Россия закупает запчасти для самолетов и вертолетов у украинского производителя – расследование
Российская компания «Авиа ФЭД сервис» за время войны, по июль 2023 года, обеспечила российскую авиапромышленность запчастями как минимум на 650 млн рублей, из которых большинство, на сумму 370 млн. рублей , было приобретено у Украины, пишет в своем расследовании проект «Важные истории».
Компания "Авиа ФЭД сервис" была основана в 1993 году как представительство Харьковского машиностроительного завода ФЭД. В 2018 году харьковский завод прекратил сотрудничество с «Авиа ФЭД Сервис», а компания попала под украинские санкции. Для Харьковского завода ФЭД это был серьезный удар, поскольку на Россию приходилось около 70% продаж предприятия.
Наконец, выяснилось, что на практике российская и украинская компании не прекратили сотрудничество. При этом основными клиентами "Авиа ФЭД сервис" являются Минобороны России, предприятия корпорации "Ростех" и президентский специальный летный отряд "Россия".
Как выяснили журналисты, с 2022 года поставки идут через компанию Linker FZE, которая зарегистрирована в Объединенных Арабских Эмиратах, а с апреля 2023 года - через компанию «Бакайторг1», зарегистрированную в Кыргызстане.
Так, согласно таможенным данным РФ компания "Авиа ФЭД сервис" импортировала детали для ремонта самолетов Ан-124 производства Харьковского машиностроительного завода ФЭД почти на 120 млн рублей, запчасти для локационных станций вертолетов Ка-32 производства киевского завода "Радар" более чем на 67 млн, детали для ремонта двигателей Ан-24 и Ан-12 производства «Мотор Сич», продукцию киевского завода «Артем», Харьковского агрегатного конструкторского бюро, Волчанского агрегатного завода и других украинских предприятий примерно на 170 млн. Также компания получила поставки из Франции, США и Великобритании.
Компания Linker на своем сайте отмечает, что специализируется на поставках авиадеталей для вертолетов Ми-8, Ми-17, Ка-32 "в любую точку мира". Управляющим компании является Андрей Курт, на странице которого во Вконтакте отмечено, что он родился в Чернигове и окончил Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя.
Владельцем Linker на LinkedIn указан Алексей Пальчик. Как выяснили журналисты, этим человеком может быть уроженец Полтавы, выпускник Иркутского высшего военного авиационного училища Алексей Пальчик.
В свое время Linker получал украинскую продукцию, в частности от «Мотор Сич», директор которой Вячеслав Богуслаев задержан по подозрению в госизмене за «незаконную поставку товаров военного назначения для российской штурмовой авиации».
«Последняя поставка Linker в адрес «Авиа ФЭД сервис» была произведена, по имеющимся в нашем распоряжении данным таможне, в январе этого года. После этого поставки осуществлялись через компанию «Бакайторг1» из Кыргызстана, которая была зарегистрирована в апреле 2023 года. Она уже успела продать "Авиа ФЭД сервис" продукцию ХМЗ ФЭД почти на 40 млн рублей", - отмечают "Важные истории".
Директором и владельцем «Бакайторга1» является Бакай Саадаев, окончивший киргизскую государственную юридическую академию, который в июле 2020 года пытался устроиться на работу в госавтоинспекцию, на тот момент работая курьером в сети ресторанов «Империя пиццы».
Владелец Linker Пальчик во время общения с журналистами заявил, что поставками в Россию не занимается: «Не надо задавать мне вопросы… Компания Linker из Украины в Россию никогда ничего не поставляла и не поставляет».
На уточняющий вопрос, поставляла ли Linker товары для компании «Авиа ФЭД сервис», Пальчик сказал, что отвечать не готов.
Директор «Авиа-Фед-Сервис» Александр Решетник журналистам, что продукция украинских заводов, поступившая в адрес компании в 2022–2023 годах, была приобретена его компанией раньше, в 2020–2021 годах и просто «лежала за границей». На уточнение, как это возможно в случае с поставками через "Бакайторг1", которая была зарегистрирована всего несколько месяцев назад, он не ответил.