Подросток из США сделал невозможное и прошел «Тетрис» до конца
В конце 2023 года подросток из США Уиллис Гибсон, известный под ником Blue Scuti, смог пройти до конца версию игры «Тетрис» для Nintendo Entertainment System (NES), которая была впервые выпущена в 1989 году. Создатели оригинальной игры думали, что это невозможно: по задумке, в нее можно было играть бесконечно.
«Строительные блоки» в игре падают все быстрее, пока игрок не проиграет. Чтобы выиграть, игрок должен набрать такое количество очков, что банки памяти игры перегружаются и она выходит из строя. Победа достигается потому, что компьютер просто не может продолжать работу, сообщает ВВС.
То, что 13-летний подросток смог добиться этого, может рассказать о том, как меняются пределы человеческих возможностей в эпоху цифровых технологий, считает когнитивист Том Стаффорд.
До этого версию NES мог «пройти» только искусственный интеллект. Специально разработанная нейросеть могла почти мгновенно воспринимать состояние игры и выбирать действия так быстро, как только консоль могла их регистрировать. ИИ играл быстро и практически неутомимо – это выходило за рамки человеческих возможностей.
В 2021 году ИИ-Тетрис смог показать людям фактически недостижимый уровень игры. Подобно физике на границах черной дыры, реальность «Тетриса» начинает искажаться на более высоких уровнях. Скорость внезапно увеличивается на 29 уровне, до которого доходили немногие и «выживали» далеко не все из них. Когда счетчик очков достигает отметки в 1 миллион, цифры начинают заменяться буквами, а затем, наконец, глифами из графического набора «Тетрис». Со временем цвета блоков деформируются и меняются: на некоторых уровнях все блоки становятся ярко-розовыми, на других блоки настолько темные, что их едва можно увидеть – особенно на той скорости, с которой вам нужно действовать, чтобы выжить.
Гибсон транслировал свою игру в «Тетрис» 21 декабря 2023 года. Он играл в нее примерно 40 минут. Он установил новые мировые рекорды по количеству очков, сыгранным уровням и очищенным линиям. В конце концов он получил сигнал о том, что смог пройти игру до конца.
Это реальное достижение, которое выходит далеко за рамки аркадных игр. Достижение Гибсона рассказывает о том, как люди учатся и достигают новых высот.
«Тетрис» - это не только игра, но и целое сообщество. Гибсон не просто играл на старой консоли, он приобщился к традиции. Тысячи игроков преданы тетрису на NES, платформе, на которой он был впервые официально выпущен в Северной Америке. Помимо игроков, здесь есть стримеры, блоггеры, теоретики, обсуждающие стратегию, и рекордсмены, соревнующиеся за то, чтобы превзойти друг друга. Существует даже чемпионат мира по классическому тетрису, который ежегодно проводится в Портленде, штат Орегон.
«Тетрис» является популярной игрой, но именно сообщество гарантирует привлечение новых игроков и их приобщение к хобби. Сообщества обеспечивают поддержку и еще один важный ингредиент для развития человеческого потенциала – вдохновение. Сообщества — это живые лаборатории идей и экспериментов, где разные люди могут пробовать что-то новое и передавать успех. Ученые изучают это социальное обучение под названием «культурная эволюция». Оно дает семена культуры, поскольку разные сообщества развивают разные практики, соответствующие их непосредственному окружению.
В «Тетрисе» решающим нововведением стал новый способ удержания контроллера, называемый «прокатка», когда игроки барабанят нижней частью панели по пальцу или большому пальцу, находящемуся прямо над клавиатурой. Это позволяет игрокам вводить команды быстрее, чем нажатием одного пальца. Несмотря на 34-летнюю историю игры, «прокатка» стала популярной лишь в последние годы, распространившись среди сообщества стримеров и игроков в «Тетрис».
Как это часто бывает, нововведения быстрее перенимают более молодые игроки. Гибсон начал играть в «Тетрис» в 11 лет и использовал «прокатку» в своей победной партии.
Многие дискуссии вокруг искусственного интеллекта сосредоточены на областях, в которых человеческие навыки могут устареть. Вместе с тем, было бы ошибочно думать, что способности человека – это статичная цель. Как показывает достижение Гибсона, мы постоянно расширяем границы наших способностей.
Мораль в том, что расширение границ человеческого мастерства является следствием постоянных коллективных инноваций, а также выдающихся личностей. Люди — это вид, определяемый нашей способностью к обучению, и в эпоху цифровых технологий появляется все больше и больше возможностей проникнуть на неизведанные территории во всех аспектах искусства, науки и культуры, включая «Тетрис».