6 мая, понедельник
С картинками
Текстовый вид
ru
Украинский
Русский
Foreign Affairs о том, как Китай пытается изменить мировой порядок и какие выводы должны сделать США
Foreign Affairs о том, как Китай пытается изменить мировой порядок и какие выводы должны сделать США

Foreign Affairs о том, как Китай пытается изменить мировой порядок и какие выводы должны сделать США

Foreign Affairs о том, как Китай пытается изменить мировой порядок и какие выводы должны сделать США

Даже если видение Китая не будет полностью реализовано, при отсутствии надежной альтернативы Пекин может добиться прогресса в подрыве нынешней международной системы.

Сегодня по поводу амбиций лидера Китая Си Цзиньпина "переделать" мир не возникает сомнений. Он хочет разорвать сеть альянсов Вашингтона и очистить международные организации от "западных" ценностей. Китайский лидер пытается сбросить с пьедестала американский доллар и ликвидировать контроль США над критически важными технологиями, пишет Foreign Affairs.

В видении нового многополярного порядка глобальные институции и нормы подкреплены китайскими понятиями общей безопасности и экономического развития, ценностями политических прав Китая, определенных государством, и китайскими технологиями. В таком мире Пекину больше не придется бороться за лидерство. Его центральная роль будет гарантирована.

По словам Си, этот мир находится в пределах досягаемости. На конференции по внешней политике в декабре прошлого года он похвастался, что Пекин является "уверенной, самодостаточной, открытой и инклюзивной большой страной", которая создала крупнейшую в мире платформу для международного сотрудничества и лидирует в реформировании международной системы. Си утверждал, что его концепция мирового порядка - "сообщество с общим будущим для человечества", эволюционировала от "китайской инициативы" до "международного консенсуса", который должен быть реализован через внедрение четырех программ Пекина: "Один пояс, один путь", Инициатива глобального развития, Инициатива глобальной безопасности и Инициатива глобальной цивилизации.

За пределами Китая такие дерзкие заявления, как правило, игнорируются или отвергаются – в том числе и американскими официальными лицами, обычно недооценивающими привлекательность стратегии Пекина. Легко понять, почему: большое количество планов Китая, похоже, терпят неудачу или имеют обратные последствия. Многие соседи Пекина сближаются с Вашингтоном, а его экономика шатается. Конфронтационный стиль дипломатии "воина-волка", возможно, и нравился Си, но он не принес Китаю много друзей за границей. Опросы показывают, что Пекин в общем-то не очень популярен в мире.

Однако видение Си гораздо более грозно, чем кажется. Предложения Китая дадут власть многим странам, которые были разочарованы и вытеснены на обочину нынешним порядком, но это все равно позволит государствам, которым Вашингтон сейчас отдает предпочтение играть важную международную роль.

Инициативы Пекина подкреплены комплексными, хорошо обеспеченными ресурсами и дисциплинированной оперативной стратегией - предполагающей работу с правительствами и населением практически в каждой стране. Эти методы принесли Пекину поддержку, особенно в некоторых многосторонних организациях и со стороны недемократических стран. Китаю удается показывать себя агентом желаемых изменений, изображая Соединенные Штаты защитником статус-кво, который мало кому нравится.

Вместо того чтобы отвергать правила игры Пекина, американские политики должны учиться на его примерах. Чтобы победить в долгосрочном соревновании, Соединенные Штаты должны перехватить мантию перемен, на которую претендует Китай. Вашингтону необходимо сформулировать и продвигать собственное видение трансформированной международной системы и роли США в этой системе - включающей страны с разным экономическим уровнем и политическими порядками.

Как и Китаю, Соединенным Штатам необходимо инвестировать значительные средства в технологические, военные и дипломатические основы, обеспечивающие безопасность внутри страны и лидерство за рубежом. Однако, участвуя в этой конкуренции, американские политики должны понимать, что краткосрочная стабилизация двусторонних отношений способствует, а не препятствует достижению конечных целей США. Они должны опираться на результаты прошлогоднего саммита между американским президентом Джо Байденом и Си, ограничив жесткую антикитайскую риторику и создав более функциональные дипломатические отношения.

Таким образом, Соединенные Штаты могут сосредоточиться на более важной задаче: победе в долгосрочной игре.

Четкое видение

Правила игры Пекина начинаются с четко определенного видения трансформированного мирового порядка. Китайское правительство хочет систему, построенную не только на многополярности, но и абсолютном суверенитете; безопасности, основанной на международном консенсусе и Уставе ООН; правах человека, определяемых государством с учетом обстоятельств каждой страны; развитии как "главном ключе" ко всем решениям; конце доминирования американского доллара и обещании не оставить ни одну страну и никого позади.

Это видение, по словам Пекина, резко контрастирует с поддерживаемой Соединенными Штатами системой. В докладе за 2023 год Министерство иностранных дел Китая заявило, что Вашингтон "цепляется за менталитет холодной войны" и собирает маленькие блоки с помощью своей системы альянсов, чтобы создать раскол в регионе, разжечь конфронтацию и подорвать мир. Соединенные Штаты, продолжается в докладе, вмешиваются во внутренние дела других стран, используют статус доллара как международной резервной валюты, чтобы заставить другие страны служить американской политической и экономической стратегии, и стремятся сдерживать научное, технологическое и экономическое развитие других стран. Наконец, утверждает МИД Китая, США продвигают "культурную гегемонию".

Пекин утверждает, что его видение, напротив, поддерживает интересы большинства народов мира. Китай находится в центре внимания, но каждая страна, включая Соединенные Штаты, должна играть свою роль.

Видение Китая рассчитано на то, чтобы быть убедительным почти для всех стран. Те из них, которые не являются демократиями, получат подтверждение выбора. Демократические, но не большие государства получат более сильный голос в международной системе и большую долю преимуществ глобализации. Даже крупные демократические государства могут задуматься над тем, является ли нынешняя система адекватным ответом на вызовы настоящего и может ли Китай предложить что-то лучшее.

Наблюдатели в Соединенных Штатах и других странах могут скептически относиться к таким грандиозным формулировкам, но они делают это на свой страх и риск: недовольство нынешним международным порядком создало глобальную аудиторию, более восприимчивую к предложениям Китая, чем это могло быть еще недавно.

"Четыре столба"

Более двух десятилетий Китай ссылается на "новую концепцию безопасности", охватывающую такие нормы, как общая безопасность, системное разнообразие и многополярность. Но в последние годы Пекин считает, что он приобрел способность продвигать свое видение. С этой целью в течение первого десятилетия пребывания у власти Си начал три отдельных глобальных программы: "Один пояс, один путь" в 2013 году, Глобальную инициативу развития в 2021 году и Глобальную инициативу безопасности в 2022 году. Каждая из них способствует как трансформации международной системы, так и укреплению центральной роли Китая в ней.

Первоначально "Один пояс, один путь" была платформой Пекина для удовлетворения потребностей в развитии инфраструктуры стран с развивающейся экономикой и государств со средним уровнем дохода, используя при этом избыточные мощности китайской строительной индустрии. Впоследствии инициатива расширилась и стала движущей силой геополитической стратегии Китая: внедряя китайские системы цифровых, медицинских и чистых технологий по всему миру, продвигая модель развития Китая, расширяя сферу действия его вооруженных сил и полиции, а также способствуя использованию китайской валюты.

Глобальная инициатива развития фокусируется в более широком смысле. Часто сотрудничая с ООН, она поддерживает небольшие проекты, направленные на преодоление бедности, цифровую связь, борьбу с изменением климата, здравоохранение и продовольственную безопасность. Инициатива также продвигает взгляд, в котором Пекин считает экономическое развитие фундаментом прав человека. К примеру, в одном из правительственных документов программы другие страны обвиняются в "маргинализации вопросов развития из-за акцентирования внимания на правах человека и демократии".

Глобальную инициативу безопасности Пекин позиционирует как систему, предлагающую "китайскую мудрость и китайские решения" для содействия "миру и спокойствию во всем мире". По словам Си, эта инициатива выступает за то, чтобы страны "отвергли менталитет холодной войны, выступили против односторонности и сказали "нет" групповой политике и блоковому противостоянию". Лучший курс, как отмечает китайский лидер, предусматривает построение "сбалансированной, эффективной и устойчивой архитектуры безопасности", которая решает разногласия между странами путем диалога и консультаций, а также поддерживает невмешательство во внутренние дела других. За этой риторикой скрывается стремление покончить с американскими союзническими системами.

Пекин говорит, что инициатива должна способствовать абсолютному суверенитету и безраздельной безопасности, продвигая идею о том, что безопасность одного государства не должна гарантироваться за счет безопасности других. Китай и РФ использовали эту идею для оправдания российского вторжения в Украину, предполагая, что нападение Москвы было необходимо для того, чтобы остановить "угрозу" для России со стороны НАТО.

Стратегия Си приобрела популярность только в прошлом году, со стартом Инициативы глобальной цивилизации в мае 2023 года. Эта программа продвигает идею о том, что страны с разными цивилизациями и уровнями развития будут иметь разные политические и экономические модели. Она утверждает, что государства определяют права, и ни одна страна или модель не имеет мандата контролировать глобальный дискурс прав человека.

Китайские лидеры упорно работают над тем, чтобы побуждать страны и международные институты поверить в их видение. Стратегия Китая многоуровневая: соглашения с отдельными странами, интеграция его инициатив или их компонентов в многосторонние организации и встраивание своих предложений в институты глобального управления.

Продвижение инициатив

Китай в отличие от Соединенных Штатов инвестирует много средств в дипломатические ресурсы, необходимые для продвижения своих инициатив. У него больше посольств и представительств по всему миру, чем у любой другой страны, а китайские дипломаты часто выступают на конференциях и публикуют потоки статей о различных инициативах Пекина в местных СМИ.

Этот дипломатический аппарат поддерживается не менее разветвленной сетью китайских СМИ. К примеру, китайская международная сеть новостей CGTN имеет вдвое больше зарубежных бюро, чем CNN, а Xinhua — официальная служба новостей Китая, имеет более 180 бюро по всему миру.

Хотя китайские СМИ часто воспринимаются на Западе как не более чем грубые пропагандистские инструменты, они могут продвигать положительный имидж Пекина и его руководства.

Китай в значительной степени опирается на силу государственных компаний и частного сектора страны для продвижения своих целей. К примеру, китайские технологические компании не только обеспечивают цифровую связь с разными странами, но и позволяют государствам подражать элементам политической модели Пекина.

Чем больше государств будут перенимать китайские нормы и технологии, подавляющие политические и гражданские свободы, тем больше Пекин сможет подрывать существующую международную систему, основанную на универсальных правах человека.

Кроме того Си расширил роль китайского аппарата безопасности как дипломатического инструмента. Народно-освободительная армия Китая проводит учения со все большим количеством стран и предлагает обучение военным развивающихся стран.

Китай продвигает свою стратегию, опираясь на терпение и использование любых появляющихся на горизонте возможностей. Пекин выделяет огромные ресурсы на свои инициативы, уверяя другие страны в долгосрочной поддержке и позволяя китайским чиновникам действовать быстро, когда открываются возможности.

Совсем недавно Пекин использовал вторжение России в Украину и ставшие следствием войны РФ западные санкции для подрыва позиции доллара в мировой экономике. Торговля Китая с Россией сейчас в большинстве осуществляется в юанях, и Пекин работает через собственные программы и многосторонние организации, такие как БРИКС, над продвижением дедолларизации.

Неоднозначные результаты

Пекин, безусловно, добился прогресса в получении риторической поддержки со стороны ряда стран, а также организаций и должностных лиц ООН. Но с точки зрения осуществления реальных изменений на местах, поддержки от граждан других стран и влияния на реформирование международных институций, результаты более неоднозначны.

Опросы общественного мнения показывают смешанную картину. Опрос Pew свидетельствует, что страны со средним уровнем дохода, особенно в Африке и Латинской Америке, более склонны положительно относиться к Китаю и его вкладу в стабильность, чем страны с высоким уровнем дохода в Азии и Европе. Но даже в этих регионах взгляды на Китай далеко не всегда положительны.

Опросы Afrobarometer 2019 и 2020 годов свидетельствуют о том, что Китай имеет более положительную репутацию в Африке: 63% опрошенных в 34 странах региона считают Китай положительным внешним фактором. Но только 22% назвали Китай лучшей моделью для будущего развития, и одобрение китайской модели снизилось по сравнению с опросами 2014 и 2015 годов.

Опрос, проведенный в 2021 году среди 336 лидеров общественного мнения из 23 стран Латинской Америки, оказался столь же показательным. Хотя 78% респондентов считают, что общее влияние Китая в регионе высокое, лишь 35% имеют положительное или очень положительное мнение о Китае.

Кроме того, поддержка Китая и одобренных им инициатив в Организации Объединенных Наций также остается неоднозначной.

"Клин клином выбивают"

Поддержка усилий Китая со стороны многих сегментов международного сообщества может показаться незначительной. Но китайские лидеры выражают большую уверенность в своем трансформационном видении, а основные принципы, предложенные в глобальных инициативах Пекина, получают значительный импульс среди членов БРИКС и ШОС, а также среди недемократических государств и стран Африки. Победы Китая в рамках крупных организаций, таких как ООН, также могут казаться незначительными, но они накапливаются, придавая Пекину значительный авторитет в главных институтах, который ценится многими странами с развивающейся экономикой и государствами со средним уровнем дохода.

Кроме того, Пекин имеет мощную оперативную стратегию для достижения желаемых преобразований и способность координировать политику на разных уровнях власти в течение длительного периода.

Частично усилия Пекина привлекают внимание потому, что нынешняя система, возглавляемая США, не популярна во многих странах мира. Она не имеет хороших результатов в решении глобальных проблем, таких как пандемии, изменение климата, долговой кризис или недостаток продовольствия – все они непропорционально влияют на наиболее уязвимые слои населения планеты. Многие страны считают, что Организация Объединенных Наций и ее институты, включая Совет Безопасности, не отражают должным образом распределение власти в мире. Международная система также не доказала свою способность решать давние конфликты или предотвращать новые.

Все чаще считается, что Соединенные Штаты действуют вне тех же институций и норм, которые они же и помогли создать: развертывают широкомасштабные санкции без одобрения Совета Безопасности, помогают ослабить международные органы, такие как Всемирная торговая организация, и, во времена администрации Дональда Трампа, выходят из глобальных соглашений. Наконец, периодическое представление Вашингтоном мировой системы как разделенной на автократии и демократии отталкивает многие страны, в том числе некоторые демократические.

Даже если видение Китая не будет полностью реализовано, при отсутствии надежной альтернативы, Пекин может воспользоваться этим недовольством, чтобы добиться значительного прогресса в подрыве нынешней международной системы.

Поэтому Соединенным Штатам следует активно позиционировать себя как силу, меняющую систему. Они должны последовать примеру Пекина и быть настроенными на получение стратегического преимущества в условиях, когда экономика Китая шатается, а его политическая система находится в стрессовом состоянии.

Реализация этого видения должна начаться с продвижения экономической и технологической революции, которая трансформирует мировые цифровые, энергетические, сельскохозяйственные и медицинские ландшафты таким образом, чтобы они были инклюзивными и способствовали всеобщему глобальному процветанию. Это потребует новых норм и институций, которые интегрируют страны с развивающейся экономикой и страны со средним уровнем дохода в устойчивые и диверсифицированные глобальные цепи поставок, инновационные сети, экосистемы чистого производства, а также режимы управления информацией и данными. Вашингтон должен способствовать глобальной дискуссии о своем видении изменений, основанных на высоких стандартах, верховенстве права, прозрачности, официальной подотчетности и постоянстве - нормах общего надлежащего управления, идеологически не обремененных. Это, вероятно, будет иметь широкую популярность, равно как и сосредоточенность Китая на императиве развития имеет широкую привлекательность.

Более инклюзивное глобальное управление требует от Вашингтона рассмотреть потенциальные компромиссы по мере того, как экономика и военные силы других стран растут по сравнению с экономикой и военными силами США. Например, в ближайшей перспективе более четкое определение границ санкционной политики Штатов может помочь замедлить темпы дедолларизации Пекина. Но Вашингтон должен использовать это время для оценки жизнеспособности доминирования доллара в долгосрочной перспективе и рассмотреть какие шаги, если таковые имеются, должны сделать американские чиновники, чтобы попытаться сохранить его.

Видение Вашингтона может также предусматривать реформирование нынешней системы альянсов. Строгие реалии укрепления военного могущества Китая и его экономической поддержки России во время войны против Украины дают понять, что Вашингтон и его союзники должны по-новому думать о структурах безопасности, необходимых для управления миром, в котором Пекин и его партнеры-единомышленники действуют как "мягкие", а потенциально и "жесткие" военные союзники.

Вашингтон также должен укомплектовать свой внешнеполитический аппарат наравне с Пекином. Около 30 американских посольств и миссий не имеют назначенных американских послов — каждое из этих мест должно быть заполнено.

Наконец, чтобы избежать ненужного трения, Соединенные Штаты должны продолжать стабилизировать американо-китайские отношения, определяя новые сферы сотрудничества, расширяя привлечение гражданского общества, сдерживая ненужную враждебную риторику, стратегически руководя своей политикой по Тайваню и разрабатывая четкую риторику по инструментам гарантирования своей экономической и национальной безопасности.

Китай прав: международная система действительно нуждается в реформировании. Но основой для этого реформирования является открытость, прозрачность, верховенство права и официальная подотчетность, являющиеся признаками рыночных демократий. Глобальные инновации и креативность, необходимые для решения мировых проблем, лучше всего процветают в открытых обществах. Прозрачность, верховенство права и официальная подотчетность являются основой здорового, устойчивого глобального экономического роста.

И нынешняя система альянсов, хотя и недостаточна для гарантирования глобального мира и безопасности, помогает предотвратить войну между великими государствами мира на протяжении более 70 лет. Китаю пока не удалось убедить большинство людей планеты в том, что именно его намерения и возможности необходимы для формирования двадцать первого столетия. Но Соединенные Штаты, их союзники и партнеры должны создать положительную и убедительную альтернативу.

За последние годы Китай стал другим. И дело не в показателях роста ВВП. В первую очередь речь идет о внешней политике и дипломатии, явно свидетельствующих о глобальных амбициях Китая во главе с Си Цзиньпином, желающего "взрастить сад мировой Си-вилизации". Как на это смотрят США, Япония и Индия? Какое место во всей этой геополитике отведено России? Читайте статью посла Украины в Японии Сергея Корсунского "Удастся ли Китаю построить мировую Си-вилизацию?".

Источник материала
Поделиться сюжетом