Мирослав Слабошпицкий оценил шансы фильма "20 дней в Мариуполе" получить "Оскар"
Самый титулованный украинский режиссер Мирослав Слабошпицкий в эксклюзивном интервью "Телеграф" рассказал, как удалось уговорить Шона Пенна сняться в украинской картине, и какой он в обычной жизни. Также режиссер сделал свой прогноз на "Оскар" и предположил, почему Владимиру Зеленскому не дают выступить с речью на этой церемонии.
- Насколько эмоционально сложно работать с голливудской звездой Шоном Пенном, мешал ли вам пиетет к нему?
- У меня действительно к нему колоссальный пиетет, потому что он обладатель двух "Оскаров" и один из величайших актеров своего поколения. Мы познакомились с ним в Каннах, но как развивалась история. Наш продюсер Олег Кохан, непосредственно придумавший этот фильм "Война глазами животных", рассказывал мне об этом проекте. А потом как-то позвонил и поинтересовался, хотел ли я снять короткий метр? Я отказался. Через три месяца он снова звонит и спрашивает: "А со звездой ты бы снял?" Я согласился, и тут он мне говорит, что эта звезда, Шон Пенн. Честно говоря, я думал, что он шутит, но сценарий написал и отправил ему. И тут снова звонит по телефону Кохан и спрашивает, могу ли приехать в Канны, потому что Шон именно здесь и хочет познакомиться. Очень скоро они мне выслали билет и в шесть утра я уже был в Каннах. После этого три дня наша компания провела с Шоном и его командой. Я, честно говоря, немного со страхом ожидал этой встречи, но Шон оказался очень кайфовым чуваком. По сравнению с ним, мало с кем из актеров или режиссеров хотелось бы дружить и тусоваться. Он абсолютно настоящий и совершенно классный в личном общении. Я всего несколько таких людей встречал в жизни.
– А как общались в Лос-Анджелесе в период съемок?
– Сначала мы общались несколько дней до съемок и все было нормально. Но перед съемкой я очень волновался Одно дело неформально общаться, а другое работать на площадке со звездой, которая снялась практически у всех выдающихся режиссеров и сама сняла пять полнометражных игровых фильмов как режиссер. Но все прошло удивительно прекрасно Шон приехал на площадку вовремя мы обсудили с ним мои идеи и все было классно и профессионально. Мне кажется, что СМИ в свое время были до него несправедливы. У него нет своей страницы в соцсети "Х" (бывший Twitter), потому что там сейчас нет цензуры и в сторону Шона Пенна несется очень много хейта за его поддержку Украины. Очень много там левых и правых противников Украины и просто кремлевских ботов. "Х" стал очень токсичным.
– За кем было последнее слово на съемочной площадке, Шон давил на вас во время съемок своим авторитетом?
– Мы снимали короткометражный фильм, а это важный нюанс. Вообще, в большом американском кино последнее слово часто может быть за звездой. Что касается нашей истории, то у нас не было конкуренции видения. Он прочитал сценарий и расспросил, что его персонаж делает в этой сцене, какое у него состояние. Группа у нас практически вся была американская. Поэтому меня поразила быстрота работы. Поскольку у него огромный опыт, все было сделано на раз-два. Как правило, столкновение видений происходит на чтениях, происходящих до начала съемок. Все было легко и невероятно приятно. Мы очень тепло прощались, может, еще когда-то у меня удастся снять его в своем полнометражном фильме.
– Это сотрудничество дает вам возможность в будущем пригласить в свою картину Шона Пенна?
- Здесь есть много нюансов, но я мечтаю, что это когда-нибудь произойдет. Во всяком случае, со следующего месяца у него начинаются съемки нового проекта. Это фильм режиссера Пола Томаса Андерсона ("Лакричная пицца"). И название, и сюжет фильма держатся в секрете. Но знаю, что в нем еще снимется Леонардо Ди Каприо, и это будет самый дорогой фильм для Андерсона.
– Кого у вас играет Шон Пенн?
- Он играет американского звукорежиссера, которому зритель будет сочувствовать. Новелла называется "Орел" и в нем действительно снимается белохвостый орел. Сейчас мне осталось только доснять украинского актера зимой, поэтому считаю, что фильм почти окончен. Не могу не похвастаться – мы очень хорошо сняли Шона Пенна.
– Эта картина касается войны. Насколько уместно сейчас снимать именно художественные фильмы о ней? Тем более, что как только кто-то из продюсеров или режиссеров провозглашает о том, что будет снимать о войне, он сразу подвергается массовому хейту. Говорят, что это сейчас неуместно.
– У меня есть проект об оккупации, который мы делаем с Александром Роднянским. Пишу сценарий и не исключаю, что в этом году буду его снимать. Я думаю, что все эти разговоры закончатся на том, что фильм, снятый на войне "20 дней в Мариуполе", может стать первой украинской картиной, которая получит "Оскар". У кого получилась картина, у кого нет. Но это вопрос не к войне, а к профессионализму творцов. Я считаю, что снимать можно что угодно и о чем угодно. Собственно, я не стал бы снимать фильм о боевых действиях, потому что я не участвовал в них. Не думаю, чтобы это было правильно. Но пока нет конечного результата здесь не о чем говорить. Надеюсь, что Олег Сенцов останется в живых и после нашей победы сможет снять правдивый фильм.
Можно вспомнить Оливера Стоуна, у которого сейчас очень контроверсионная позиция по отношению к Украине. Но это не умаляет его заслуг за то, что он снял ряд выдающихся картин. Он воевал во Вьетнаме и снял фильм "Взвод", в основу которого легли его армейские воспоминания. Но это случилось через двадцать лет спустя. Столько времени прошло не, потому что он ждал, когда он созреет. Стоун не мог найти финансирование этого фильма.
- Если бы вам предложили сделать букмекерскую ставку, вы бы поставили на то, что "20 дней в Мариуполе" получит "Оскар"?
- Конечно, я бы должен сказать: "Да". Но не очень интересуюсь документальным кино как явлением. Я видел " 20 дней в Мариуполе " и этот фильм совершенно потрясающий. Мне хотелось бы, чтобы он победил, но я не знаю, кто его конкуренты. Во всяком случае, я болею за этот фильм.
– Почему, на ваш взгляд, Владимиру Зеленскому не удается выступить на церемонии "Оскар" с речью? В киносообществе я слышал два варианта — церемонию именно "Оскара" спонсируют какие-то российские олигархи, поэтому они не дают этого сделать. И второй вариант — сказываются леволиберальные настроения самого Голливуда.
- Мне ничего неизвестно о российских олигархах, которые имели бы отношение к "Оскару". По поводу голливудского левачества, то в известной степени это есть. Но я не уверен, что именно это причина. Я слышал третье объяснение этой ситуации — ни один президент не выступал на этой церемонии. Хотя, в свое время, выступал с речью вице-президент США Альберт Гор. Хотя в то время он не был на этом посту. В тот момент он являлся продюсером фильма о глобальном потеплении. Рационального объяснения, почему нашему президенту не дают там выступить, у меня нет. Но русские деньги были и в американском, и во французском кинематографе. Они были важны для индустрии, равно как и китайские. Поэтому Голливуд проигнорировал в свое время протесты в Гонконге. Для американской киноиндустрии своими размерами российский рынок был важен, а китайский еще важнее. Ранее Голливуд продавал для проката свои картины не для каждой страны в отдельности, а для группы стран. Для демонстрации у нас продавалась одна лицензия на все постсоветское пространство. А мою картину "Племя" продавали сразу на Хорватию, Сербию, Черногорию, Боснию, Косово и Албанию. То есть странам, которые вели между собой войну. Но дистрибьютор у них был один.
- Украинское кино не окупает себя, а проблемы с его финансированием становятся все сложнее. Может ли нехватка денег повлиять на появление какого-то особого стиля украинского кино, как это было в Голливуде в семидесятые годы?
- Вся эта волна – Скорсезе, Лукас, Спилберг – возникшая после банкротства некоторых кинокомпаний. Опять-таки итальянский неореализм возник после войны, когда не было денег. Или французская новая волна, когда они снимали за 3 копейки. И люди это смотрели. А зрители тогда были постарше, они ходили в кино на все эти фильмы. Ибо эти картины были о взрослых проблемах. Не тинейджеры, как сейчас. Но сейчас ситуация другая. У нас есть компьютеры, Интернет, видеоигры и TikTok. Раньше говорили, что телевидение убьет кино. А теперь уже практически убили телевидение.
– В каком состоянии ваш проект с Александром Роднянским и о чем этот фильм?
- Фильм об оккупации восточных областей – Черниговской, Сумской и других областей. Это история, которая уже завершена во времени, есть начало и конец. А базируется сюжет на статье Питера Померанцева для The Atlantic и его расследованиях. Сейчас приписываю второй вариант сценария. Очень много материалов и работы.
- Если действительно удастся начать съемки, то где они будут происходить – в местах реальных событий или будете искать более безопасные локации?
- Еще нужно утвердить сценарий и смету. Хотя если быть корректным, то это проект двух американских компаний Anonymous content ("Легенда Гю Гласа", "В центре внимания") и AR Content американская компания Роднянского. Мы много уже общались на эту тему, где и как снимать. Есть много идей и разных за и против.