«Мы будем не только покупать, но и использовать. Мы также знаем, где это использовать». Именно такие слова сказал В эфире CNN Türk посол Украины в Стамбуле Василий Боднар. С учетом того факта, что самолет TAI TF KAAN должен быть представлен в готовом виде только в 2028 году, это довольно смелое заявление. Каковы перспективы закупки этих еще не завершенных истребителей, присоединится ли Украина к их созданию и что это вообще за самолет — попробуем разобраться.
Содержание
- 1 История проекта KAAN
- 2 Требования к самолету
- 3 Предварительные характеристики, данные TAI
- 4 Соревнование за двигатель
- 5 Начало производства
- 6 Перспективы Украины в проекте. Купим ли мы KAAN?
История проекта KAAN
Понимание истории этого проекта, а особенно в части разработки двигателя, важно, чтобы понять перспективы украинских производителей, о которых было заявлено.
TAI TF Kaan ранее известный как TF-X, с альтернативным названием TF («Турецкий истребитель»), или же турецким MMU (Milli Muharip Uçak, Национальный боевой самолет) — скрытый от радаров, двухмоторный всепогодный воздушный истребитель разрабатывают Turkish Aerospace Industries (TAI) и BAE Systems как ее субподрядчик. Самолет должен в перспективе заменить F-16, которые прямо сейчас Турция, наоборот, пытается приобрести, а также модернизировать имеющиеся. Наземные испытания прототипа истребителя начались 16 марта 2023 года. Первый полет самолета был запланирован на 27 декабря 2023 года, но перенесен на более поздний срок.
Решение спроектировать, разработать и изготовить национальный истребитель следующего поколения было принято Турцией 15 декабря 2010 года. Целью создания самолета была провозглашена замена F-16 и совместная работа в составе вооруженных сил вместе с другими моделями, такими как F-35 Lightning II.
В 2015 году TAI представила три потенциальные конфигурации планера: с двойным двигателем, как у Lockheed Martin F-22, один двигатель как у F-16 и в конфигурации, похожей на Saab JAS 39 Gripen. Поддержку правительства Турции получила двухмоторная конфигурация. В 2016 году был опубликован запрос на предложение создания двигателя самолета, на который откликнулись компании General Electric, Eurojet и Snecma. Согласно запросу, инфраструктура двигателей должна быть разработана в Турции, а производство как можно дольше оставаться в стране.
Требования к самолету
В июне 2021 года турецкие ВВС в презентации для прессы объявили свои требования относительно минимальных возможностей TF-X:
- Улучшенная аэродинамика и тяга
- Суперкруиз
- Достаточный оптимизированный боевой радиус
- Улучшенные и внутренние мультиспектральные датчики (EW и RF/IR)
- Низкая возможность обнаружения
- Взаимодействие датчиков и автономность
- Улучшенные возможности передачи данных для сетевой войны
- Высокоточное оружие противостояния
Предварительные характеристики, данные TAI
Экипаж | Один или два пилота |
длина | 21 м |
Размах крыльев | 14 м |
Высота | 6 м |
Площадь крыла | 60 м2 |
Максимальный взлетный вес максимальный взлетный вес | 27 215 кг |
Силовая установка |
2 × General Electric F110-GE-129 Turbofan, тяга 76,31 кН, 131 кН с форсажной камерой
|
Максимальная скорость | 1,8 Маха |
Соревнование за двигатель
Ещё в декабре 2015 года заместитель секретариата по вопросам оборонной промышленности Турции объявил, что британская компания BAE Systems выбрана для помощи в разработке национального истребителя следующего поколения. В тот же день Rolls-Royce предложила технологии для двигателя EJ200 и совместную разработку. Во время визита британского премьер-министра Терезы Мэй в Турцию в январе 2017 года представители BAE Systems и TAI подписали соглашение об инженерной помощи в разработке.
20 января 2015 года турецкий оборонный концерн ASELSAN объявил о подписании меморандума о взаимопонимании с Eurojet, производителем двигателя EJ200, который используется в Eurofighter Typhoon об использовании этого двигателя в проекте. Компании объявили о сотрудничестве и совместной разработке программных систем управления двигателем и системы мониторинга технического обслуживания двигателя.
В мае 2017 года Rolls-Royce создал совместное предприятие с турецкой Kale Group для разработки и производства двигателей для проекта. Еще одним конкурентом в этом является TRMotor Power Systems, основанная в апреле 2017 года BMC, TAI и SSTEK. 8 ноября 2018 года TRMotor подписала меморандум о взаимопонимании с правлением оборонной промышленности по разработке реактивного двигателя для проекта.
Компания General Electric открыто не выражала интереса к проекту TF-X, ее турецкий партнер Tusaş Engine Industries (TEI) объявил, что будет участвовать в фазе разработки двигателя. 11 июня 2018 года генеральный менеджер TEI сказал, что они предложили зрелый двигатель, для которого они завершили коммерческое предложение по инфраструктуре испытаний компонентов для компрессора. TEI обязалась передать все интеллектуальные права правительству. В октябре 2018 года турецкие СМИ сообщили, что неизвестное количество начальных серийных истребителей будет оснащено двигателями General Electric F110, пока Turkish Air Engine Company (TAEC) не завершит работу над собственным двигателем.
14 марта 2022 года Kale и Rolls-Royce возобновили разработку двигателя для программы TF-X, заявив, что предыдущие споры между компаниями решены и что первые прототипы будут использовать двигатель F110.
В то же время 5 марта 2022 года заместитель министра оборонной промышленности Турции в телевизионном интервью сообщил, что теперь правительство будет обсуждать возможную сделку по двигателям с Rolls-Royce.
2 июля 2022 года Агентство оборонной промышленности опубликовало приглашение к тендеру на разработку двигателя. TRMotor, которая является дочерней компанией TAI, подала свое предложение, как и Turkish Air Engine Company (TAEC), как и консорциум Kale Group и Rolls-Royce.
«Для нас крайне важно, чтобы двигатель производился в Турции… Турция должна иметь права интеллектуальной собственности», — Исмаил Демир, заместитель министра оборонной промышленности Турции.
Именно такая позиция становилась основным камнем преткновения в отношениях заказчика с Rolls-Royce и другими компаниями.
Начало производства
4 ноября 2021 года была изготовленный первый прототип самолета. Первый полет был запланирован на 2025 год, но впоследствии его перенесли на конец 2023 года, затем снова отложили.
В мае 2023 года во время авиашоу в Турции Темел Котил, генеральный директор TAI, предупредил, что цена самолета может быть немного выше его обещания в 2021 году в $100 млн за единицу. Ожидается, что TAI поставит двадцать самолетов ВВС Турции в 2028 году, планируется увеличить скорость поставок до двух самолетов в месяц до 2029 года.
В июле 2023 года на 16-й Международной ярмарке оборонной промышленности было подписано протокольное соглашение о привлечении Азербайджана к проекту с началом определения азербайджанских компаний и производственных мощностей, которые могут быть использованы. Участие Азербайджана также принесет свежий капитал для продвижения проекта после того, как в мае 2023 года производитель выразил обеспокоенность по поводу роста расходов. На протяжении истории проекта из него выбыла шведская SAAB, в 2018 году заинтересованность в участии выражала россия.
Пока же прототипы и первая партия самолетов будут оснащены двигателями General Electric F110, пока не будет готово производство двигателя TAEC, совместного предприятия турецкой Kale и британской Rolls-Royce. Исмаил Демир также заявил, что кроме этих двух двигателей рассматривается альтернативный вариант от неназванной страны.
Перспективы Украины в проекте. Купим ли мы KAAN?
Как видим, история с двигателем самолета крайне сложная. Она включает требования Турции по локализации производства и интеллектуальной собственности, а также большое количество мощных конкурентов, двигатели одного из которых уже по факту установлены на прототипы и запланированы для первой партии. Поэтому, несмотря на обнадеживающие слова турецкого заместителя министра о «неназванной стране», это будет жесткая борьба для Украины. Вот что ответил посол Василий Боднар на вопрос об участии украинских компаний в тендере, о котором упоминалось выше (перевод с турецкого):
«Да, есть некий консорциум украинских компаний, которые конкурируют с другими производителями за этот двигатель. Но у Украины есть опыт и хорошая партнерская репутация, мы можем быстро изготовить технику с теми характеристиками, которые очень нужны для этого самолета. Такое сотрудничество также принесет большую прибыль турецкой стороне. Потому что иметь собственное производство по новым технологиям — это прогресс не только в укреплении безопасности и обороны, но и в возможности конкурировать на рынках. Я считаю, что Kaan может получить полный потенциал конкурировать с F35 и F22, и это история будущего».
Что касается покупки самолетов — трудно что-то говорить уверенно за несколько лет до такой возможности. В Украине идет война, вокруг нее тоже идут бурные политические процессы. Поэтому это кажется скорее желанием, чем конкретным планом. С одной стороны, его легче будет осуществить в сотрудничестве с Турцией над производством самолета, с другой, почти полная турецкая интеллектуальная собственность на это оружие может в будущем наложить какие-то ограничения на действия Украины.