До начала полномасштабного вторжения России в Украине разрабатывалась собственная инновационная боевая машина пехоты, которая могла бы быть не хуже американской Bradley. Над проектом под названием "Вавилон" работали специалисты одного из частных предприятий. Новую БМП могли бы запустить в серийное производство до начала большого вторжения РФ, но ряд инцидентов, конфликтов и спорных решений, в том числе при участии Министерства обороны, привели к закрытию программы, роспуску команды конструкторов и потере наработок, пишет "Экономическая правда”.
По данным источников издания, несколько месяцев назад прокуратура начала досудебное расследование относительно ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, которое привело к тяжким последствиям (ч. 2 ст. 367 Уголовного кодекса), причастными к срыву проекта. Это произошло после проведения Министерством обороны внутреннего аудита в 2023 году. Автор текста "ЭП" назвал историю "Вавилона" "эталонным ответом на вопрос, почему Украина во время войны самостоятельно не производит отдельные дефицитные виды вооружения".
История разработки украинской боевой машины пехоты началась с инженерной группы "Арей" в Киеве, которая в 2014 году была маленькой мастерской и готовила бронетехнику для бойцов батальона "Азов". Ею руководила семья министра юстиции времен президента Виктора Ющенко Романа Зварыча. Впоследствии к мастерской присоединились конструкторы Николай Степанов и его сын Сергей, собиравшие танки на заводе имени Малышева в Харькове.
Цех "Арея" работал на обанкротившемся машиностроительном заводе "АТЕК". Там также размещался тренировочный лагерь добровольцев. Рядом была инфраструктура с железной дорогой.
Имея 45 лет опыта работы конструктором и десятки разработок в области бронетехники (среди которых модернизация танков Т-64, Т-72 и первая серийная партия БМ "Оплот"), управлять предприятием стал Николай Степанов. Он хотел создать там современное танковое производство. За Степановым пришли специалисты из танковых заводов разных городов.
“Преимущество частной оборонной компании было в отсутствии политических надстроек типа "Укроборонпрома". Конструкторы не сталкивались с бюрократией, коррупцией, общались с военными и готовили машины по их отзывам”, — говорится в материале.
Одной из первых разработок стала тяжелая боевая машина "Азовец" для городских боев. В 2015 году технику официально представил тогдашний министр внутренних дел Арсен Аваков. Хотя машина была очень сырая, серийное производство так и не началось. С течением времени цехи "АТЕКа" восстанавливались и наполнялись оборудованием, там активно ремонтировалась и модернизировалась бронированная техника.
Со временем "Арей" заметили в Минобороны. Представителей мастерской пригласили в Центральный научно-исследовательский институт (ЦНИИ) Вооруженных Сил Украины, чтобы они показали все свои разработки. Во время большого совещания с участием Генштаба и Минобороны военные подтвердили, что разработки Степанова нужны армии, в частности тяжелая БМП "Азовочка". После нескольких подобных мероприятий названый проект превратился в опытно-конструкторскую работу (ОКР) по разработке тяжелой боевой машины пехоты за финансирование министерства под кодовым названием "Вавилон".
Речь шла о машине на базе танка Т-64А, масса которой должна была составить 36 тонн — то есть, на 10 тонн больше, чем Bradley. Степанов назвал ближайшим ее аналогом 60-тонную израильскую БМП "Намер" с максимальной защитой экипажа. Основание от Т-64А означало простоту ремонта и производства. "Вавилон" планировалась как машина переходного периода, пока Украина не найдет другое базовое шасси.
Другое же оборудование хотели устанавливать современных образцов или разрабатывать самостоятельно. К примеру, планировалось оснащение БМП единым цифровым комплексом управления для контроля всех показателей и обмена информацией с подразделением. Высокую мощность могло обеспечить объединение немецкого дизельного двигателя TCD16.0V8 с электрическим.
"Противник обычно пытается поразить двигатель или систему охлаждения. Гибридный привод позволяет машине на электричестве покинуть поле боя даже если основной двигатель выйдет из строя. К тому же основной мотор довольно шумный, поэтому электрический привод позволит быть более незаметным, — объяснил Сергей Степанов.
Кроме того, специалисты стремились разработать с нуля броню, чтобы она могла защитить военных даже от танковых выстрелов. Для сварки была куплена современная немецкая установка, инструменты которой, по словам Степанова, использовались для бронирования танков Leopard. Впоследствии на испытаниях макет украинской БМП выдержал попадание 125-мм боеприпаса с 500 метров.
Стоимость "Вавилона", вероятно, составила бы до 1,8 млн долларов. Это меньше, чем для иностранных аналогов, ведь БМП и около 75% ее деталей должны были производиться в Украине.
"Инновационные наработки "Арея" могли вылиться не только в разработку БМП, но и освежить другие модели украинской бронетехники. Однако для реализации планов нужно было пройти семь кругов бюрократического ада", — отмечается в материале.
У компании "Арей" начались проблемы после запуска опытно-конструкторской работы "Вавилон". В октябре 2016-го на "АТЕК" и в танковые цеха ворвались неизвестные, которые выгнали охранников и перекрыли проходную. Инженеры завода не смогли вернуться, но оборудование на миллионы гривен осталось внутри.
“Объяснить коротко, что произошло в ту ночь, невозможно. Три десятка гектаров киевской земли возле станции метро и тысячи тонн металлолома привлекают многих дельцов. Конфликт между обанкротившимися владельцами, "инвесторами", арендаторами цехов и "Азовом" за "АТЕК" — тема для отдельной статьи”, — написал автор.
Тогда мастерская обратилась к Службе безопасности Украины с просьбой опломбировать 19-й и 60-й цехи, где разрабатывали бронетехнику. За представителей "Арея" вступилось командование войск. В частности, по данным "ЭП", тогдашний начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко просил экс-главу СБУ Василия Грицака разблокировать цехи "Арея".
Согласно тексту, "военных никто не послушал", а "при молчаливом согласии силовиков на "АТЕК" начали сносить цеха под застройку". Светлана Зварыч рассказала о хищении 246 станков, сносе отремонтированных кранов у железной дороги и трансформаторных будок.
После инцидента военные приютили конструкторов в небольшом цехе 482-го конструкторско-технологического центра Вооруженных Сил, через пол года коллектив начал арендовать помещение в городе Васильков Киевской области. Было докуплено оборудование и возобновлена работа. Но изготовить опытный образец, провести испытания и запустить серийное производство хотели на Киевском бронетанковом заводе (КБТО).
Другие трудности возникли с техническим заданием, которое требовалось для начала разработки "Вавилона". "Арей" ждал документ от Центрального научно-исследовательского института более двух лет, а работы начались в конце 2018-го. Как рассказал Сергей Степанов, ТЗ, к тому же, содержало много ошибок, в том числе десятки неактуальных ГОСТов, нереалистические условия или отсутствие требований. Также было требование, которого вообще не должно быть, — об установлении конкретной детали на боевую машину пехоты — динамической защиты ХСЧКВ. Руководитель ЦНИИ генерал Игорь Чепков был одним из разработчиков ХСЧКВ. Требование об этой защите, по данным "Арея", стало одним из ключевых конфликтных моментов между производителем и заказчиком. Впоследствии ТЗ скорректировали, но не упомянутое требование.
Согласно материалу, изменения в техническое задание рассматривали шесть месяцев. Тогда предприятие не финансировалось и понесло убытки на 3 миллиона гривен. Людей не увольняли, чтобы не получить негативное заключение по возможности выполнить работу.
В сентябре 2019 года "Арей" перешел ко второму этапу разработки БМП. В течение следующих месяцев компания столкнулась с внеплановыми проверками военных представителей. Руководство приглашали на заседание комитета по безопасности Верховной Рады, на рассмотрении был вопрос передачи ОКР "Вавилон" одному из харьковских госпредприятий.
"Первый заместитель главы комитета Михаил Забродский задавал жесткие и конструктивные вопросы. Мы смогли на все ответить и подтвердить документально. В итоге комитет стал на нашу сторону и оставил разработку нам", — пересказала Светлана Зварич.
Несмотря на положительные выводы проверок, Чепков в письме к Минобороны вскоре пожаловался, что "Арей" не принял решение об изготовлении опытного образца, поэтому после второго этапа компания может отказаться от проекта. Хотя предприятие не собиралось отказываться от "Вавилона". На основании письма Минобороны в 2019 году, как пишет “Экономическая правда”, решило "придержать" аванс в 26 млн грн, что повлекло за собой новые финансовые проблемы для конструкторов и увольнение части специалистов. Аванс выплатили только через полгода, но команда смогла завершить второй этап, подготовив 22 тысячи листов конструкторской документации, макет машины и провев испытания новой защиты.
Впоследствии в "Арей" снова пришли военные с проверкой и подтвердили надлежащее выполнение второго этапа и техническую возможность перехода к третьему. Но, как отмечается, Минобороны предложило конструкторам перенести производство опытного образца на завод Малышева в Харькове из-за якобы отсутствия достаточных мощностей.
“На тот момент на КБТО уже готовились цеха для изготовления опытного образца "Вавилона" и были подписаны все необходимые соглашения. По словам Зварыч, несмотря на это Минобороны все равно настаивало на перенесении производства в Харьков. "Арей" на это не согласился, ведь уже набрал сотрудников в Киеве. В результате финансирование третьего этапа не началось. "Арей" снова остался без денег аж до конца 2021 года, пока не закончился основной контракт. Ущерб составил 28 млн грн и их никто не компенсировал, ведь в контрактах не закладывают ответственность заказчика за срыв финансирования”, — рассказали в материале.
В рамках проекта были разработаны уникальное программное обеспечение, оптико-электронные устройства, энергоагрегат. Но все, похоже, было зря, поскольку 22 февраля 2022 года программу ОКР "Вавилон" закрыли. Как выяснили журналисты, решение приняли, не учитывая позицию командования Сухопутных сил ВСУ.
В тексте добавили: “Продолжать работу никто не собирался. Минобороны просто не забрало конструкторскую документацию и макеты, на которые потратило 50 млн грн налогоплательщиков. По словам Зварыч, это имущество по закону принадлежит Минобороны. После завершения контракта "Арей" не имел права ставить себе на баланс техническую документацию и макеты, поэтому не раз просил их забрать. Но этого не сделали”,
Более того, в апреле 2022 года российский снаряд уничтожил в Харькове 22 тысячи страниц конструкторской документации для боевой машины пехоты. Макеты уцелели, потому что были в другом месте. О потере научно-технической продукции, в частности, говорится во “внутреннем документе”, подтверждающем уголовное производство в рамках этой истории. Имена фигурантов дела пока не известны.
По информации "ЭП", команда конструкторов, занимавшихся ОКР "Вавилон", разошлась по разным компаниям, а на месте "АТЕК" — выжженная земля. Журналисты отметили: “В Минобороны провал разработки БМП "Вавилон" вроде и не заметили. Причастные к этому проекту чиновники не наказаны. Ситуация с ОКР "Вавилон" в целом характеризует работу опытно-конструкторских программ Минобороны, никогда не славившихся эффективностью. С 2022 года ведомство ежегодно выделяет на программы ОКР 3 млрд грн".
Также выяснилось, что через два месяца после начала расследования в отношении чиновников Минобороны по технической документации, на почту "Арея" поступил иск от оборонного ведомства "об истребовании имущества из чужого незаконного владения". В компании заверили, что, несмотря на уничтожение конструкторской документации, ее могут восстановить с электронных копий. Степанов выразил готовность снова собрать команду и завершить разработку.
“Уже в 2024 году в Минобороны снова собралось совещание. Представители "Арея", военные и Минобороны обсуждали возможность возобновления ОКР "Вавилон". Однако, по словам Степанова, конструктива на совещании было мало. Результат этой долгой истории пока таков: у Украины нет и еще долго не будет собственной БМП”, — подытоживается в материале.
О том, как работает схема по уничтожению отечественных военных разработок, также писала для ZN.UA Светлана Зварыч в статье "Технологии срыва государственного оборонного заказа".