Убить рынок автогаза? Почему Гетманцев так хочет поднять акцизы на газ/Намерение бороться с лоббистами может привести к борьбе с украинцами
Убить рынок автогаза? Почему Гетманцев так хочет поднять акцизы на газ/Намерение бороться с лоббистами может привести к борьбе с украинцами

Убить рынок автогаза? Почему Гетманцев так хочет поднять акцизы на газ/Намерение бороться с лоббистами может привести к борьбе с украинцами

Главный налоговый реформатор Украины Даниил Гетманцев анонсировал существенное повышение акциза на автогаз. С одной стороны, это принесет дополнительные доходы бюджету, с другой, ударит по карману многих украинцев. "Апостроф" выяснял, насколько подорожает газ на АЗС в случае троекратного увеличения акциза на него, а также как это повлияет в целом на рынок горючего в нашей стране.

В Украине в ближайшее время может более, чем в три раза повыситься акциз на сжиженный автомобильный газ. Об этом сообщил глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.

По его словам, повышение акциза на автогаз - это перспектива нескольких месяцев.

"Единственный аргумент, почему раньше акциз на газ был низким, заключается в том, что когда-то на рынке LPG (сжиженный нефтяной газ, используемый, в частности, в качестве автомобильного топлива – "Апостроф") были более сильные лоббисты, чем на рынке бензинов. Соотношение должно быть в энергоемкости. Если применяем эту логику при ставке на бензин 213 евро за тысячу литров, ставка на газ должна быть 160-170 евро. Это европейская практика", - сказал Гетманцев.

Напомним, с 1 июля 2023 года налоги на горючее в Украине вернули на довоенный уровень. НДС на все виды топлива повысился с 7% до 20%, акциз на бензин вырос со 100 евро до 213,5 евро за 1 тысячу литров, на дизель – со 100 евро до 139 евро за 1 тысячу литров. При этом акциз на автогаз с сентября 2022 года остается на уровне 52 евро за 1 тысячу литров.

Логика военного времени

Почему появилась идея повысить акциз, в принципе, понятно.

"Они это все делают по законам военного времени – ищут возможности, резервы, где только можно, как наполнить бюджет, - сказал в разговоре с "Апострофом" директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. - По нашим расчетам, эта инициатива принесет где-то миллиард гривен в месяц".

Логика здесь совершенно ясна. Ведь, как известно, бюджетные средства, которое наше государство получает в виде доходов, в том числе за счет налогов, направляются на оборону.

Однако некоторые решения властей в этой сфере могут быть не особо удачными. К таким, похоже, относится и намерение поднять акциз на автогаз.

Согласно консенсусной оценке, повышение акциза на газ до уровней, озвученных Даниилом Гетманцевым, приведет к росту розничных цен на него, как минимум, на 4 гривны на литре.

"Такое подорожание сразу приведет к росту цен на транспортные услуги в массовом сегменте - услуги такси, перевозки для малого бизнеса и т.д. Также эта инициатива ударит по бедным слоям населения, ведь иномарки prime-сегмента редко можно встретить на газе", - сказал в комментарии изданию экономист, бывший член Совета Национального банка Украины Виталий Шапран.

Он напомнил, что это не первая инициатива Гетманцева, которая усиливает налоговое давление и затрагивает широкие слои населения.

"В то же самое время ситуация с неналоговыми доходами государственного бюджета катастрофическая. В 2024 году НБУ вместо обещанных 100 миллиардов гривен из-за жесткой монетарной политики перечислит чуть менее 18 миллиардов. По той же причине Минфин вынужден делать заимствования через ОВГЗ под высокие проценты, а это - расходы государственного бюджета, - говорит Шапран.- То есть на тех звеньях, где можно было наполнить бюджет без того, чтобы лезть в карман рядового украинца, комитет Гетманцева избегает активности. Создается впечатление, что для Гетманцева основная задача - это не наполнение бюджета, а раздражение избирателей".

Кроме того, в том, что касается европейской политики установления акцизов на горючее, Даниил Гетманцев, мягко говоря, не прав.

По словам эксперта "Нафторинка" Александра Сиренко, в Украине соотношение акциза на автогаз к акцизу на бензин - среднее по Европе.

Убить рынок автогаза? Почему Гетманцев так хочет поднять акцизы на газ/Намерение бороться с лоббистами может привести к борьбе с украинцами - Фото 1Фото: "Нафторинок"

"Сейчас отношение акциза на газ к акцизу на бензин – порядка 25%. А, если сделать так, как сказал Гетманцев, в этой диаграмме по пропорции нас вынесет сразу на первое место. Если рано или поздно нам придется выполнять логику Евросоюза, нам скажут – не больше, чем 20%, а у нас будет около 70%", - рассказал эксперт в комментарии "Апострофу".

Если внимательно изучить таблицу, то станет очевидным, что ставки акциза, как на автогаз, так и на бензин в Украине ниже, чем во многих странах ЕС. При этом на бензин акциз выше, чем в Украине во всех странах Евросоюза. В связи с этих так и хочется спросить – вы и его собираетесь поднимать?

Дороже, но дешевле

Как уже было сказано выше, повышение акциза на сжиженный газ приведет к его подорожанию на 4 гривны, а то и на все 5 гривен на литре.

Однако вполне возможно, что украинцы не особо и почувствуют это подорожание.

"Сегодняшняя цена на сжиженный газ необъективна. Сегодня она должна быть 27 гривен за литр, то есть 50% от цены бензина А-95, - рассказывает Сергей Куюн. - К ней (после повышения акциза) добавится порядка 4 гривен за литр. И таким образом цена будет даже ниже, чем сегодня. Это будет 31-32 гривны, но никак не 35-36 (как сейчас)".

В последнее время и особенно в ноябре автогаз в Украине дорожал, тогда как цены на бензин и дизельное топливо оставались стабильными и даже немного падали.

Тому есть объяснения: во-первых, правительство наконец-то отсекло российский ресурс, который под видом европейского попадал на украинский рынок, во-вторых, некоторый дефицит газа возник из-за блокады границы с Польшей перевозчиками.

Сейчас обе эти проблемы решены, и с конца ноября автогаз не дорожает (а несколько последних дней дешевеет) .

"Дефицита автогаза не будет. Рынок уже нашел альтернативные источники, альтернативные маршруты. Этот газ просто должен доехать", - пояснил Сергей Куюн.

И, судя по всему, он уже доезжает. По крайней мере, цены на него в опте падают, причем весьма существенно. По словам Александра Сиренко, на последнем аукционе по газу обвал составил 14%.

В рознице снижение цен пока не столь заметно. При этом не исключено, что операторы рынка попытаются "смягчить" этот тренд.

Однако в любом случае, признаки стабилизации рынка очевидны.

И здесь снова нельзя не вспомнить инициативу Даниила Гетманцева по повышению акциза.

"Хочется задать вопрос в лоб: Чего вы хотите? Убить рынок газа? Зачем сейчас все это колошматить, я, честно говоря, не знаю", - говорит Сиренко.

В связи с возможным ростом цен на газ возникает вопрос, как поведет себя рынок бензина – повысится ли на него спрос и, соответственно, его стоимость?

"Газ даже при озвученных ставках сохранит свою привлекательность для водителей, - уверен Сергей Куюн. - То есть цена на него не улетит в космос, когда выгоднее будет заправлять бензин".

По мнению Александра Сиренко, пока до конца непонятно, как будет развиваться ситуация.

"Рынок газа комфортно себя чувствует, когда цена газа составляет 50% от цены бензина. Когда он выше, водители уже начинают думать, нужно ли ему задувать, или лучше купить бензин. Поэтому, возможно, что эти 5 гривен (которые добавятся после поднятия акциза) "спасут" рынок бензина. А может и нет", - говорит эксперт.

Однако самое любопытное, это то, что решение о повышении акциза на сжиженный автомобильный газ не принято.

Более того, в правительстве эту инициативу не особо-то и поддерживают.

"Гетманцев уже второй раз говорит о том, что этот вопрос решен, и что это только вопрос времени. Но подтверждения этим разговорам пока нет", - резюмировал Александр Сиренко.

Теги по теме
Евросоюз
Источник материала
loader
loader