Новый законопроект вводит три "варианта" ответственности — нарушение, повторное нарушение и нарушение во время военного положения. За уклонение от мобилизации в военное время документом предусмотрены штрафы до 59 тысяч гривен.
В четверг, 9 мая, Верховная Рада во втором чтении приняла проект закона об усилении ответственности за военные правонарушения, который, среди прочего, предоставляет представителям ТЦК и СП право выписывать заочные штрафы военнообязанным. Об этом сообщил народный депутат от "Голоса" Ярослав Железняк.
Соответствующее решение, по его словам, поддержали 256 нардепов.
Усиление мобилизации — новые штрафы для уклонистов
Одобренный 256 голосами законопроект №10379 вносит изменения в статьи 210 и 210-1 Админкодекса. Нарушение действующих положений ст. 210, то есть игнорирование военнообязанного гражданина установления на воинский учет, наказывается штрафом от 510 до 850 гривен. Отказ же от повестки или неявка в "военкомат" после ее вручения, согласно действующим положениям ст. 210-1, грозит гражданам штрафом от 1 700 до 3 400 гривен.
Но когда новый законопроект, который вводит три "варианта" ответственности — нарушение, повторное нарушение и нарушение во время военного положения вступит в силу, штрафы вырастут кратно. Новый размер штрафных санкций вступит в силу на следующий день после обнародования закона, который перед этим должен подписать президент Владимир Зеленский.
Штрафы по ст. 210, касающиеся воинского учета, будут составлять:
- в мирное время — от 3 400 до 5 100 гривен;
- в военное время (или повторное нарушение) — от 17 000 до 25 500 гривен.
В соответствии со ст. 210-1, за нарушение законодательства об обороне и мобилизации в мирное время:
- для граждан — от 5 100 до 8 500 гривен;
- для должностных и юридических лиц — от 17 000 до 34 000 гривен.
За уклонение от мобилизации в военное время:
- для граждан — от 17 000 до 25 500 гривен;
- для должностных и юридических лиц — от 34 000 до 59 000 гривен.
То есть за неявку в ТЦК по повестке, уклонение от постановки на учет и за несвоевременное обновление данных сначала должны назначать минимальный штраф в 17 000 гривен. Предприятия же, которые не будут вести воинский учет своих работников, будут "отвечать" уже от 34 000 гривен. Впрочем, положения ст. 210 и 210-1 не применяются, если ТЦК имеет возможность получить персональные данные из электронных государственных реестров.
К тому же становятся возможными "заочные" штрафы, поскольку будет необязательно составлять протокол, на основании которого и выносится постановление о штрафе. В настоящее время "военкоматы" оформляют соответствующий протокол о привлечении гражданина к административной ответственности, который направляется в суд, где и решается вопрос о наложении штрафа. При составлении протокола присутствие военнообязанного обязательно, поскольку тот должен ознакомиться со своими правами, подписать документ или отказаться от этого.
Но статью 258 КУоАП дополнили нормой, что протокол по ст. 210 и 210-1 не составляется, если нарушение совершено в особый период и если гражданин не явился в ТЦК без уважительных причин или не сообщил о причине своего неприбытия по повестке. При этом есть оговорка, что военнообязанный должен быть надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте вызова. А еще подтверждение о надлежащем вызове должно быть в ТЦК. Таким образом, если лицо не обновило свои данные, не сообщило об изменении личных данных, не явилось по повестке, то ТЦК может выносить решение о штрафе без протокола. В то же время, военкомат должен иметь "подтверждающие документы", но в законопроекте не указаны, какие именно.