"Вот д*рьмо": инженер NASA едва не уничтожил марсоход за $500 млн за недели до его запуска
"Вот д*рьмо": инженер NASA едва не уничтожил марсоход за $500 млн за недели до его запуска

"Вот д*рьмо": инженер NASA едва не уничтожил марсоход за $500 млн за недели до его запуска

Ошибка бывшего инженера NASA Криса Левицки чуть не превратила тестирование марсохода Spirit стоимостью 500 миллионов долларов в настоящую катастрофу. Всего за две недели до назначенной даты запуска дорогостоящий космический аппарат мог превратиться в груду металлолома.

Историю инцидента Левицкий рассказал в собственном блоге, описывая работу над марсоходом Spirit в Лаборатории реактивного движения NASA (JPL) в Пасадене (США). Событие, которое могло перечеркнуть планы Соединенных штатов Америки по исследованию красной планеты, произошло в феврале 2003 года.

В тот день космический аппарат нужно было проверить в последний раз на Земле. Поскольку марсоходы были одними из самых сложных космических аппаратов, когда-либо построенных, все должно быть в идеальном рабочем состоянии. Особенно учитывая, что общие инвестиции NASA в разработку составляли почти миллиард долларов.

"Никакого давления", – пошутил Левицки, которому тогда было 29 лет.

В день окончательных тестирований он работал в свою неофициальную вторую смену, отработав 12 часов. Его задача заключалась в проверке целостности двигателей инструмента для абразивного разрушения горных пород (RAT), прикрепленного к роботизированной руке "Спирита".

Чтобы проверить двигатель, было два варианта: или разбирать его после каждого тестирования, что, как пояснил инженер, было непрактично, или обнаружить наличие каких-либо проблем можно было посмотрев на электрические характеристики.

Для этого исследователи отсоединяли двигатель и подключали его к внешнему источнику питания. Если при подключении к сети инженеры видели экспоненциальное уменьшение электрического тока – это было хорошим знаком. Если же происходили скачки напряжения – это было плохим признаком.

Левицки много раз проводил этот тест с помощью распределительной коробки.

"Мои разные роли в проекте дали мне опыт расшифровки лабиринта диаграмм, отображающих 10 000 контактных соединений, благодаря которым все на космическом корабле работало, и моя ответственность за написание инструкций по подключению и управлению всеми двигателями на марсоходах сделала меня очевидным выбором для этой тестовой кампании", – объяснил он.

Когда начались тесты, быстрый импульс на опорный двигатель подтвердил, что все в порядке. Двигатель RAT от Spirit был подключен, и Левицки был готов к работе.

Для того чтобы увидеть малейшие недостатки двигателя, нужно было дать ему "столько мощности, сколько он хочет". Поэтому очень важно не перепутать ни один из подключенных кабелей, поскольку "неправильное соединение может привести к катастрофическим повреждениям".

Импульс был направлен в двигатель и команда сразу же получила результат, но он оказался не тем, которого ожидали. Как пояснил инженер, это не походило ни на работающий, ни на сломанный двигатель.

"Мой ум бросился искать объяснение и за какой-то момент нашел наиболее вероятное. Мои глаза проследили за проводами от нашей распределительной коробки на тестовой тележке до космического корабля, и причина незнакомого сигнала вонзилась мне в сердце, как кинжал", – рассказал Левицки.

Оказалось, что мощный заряд энергии пошел не в двигатель RAT, а из-за ошибки с выключателем был направлен "прямо в космический аппарат".

"Вот д*рьмо" – описал свои эмоции инженер.

В то же время команда увидела, что вся телеметрия с марсохода прекратилась. Левицки признался, что подумал, что он убил Spirit всего за две недели до запуска, и вариантов починить, казалось бы, неисправный марсоход было очень мало.

Но у него все же была надежда, что всплеск энергии пошел во что-то, что могло справиться с ним и, возможно, просто произошел масштабный сбой, связанный с инцидентом. Чтобы проверить эту версию, команда заживила Spirit в надежде, что он перезагрузится. Но ничего не случилось.

Удрученный ошибкой и осознание того, что это может быть его последний день работы в NASA, Левицки отправился домой, где рассказал эту историю своей жене.

"Я был убежден, что утром потеряю работу и в историю космических исследований мое имя будет вписано в особую главу позорной славы", – признался он.

На следующий день они с командой вернулись в JPL, пытаясь проанализировать события прошлого вечера и понять, что произошло. Какое-то время все казалось безнадежным, пока инженер не вспомнил, что перед роковым тестом использовал мультиметр – электронное устройство, необходимое для измерения различных электрических параметров. Он был подключен ко всей системе, но перед самым тестом Левицки отключил устройство.

"Мониторинговый мультиметр, который я отсоединил, фактически завершал цепь, питавшую телеметрию наземных испытаний космического аппарата. Я случайно выключил соединение в тот же миг, когда отсоединил провода (мультиметра)", – признался он.

Марсоход Spirit

Когда вся схема вновь была восстановлена, исследователи вернули питание Spirit и "это сработало".

"Был коллективный вздох, когда телеметрия вернулась к жизни – Spirit не был мертв, в конце концов", – рассказал Левицки.

История знает, что этот инцидент никак не повлиял на прошедшую с успехом марсианскую миссию.

Как пишет The Register, Левицки впоследствии сделал блестящую карьеру, в том числе стал руководителем полета миссии.

Ранее OBOZ.UA рассказывал о том, что робот с ИИ создал катализатор для получения кислорода на Марсе. Он справился с тестами, на которые люди бы потратили 2000 лет.

Подписывайтесь на каналы OBOZ.UA в Telegram и Viber, чтобы быть в курсе последних событий.

Источник материала
loader
loader