Вся правда об ЭКО: кому на самом деле нужно искусственное оплодотворение
Вся правда об ЭКО: кому на самом деле нужно искусственное оплодотворение

Вся правда об ЭКО: кому на самом деле нужно искусственное оплодотворение

Принято считать, что к экстракорпоральному или, как мы привыкли говорить, искусственному оплодотворение прибегают те пары, которые в силу разных причин не могут иметь детей. Но существуют ситуации, когда ЭКО может потребоваться полностью здоровым с физической и анатомической сторон людям. Как же понять, что естественная беременность может представлять собой опасность для здоровья матери и будущего ребенка? Помочь разобраться в этом вопросе, а также развенчать многочисленные мифы и домыслы относительно ЭКО, Мария Тараненко попросила врача, акушера-гинеколога, репродуктолога клиники «Арт-Эко», Марию Андреевну Зиму.

Мария Андреевна, скажите, насколько чаще сегодня стали прибегать к ЭКО?

К сожалению, по статистике каждая шестая пара в России — бесплодна. Представляете?! Это больше 15% населения. И, что еще хуже, бесплодие помолодело. Раньше с этой проблемой чаще сталкивались женщины после 35, а сейчас среди наших пациентов есть 20-летние. Увы, стало очень много и бесплодных мужчин. Причин тому масса: стресс, экология, даже пластик. Наш андролог, например, всегда в числе рекомендаций просит исключить использование посуды из этого материала, так как он доказано снижает мужскую фертильность. А женщины все чаще откладывают беременность и не следят за здоровьем. Кстати, нередкой причиной бесплодия является психологический фактор. Например, проблемы с родителями в детстве или что-то еще. Поэтому в нашей клинике существует позиция репродуктивного психолога, который получил специальное образование в области перинатальной медицины. Он «достает» и прорабатывает с пациентами их скрытые проблемы. И часто женщины, считавшиеся бесплодными после таких сеансов, беременеют самостоятельно.

А когда в принципе врачи рекомендуют выполнять экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)?

Есть понятие «бесплодие неясного генеза». Если у пары больше двух лет не наступает беременность, они обследованы, и патологий, требующих дополнительного лечения, нет, то какое-то время мы пытаемся добиться беременности естественным путем. Точно отслеживаем овуляцию, прибегаем к инсеминации (введение в матку спермы) и т.д. Но, если и здесь оплодотворения не получилось, рекомендуем ЭКО. К тому же надо понимать, что и у здоровой женщины не каждый месячный цикл — овуляторный. Полноценная яйцеклетка вызревает примерно в одном из трех. Кроме того, сперматозоиду, чтобы достичь ее нужно пройти достаточно сложный путь через влагалище, шейку и саму матку. Попасть в трубу, встретить там яйцеклетку, оплодотворить ее. А самой клетке потом спуститься в матку и прикрепиться к ней. Только тогда может случиться беременность. Но этот процесс может быть нарушен на разных уровнях. А при ЭКО мы все этапы контролируем. Но после переноса все зависит от организма женщины и определенной степени везения. Мы же гвоздем его не можем там прибить или приклеить.

Теперь же давайте поговорим о ситуациях «наоборот», когда анатомически и физиологически здоровым женщинам не желательно беременеть естественным путем?

В первую очередь вас должны насторожить воспоминания родственников о большом количестве мертворожденных или больных детей в вашем роду или у мужа. Причем по обеим линиям: отца и матери. Близкие могут и не знать причин этих ситуаций, пытаться обвинить врачей, но все равно напрячься стоит. В 80% остановка вынашивания на ранних сроках обусловлена генетическими причинами в эмбрионе. И перед тем, как решаться на естественную беременность надо сделать специальный тест на кариотип, чтобы понять, не передались ли вам какие-то проблемы.

Преимущество ЭКО в том, что мы делаем анализ хромосом эмбрионов и подсаживаем только те, у кого они в полном порядке. Иными словами, остановка в развитии плода здесь сведена к минимуму. Также мы рекомендуем ЭКО пациенткам, у которых малое число фолликулов или низкий АМГ — гормон, который показывает степень фертильности. Его уровень снижается с возрастом и после операций на яичниках. Но сейчас мы часто сталкиваемся с такой проблемой даже у юных. Но у них данную ситуацию часто можно исправить и без ЭКО. С теми же, кому больше 35-ти, все намного сложнее. Поэтому им рекомендуется ЭКО.

А что касается наследственных болезней?

Да, есть ряд серьезных заболеваний, передающихся по наследству и сцепленных с генами. Их называют моногенными. Даже если вы не знаете полной истории своей семьи, и какими болезнями страдали все родственники, в любом случае при планировании беременности нужно сдать анализ крови на выявление моногенов. Список таких недугов, к сожалению, длинный. Это и спинально-мышечная атрофия, и муковисцидоз, и гемофилия, и нейро-сенсорная тугоухость (глухонемые), и фенилкетонурия, и карликовость, и много других. Такие же тесты у нас проходят и доноры.

Если эти заболевания выявлены, насколько вы можете гарантировать, что они не передадутся ребенку при ЭКО?

Есть такая обязательная процедура, ПГТ-м, предимплантационное генетическое тестирование на моногенные заболевания. На пятый-шестой день развития эмбриона мы берем у него несколько клеток, и генетики смотрят не достались ли малышу злополучные гены. Если это случилось, то эмбрион не переносим, а отбираем только те, хромосомы которых здоровы.

А психические заболевания? Например, если у родственников была шизофрения?

Есть специальный тест ПГТ-п, который выявляет генетическую предрасположенность к этим заболеваниям, а также раку, болезни Альцгеймера и другим. Это не только генетическая история, но и результат воздействия совокупности многих факторов: образа жизни, окружающей среды и т.д. Но прогностическая ценность, клиническая польза и этика такого теста — весьма спорны. Учитывая это, несколько европейских авторитетных научных сообществ выпустили заявление против его применения в клинической практике.

То есть, перед тем, как начать планировать беременность нужно пройти генетический анализ всем парам?

Хотелось бы, чтобы этим занимались женские консультации автоматически. Ведь генетический профиль родителей, даже если они уверяют, что с наследственностью все чисто, часто преподносит сюрпризы. Могут быть разные мутации, удвоения и другие нарушения. И чтобы потом не расплачиваться здоровьем ребенка, проблемами с зачатием или выкидышами, лучше быть уверенными, что с кариотипом все в порядке.

А какие еще анализы нужно сдать, чтобы понять, стоит ли беременеть естественным путем или сразу же идти на ЭКО?

Да, но этот анализ должен сдать мужчина. Если у него обнаружат серьезные изменения в спермограмме, то это один из показателей к искусственному оплодотворению. Ведь с одной стороны такие нарушения просто не дадут забеременеть, и пара зря будет тратить время и ждать. А с другой, они могут дать риск внематочной беременности.

Кроме генетики каковы еще критерии отбора эмбрионов?

Их оценивают по строению, размеру, скорости и порядку развития. Эмбриологи наблюдают и фиксируют ежедневно, что происходит и выбирают сильнейших. Переносим же мы только одного-двух (читайте также: Не все потеряно: как заморозка яйцеклеток продлевает ваш репродуктивный возраст (и о чем важно знать заранее)). Раньше подсаживали больше, так как не было такой сильной исследовательской базы и выявить наиболее жизнеспособных было сложно. Поэтому тогда и получались многоплодные беременности. Хотя, бывают и казуистические ситуации: переносят одного-двух эмбрионов, а они в свою очередь делятся внутри матки. Но такие моменты очень редки.

Одной из причин, почему женщины не хотят делать ЭКО, тянут до последнего и даже решаются на естественную беременность при наличии наследственных заболеваний в роду, это то, что вокруг этой методики существует много мифов. Что дети рождаются слабыми, здоровье мамы уже не будет прежним, она рискует онкологией и гормональными нарушениями в будущем и т.д. Есть хоть доля правды в этих домыслах?

Что касается здоровья детей, то ярким примером может стать первый «ребенок из пробирки» Алена Донцова, родившаяся в 1986 году. Ей 38 лет. Мы знакомы и общаемся. Она абсолютно здорова. Более того, у нее двое детей. И оба раза она беременела и рожала естественным образом. В нашей же клинике за 28 лет родилось 10 000 ЭКО-малышей, многие из которых уже взрослые и сами стали родителями. Иными словами — они ничем не отличаются от своих сверстников.  Другой вопрос, как вынашивалась беременность, проходили роды и каков возраст мамы. К сожалению, общей статистики в нашей стране нет, но мы знаем от коллег из других клиник и стран, что и они разницы в целом между естественно и искусственно зачатыми детьми не видят. Более того, из-за того, что ЭКО-дети «выстраданные», родители заботятся о них, развивают, любят. Поэтому они достигают больших успехов в разных областях. Но это уже вопрос социальный, а не медицинский.

А что касается здоровья матери? Ведь искусственное оплодотворение сопровождается серьезной гормонотерапией. Не окажет ли она впоследствии негативного влияния?

В Израиле провели большой мета анализ, в котором участвовало 64 000 женщин. Половина беременели естественным путем, остальные — ЭКО. И не было выявлено никакой разницы в частоте онкологических и других заболеваний у обеих групп. Но следует помнить, что беременность и роды сами по себе могут стать тригером в запуске каких-либо проблем со здоровьем. Ведь это совершенно другое состояние гормонального фона и обмена веществ в течение длительного времени. Период же гормонотерапии при ЭКО занимает лишь пару недель, максимум месяц. А перед этим проводится очень пристальное обследование, для выявления противопоказаний. И если они есть или пациентка здорова, но боится, то мы можем делать ЭКО без гормонов вообще.

С какими еще домыслами относительно ЭКО вы сталкивались?

Что это больно. Но все малоприятные манипуляции выполняются под обезболиванием. Также многие боятся раннего истощения яичников. Это опять же миф. У женщины есть определенное количество фолликулов в цикле, которое всегда разное. В норме природой запускается в рост только один. Остальные исчезают. Мы же стимулируем все и получаем не одну, а 10-15 яйцеклеток. И забираем их для оплодотворения. После же наступления беременности и родов, яйцеклетки женщины продолжат работать в прежнем режиме. То есть стимуляция никак не влияет на их дальнейшую деятельность. Также многие страшатся, что эмбрионы перепутают. Это невозможно! Каждому из них присваивается свой «адрес» и код. Криохранилище, где они находятся — не склад забытых вещей. Там учтено масса фактов. От даты пункции, до всех данных родителей. И ошибки быть не может.

Можно ли скорректировать внешность будущего ребенка при ЭКО? Например, выбрать определенный цвет глаз, форму носа и т.д.?

Нет-нет-нет! Это запрещено и в нашей стране, и ВОЗ. Вмешательство в гены — очень опасная история. Была и остается до сих пор. С ЭКО мы лишь помогаем исправить ошибки природы. Но не вмешиваемся в ее замыслы относительно того или иного ребенка.

Мария Зима
Мария Зима

Врач, акушер-гинеколог, репродуктолог клиники «Арт-Эко».

Мария Тараненко

Фото: Shutterstock

Источник материала
loader
loader