Визит китайского лидера Си Цзиньпина в Европу происходит на фоне того, что нынешняя Европа совсем не в восторге от Китая. Профессор политологии Рональд Линден в колонке для The Hill пытается ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы вернуть в отношения былую теплоту и деловой размах
Президента Китая Си Цзиньпина тепло встретили во время его визита в Европу в марте 2019 года. Китайский лидер начал свою поездку в Риме, где его чествовали, поскольку Италия стала первым членом "Большой семерки", присоединившимся к китайскому проекту "Один пояс, один путь" (BRI) стоимостью триллион долларов.
Во Франции президент Эммануэль Макрон организовал мини-саммит, пригласив канцлера Германии — самого важного европейского торгового партнера Китая — и председателя Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера встретиться совместно с Си Цзиньпином. В то время как Макрон продвигал новую стратегию ЕС, отдающую предпочтение многосторонним, а не строго двусторонним связям, французские бизнесмены также подписали контракты на сумму около 40 миллиардов долларов, в том числе на покупку 300 авиалайнеров Airbus.
То были другие времена. Китайские инвестиции в Европу достигли 150 миллиардов евро, поскольку национальные правительства стремились стимулировать внутренний рост. Европейские фирмы выстраивались в очередь, чтобы выйти на китайский рынок, а товарооборот между ЕС и Китаем ежегодно превышал 500 миллиардов евро, причем значительный баланс был в пользу Китая. Учитывая дипломатические пощечины со стороны президента Дональда Трампа, европейские лидеры искали способы найти возможности в отношениях со второй по величине экономикой мира. Среди новейших членов ЕС в Центральной и Восточной Европе Китай успешно спонсировал партнерство, которое к 2019 году выросло до 17 государств.
Пять лет спустя ожидание "беспроигрышного" сотрудничества сменилось тем, что можно назвать "синоскептицизмом". Внутренние и международные изменения создали гораздо более холодную европейскую среду, которую Си Цзиньпин будет лишь дискретно тестировать в ходе этого визита.
В глобальном масштабе последствия Covid, усугубленные драконовскими ограничениями в Китае, замедлили международную торговлю и контакты между Европой и Китаем. В то же время более заметное присутствие Китая в Европе побудило бизнес и ЕС жаловаться на "дисбалансы", несправедливую торговую практику и дискриминационное обращение с инвесторами. Всеобъемлющий инвестиционный договор между ЕС и Китаем, призванный решить такие проблемы, был тщательно согласован, а затем провален Европейским парламентом в 2021 году. Великобритания — ведущий китайский партнер — вышла из ЕС в том же году. Усилия Пекина в Восточной Европе потерпели крах, за исключением хороших связей с Венгрией.
Внутренние перемены также оказали значительное влияние. Придя к власти в Италии в 2022 году, новое правительство премьер-министра Джорджии Мелони забыло свое прохладное отношение к Европе и усилило скептицизм по отношению к Китаю. Рим неоднократно блокировал китайские инвестиции в ключевые отрасли промышленности и вышел из BRI в конце 2023 года. Правительство Мелони решительно поддерживает взгляды Америки на свободу морей в южной части Тихого океана и подкрепляет это планами размещения авианосца в этом районе. Си Цзиньпин не посетит в ходе этой поездки Италию, а вместо этого остановится в дружественных Китаю Венгрии и Сербии.
На наднациональном уровне смена караула в Брюсселе привела к появлению руководства, стремящегося воплотить в жизнь стратегическое видение ЕС Китая как "системного соперника". Брюссель провел многочисленные расследования китайских субсидий или других недобросовестных практик, поддерживающих экспорт электромобилей, солнечных батарей и медицинского оборудования в Европу.
В США поражение Трампа позволило администрации Байдена, явно более дружественной Европе, инициировать взаимные уступки в торговле и планы по расширению трансатлантического сотрудничества. Лидеры в Европе и США переживают трудные выборные сезоны, а желание быть "жестким по отношению к Китаю" создает совершенно иную среду, чем пять лет назад.
Этот сдвиг произошел в неудачное время для китайского лидера. Слабые темпы роста, низкие цены и теперь настороженное иностранное инвестиционное сообщество подрывают способность Пекина продолжать обеспечивать своим гражданам лучшую жизнь. Дилемма для Си заключается в том, как сохранить темпы экономического роста предыдущих лет, не провоцируя торговые войны с глобальными конкурентами. Сейчас в Китае наблюдается как перепроизводство промышленности, так и "недопроизводство" людей. Уровень рождаемости в стране значительно ниже уровня воспроизводства населения, однако еще не потребовались необходимые — и дорогостоящие — изменения в политике.
Эта динамика лежит в основе использования Си национализма в качестве замены растущему благосостоянию. Напористая политика Китая в Южно-Китайском море и возобновление кампании, направленной против Тайваня, вызывают обеспокоенность в Европе.
Но самым острым вопросом для европейцев является позиция Китая по поводу войны России в Украине. Несмотря на свои претензии на роль защитника менее сильных, Пекин повторил оправдание войны, обвиняя США и НАТО. Заявляя о нейтралитете, Си Цзиньпин мало что сделал для ускорения окончания войны. Напротив, Китай стал основным покупателем нефти и газа, которые Россия не может продать где-либо еще, и поставляет в Россию технологии, промышленные и потребительские товары. Наибольшую тревогу вызывает торговля станками, микроэлектроникой и дронами, которые, по данным разведки США, делают возможными военные усилия России.
Лидеры ЕС прямо заявили о своем разочаровании позицией Китая и, вероятно, будут призывать Си сыграть более активную роль в прекращении войны. Отношение европейской общественности к Китаю изменилось в явно негативном направлении со времени последнего визита Си Цзиньпина, и эта тенденция усиливается, поскольку европейское население сталкивается с сокращением топлива в своих домах и на предприятиях из-за санкций против России.
В такой обстановке крупные прорывы маловероятны. Саммиты ЕС-Китай в прошлом приводили к "откровенным" дискуссиям наряду с критикой. В 2022 году Верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель назвал это "диалогом глухих".
Но вопросы торговли и инвестиций, хотя и непростые и тесно связанные с внутренней политикой, зачастую являются наиболее податливыми. Можно давать обещания и подписывать "джентльменские соглашения", чтобы избежать ущерба взаимной торговле и доверию. Совместные комиссии, которых уже много в ЕС и Китае, могут подготовиться к изучению таких вопросов, как равный доступ для иностранных инвестиций.
Такие небольшие шаги, возможно, не попадут в заголовки газет, как это произошло пять лет назад с присоединением Италии к BRI, но в нынешней китае-скептической среде они могут быть полезными и желанными.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.