Пока на украинском ІТ-рынке количество вакансий уменьшается, в сфере рабочих специальностей оно растет, а вот кандидатов не хватает. Проблема осложняется еще и тем, что, по словам сооснователя Jooble Романа Прокофьева, все сервисы поиска работы исторически создавались для офисных сотрудников.
Последние годы Jooble активно работает над тем, чтобы ускорить поиск работы для так называемых «синих воротничков» в Украине. В частности, для этого привлекают машинное обучение.
Журналистке MC.today Роман Прокофьев рассказал, чем трудоустройство в сфере рабочих специальностей отличается от поиска работы для «белых воротничков», почему здесь критически важна скорость и как машинное обучение в Jooble помогает кандидатам находить вакансии.
Содержание
- 1 Рынок найма в 2024 году в Украине и в мире
- 2 Чем «синие воротнички» отличаются от других сфер
- 3 Как машинное обучение в Jooble совершенствует сервисы поиска
- 4 Стартап-инкубатор Jooble: актуальные проекты для рабочих специальностей
- 5 Улучшение рынка труда для «синих воротничков» – это эволюционный процесс
Рынок найма в 2024 году в Украине и в мире
По сравнению с 2022-2023 годом количество вакансий в развитых западных экономиках, таких как США, Германия, Великобритания, Франция, уменьшилось. Это касается всех сфер: от IT-рынка до рабочих специальностей. Больше всего на это повлияли ожидания, которые возлагались на будущее. США, которые являются главным драйвером мировой экономики, готовились к рецессии и, хотя она и не наступила, компании осторожнее инвестировали и запускали меньше новых проектов.
Также сейчас очень высокие ставки всех центробанков мира. Это значит, что деньги дорогие – так государство контролирует инфляцию. А дорогие деньги влияют на инвестиции – пока ставки остаются высокими, ожидать, что рынок резко изменится бесполезно. Персонал – это всегда производная от экономики.
Похожая на мировую ситуация с уменьшением количества вакансий только на IT-рынке Украины, на который, кроме полномасштабной войны, влияет неясность по бронированию людей и невозможность командировок. Из-за этих факторов многие украинские компании релоцируются в страны с похожими ценами или близким с Украиной часовым поясом.
А вот среди рабочих специальностей у нас предложений больше, чем готовых работать людей. Количество вакансий с 2022 года почти не изменилось, зато многие уехали.
По регионам без сюрпризов – больше всего страдают Юг и Восток. Даже если там остались мужественные и отважные предприниматели, находить людей им очень сложно. Лучше всего чувствует себя Запад, куда мигрировали многие ВПЛ и Киев, который как столица остается магнитом.
Чем «синие воротнички» отличаются от других сфер
Исторически все мировые и украинские сервисы для поиска работы были придуманы для «белых воротничков» – офисных сотрудников. Хотя таких специалистов меньше, они дороже. Поэтому «синие воротнички», конечно, могли пользоваться теми же ресурсами, но функций непосредственно для них никто не делал.
Самый простой пример: на каждом сервисе для регистрации требуется электронная почта. Но у многих сантехников и водителей ее нет, как нет и резюме. Зачем? Чтобы расписать на две страницы, как ты 10 лет клал плитку?
Это звучит как шутка, но самый частый запрос от работодателя: «Дайте мне просто адекватных строителей».
Кажется, если мы создадим искусственный интеллект, который будет распознавать по фотографии адекватных людей, это будет прорыв.
Кроме того, «синим воротничкам» проще переквалифицироваться: тот, кто умеет штукатурить, после двух недель обучения может начать класть плитку или пойти работать водителем такси. Запрос «водитель» кстати один из самых популярных.
Наша идея – сделать поиск работы столь же простым, как заказ еды:
- найти вакансию;
- податься;
- созвониться с работодателем;
- встретиться офлайн;
- быстро выйти на работу.
Почему важна скорость? У «белых воротничков», как правило, есть финансовая подушка на месяц-два для поиска работы. У «синих воротничков» такой роскоши нет. У них есть запас денег на три дня и им надо очень быстро найти новую работу.
Чтобы реализовать эту идею мы:
- совершенствуем поиск благодаря машинному обучению;
- автоматизируем проверки профилей поисковиков;
- отслеживаем, что происходит с заявками на вакансии, и информируем об этом пользователей.
Как машинное обучение в Jooble совершенствует сервисы поиска
Машинное обучение мы используем с 2013 года. Рассмотрим, как оно работает, на примере популярного запроса – «работа вахтовым методом». Такие кандидаты рассматривают все вакансии, соответствующие их навыкам и требованиям по зарплате, расположению и так далее. Все это понимает и учитывает ML-модель. Также она понимает и какие вакансии понравятся кандидату – на основе анализа его профиля и поведения. То есть один и тот же поиск для разных людей выдаст разные вакансии в разном порядке.
Наши ML-модели – это метрика, состоящая из того, нашли ли мы вакансию, которая пользователю подходит, открыл ли он ее, подался ли. Поэтому вакансии работодателей, которые по каким-то причинам не интересны людям, мы показываем в последнюю очередь. Конечно, это влияет на прибыль. Но наша миссия помогать людям находить работу. То есть мы предоставляем услуги рекрутерам и компаниям, но наш главный клиент – соискатель.
Эта миссия сформировалась не сразу. Но где-то в 2014 мы пришли к выводу, что для достижения долгосрочного успеха соискатель должен быть главным. Потому что кандидат – это тот человек, который принимает решение, где он будет работать независимо от состояния рынка.
Через миссию мы фильтруем все решения компании. К примеру, когда у компании были сложные времена, один из продуктовых менеджеров предложил разместить посреди результатов поиска блок с рекламой. Он приносил бы более $200 тыс. в месяц. Но мы спросили себя: «поможет ли это кому-то найти работу?» Нет. Поэтому мы не стали этого делать.
Стартап-инкубатор Jooble: актуальные проекты для рабочих специальностей
В 2022 году мы запустили стартап-инкубатор, где предлагаем его участникам не только финансовую помощь, но и экспертную. Таким образом мы повышаем их шансы на успех. Поэтому при выборе, инвестировать ли в какой-то проект, мы смотрим не только на потенциальную прибыль. К этому подходу мы пришли, когда увидели, что самые успешные проекты, которые вышли за восемь месяцев в безубыточность, были связаны со сферой работы и трудоустройства. То есть те, где мы могли поделиться своей экспертизой.
За все время существования нашего стартап-инкубатора мы инвестировали в 10 проектов. Из них четыре уже закрылись – люди перешли в другие команды. Средний ценник инвестиций – примерно $250 тыс. На 2024 год инвестиций не планируем, будем планировать 2025 год в зависимости от результатов проектов, работающих сейчас. Это агрегация в других сферах, Early Wage Access, программирование решений для сферы трудоустройства, инструменты для повышения эффективности рекрутеров.
Обычно мы выбираем команды, которые целятся на зарубежные рынки, поскольку объем денег, который есть в Украине, невозможно сравнить с другими рынками. Например, в Америке есть компания, которая тратит на рекламу вакансий больше, чем все работодатели в Украине. То есть у проекта как минимум должна быть такая модель, которую можно легко масштабировать.
В других случаях мы ориентируемся на то, какую пользу проект принесет Украине. Например, мы инвестировали в сервис, реализующий концепцию Earned Wage Access – это новая для Украины бизнес-модель, которая уже работает в других странах и очень актуальная для рабочих специальностей. Она позволяет получать деньги за отработанное время, скажем, 10 дней, даже если до зарплаты еще несколько недель. Не надо брать кредиты или займы, ты просто отправляешь запрос работодателю и готово.
Это сервис для улучшения жизни «синих воротничков». Он не связан с трудоустройством как таковым, но позволяет значительно повысить удержание людей в компании. Есть такая вещь, attrition – это метрика, которая показывает, как часто в компании увольняются и приходят новые люди. В сферах, где работают «синие воротнички» attrition может достигать 200%, то есть за один год дважды полностью меняется команда.
Улучшение рынка труда для «синих воротничков» – это эволюционный процесс
«Синие воротнички» нуждаются не только в рекрутинговых сервисах, но и в юридических и финансовых. К сожалению, большая часть этого рынка в Украине работает «в черную», соответственно, человек не защищен. Чтобы помочь этому, мы думаем о расширении наших сервисов, но пока не знаем, какими они должны быть, чтобы стать полезными.
Для изменения ситуации необходима осознанность бизнесов, чтобы создавались альтернативы, и осознанность поисковиков, которые будут выбирать только эту альтернативу. Это эволюционный процесс, который не получится стимулировать через силу.
Так же и с заработными платами. Сам портрет «синих воротничков» по миру очень похож, но в Украине значительно больший разрыв оплаты труда.
Условно, в США разработчик получает $120 тыс. в год, а сантехник — $67 тыс. То есть разница в два раза, у нас же – в десять.
Поэтому за рубежом больше уважения к этим профессиям и нехватка специалистов. Чтобы дождаться сантехника в Европе, иногда должно пройти несколько недель. В Украине представить такое невозможно.
Однако ситуация, хоть понемногу, но меняется. Но станут ли когда-то строители новыми айтишниками, особенно на фоне необходимости восстановления? Я думаю, что вероятно после победы мы увидим большую миграцию. Мы просто с этим еще не сталкивались: потому что наоборот идет отток и никто к нам не мигрирует. А вот Европа и Штаты тонут в этой проблеме. Местные не хотят идти на работу с низкой зарплатой, а для мигрантов это большие деньги. Так же будет и в Украине, когда начнется восстановление.
Автор: журналистка MC.today Виктория Пушкина.