелся 7 мандатами.
Партии, которые представляют действующую коалицию с VVD, заметно снизили свои результаты: "Демократия 66" (D66) получает 9 мест, "Христианско-демократический призыв" (CDA) – 5, а "Христианский союз" (CU) – всего 3 мандата.
"На Западе, действительно, наметилась тенденция, когда избиратели голосуют за откровенных радикалов и правых популистов. Проблемы с мигрантами – только одна из причин, которая лежит на поверхности, но есть и другие фундаментальные факторы: неспособность человека быстро адаптироваться к цифровым трансформациям, крайне большой поток информации, изменение условий проживания в городе. Люди в растерянности и не могут рационально "переварить" поступающую информацию, что автоматически включает эмоциональные механизмы, которые очень древние по своей природе: "бей", "беги" или "затаись". Только в условиях современного общества и демократии это все трансформируется в "бей-беги" или "проголосуй за популиста", которые предложит тебе легкие решения сложных проблем", - говорит "Апострофу" замдиректора по науке Института социологии НАНУ Евгений Головаха.
Теперь Нидерланды ждет непростой процесс формирования парламентской коалиции и правительства.
Существует большая вероятность, что Вилдерс возглавит процесс формирования нового правительства. Сомнительно, что он будет создавать коалицию с левыми силами вроде GroenLinks-PvdA, поэтому потенциальные участники могут быть из правого лагеря - VVD и "Новый общественный договор", объединившись с которыми партия Вилдерса может заполучить 81 депутатских места из 150 в парламенте в целом.
Однако переговоры могут столкнуться с трудностями, поскольку обе партии выразили серьезные сомнения относительно сотрудничества с Вилдерсом из-за его явной антиисламской позиции, включающей в себя стремление к запрету всех мечетей и Корана в Нидерландах. Аналогично правые партии, включая и VVD премьера Рютте выступают за поддержку Украины.
Миграция и предоставление убежища стали ключевыми темами для избирателей и для политических элит страны в целом.
Вилдерсу, которому несколько лет назад на некоторый период запретили въезд в Великобританию из-за его "экстремистских заявлений", выступает в поддержку венгерского премьера Виктора Орбана, который на пару с лидером французских националистов Марин Ле Пен уже успел поздравить нидерландского соратника с победой. Герта Вилдерса сравнивают с Дональдом Трампом, который также паразитирует на теме миграции, обвиняя во всех бедах левых политиков, но Вилдерс в реальной политике находится дольше Трампа. Разница лишь в том, что он прежде его громкие лозунги не привлекали такого внимания нидерландского электората. В силу крайних взглядов и негативных особенностей характера Вилдерсу в свое время пришлось со скандалом покинуть VVD, создав собственную партию.
Теперь PVV Вилдерса настаивает на том, что Нидерландам следует контролировать свои границы, существенно сократить финансовые взносы в ЕС, заблокировать присоединение новых членов, а также прекратить поставки оружия Украине. Дескать, оружие нужно для защиты собственной страны. Опять-таки потенциальные партнеры по коалиции такие установки не поддерживают, но с другой стороны у них хватает собственных внутренних проблем, среди которых тема миграции оказалась на первом месте. Марк Рютте и его четырех партийная коалиция подали в отставку в июле, после того как не смогли достичь согласия по пакету мер по сдерживанию миграции.
Кто заменит проукраинского Рютте?
Марк Рютте, согласно закону, останется на посту до формирования нового правительства, что скорее всего, произойдет не ранее первой половины следующего года. Как пример, после прошлых выборов коалиционные переговоры и формирование нового кабинета длились около девяти месяцев.
В итоге Вилдерс, который смог воспользоваться проблемой миграции и развала действовавшей коалиции, теперь, скорей всего, будет вынужден смягчить риторику, но это никак не снимает напряженности, которая есть в голландском обществе.
"Вне зависимости от того, сколько будут длиться коалиционные переговоры в Нидерландах, политическая повестка Вилдерса не станет менее актуальной для его избирателей. Антиевропейские и антимигрантские настроения разделяет каждый четвертый голландец, если исходить из результатов голосования. Даже если партия Вилдерса по итогам переговоров пойдет на определенные компромиссы, избиратели так думать не перестанут, что в перспективе рискует настроить их против возможной коалиции и нового правительства страны", - говорит "Апострофу" политтехнолог Алексей Голобуцкий.
Для Европейского союза подобные правые тенденции, которые с каждым электоральным циклом охватывают все больше государств ЕС, являются одним из самых серьезных политических вызовов.
"Если учесть Венгрию Виктора Орбана, Словакию Роберта Фицо, а также социально-политические тенденции в ФРГ и Франции, то следует признать, что речь идет об определенном "евро-откате", когда часть населения ЕС не устраивает в качестве экономического союза. Именно они также не видят Украину в составе Евросоюза. С другой стороны, крупные государства ЕС стремятся переформатировать союз в полноценное политические объединение. Судя по риторике первых лиц ЕС, уже есть принципиальное решение, что таком союзе Украине будет место, но это – дело будущего. Пока же европейцы все чаще выбирают антиглобализм и концентрацию на внутренних проблемах", - добавил Алексей Голобуцкий.
Соратник премьера Рютте, глава VVD Дилан Ешильгоз-Зегериус после консультаций с однопартийцами сообщил, что они готовы поддержать в новом парламенте партию Вилдерса, как "своего рода терпимого партнера", но участвовать в формировании кабинета не будут. То есть они готовы потенциально войти в коалицию, но на министерские посты претендовать не будут.
Объяснение тут может быть простым – партия Рютте не верит, что правые радикалы во главе с Вильдером, когда дело дойдет до принятия конкретных решений, не допустят ошибок, начав конфликтовать между собой. Прошлая коалиция, как было сказано выше, развалилась именно потому что Рютте и его партнеры не нашли общего языка по решению проблем, связанных с миграцией. Видимо, сейчас они ожидают, что в такой же ситуации окажется теперь уже партия Вилдерса. Если голландские центристы и правые либералы, поддерживающие Киев, рассчитывают на то, что новый кабинет не просидит срок и голландцам придется идти на досрочные выборы, то для Украины это также будет не худший вариант.