Над Украиной заметили пассажирский самолет из России: что это было
Над Украиной заметили пассажирский самолет из России: что это было

Над Украиной заметили пассажирский самолет из России: что это было

Как такое возможно, когда украинцы дождутся открытия воздушного пространства и насколько это реально в условиях полномасштабной войны – в эксклюзиве от TSN.

Заблудился или реально залетел? В воздушном пространстве Украины заметили пассажирский самолет. Правда, российский. В социальных сетях пишут, что это был Boeing 777 – рейс Москва-Анталия. Как такое возможно, когда украинцы дождутся открытия воздушного пространства и насколько это реально в условиях полномасштабной войны – в эксклюзиве журналистки Виктории Гнатюк TSN.ua.

Российский пассажирский самолет залетел в Украину?

В воздушном пространстве Украины был замечен пассажирский самолет. В социальных сетях сразу же начали трубить, что это был Boeing 777 – рейс Москва-Анталия. Отмечается, что борт вошел в воздушное пространство в Харьковской области в направлении Бахмута. В условиях войны такое событие кажется фантастикой и очень рискованным со стороны пилота. Как такое вообще могло произойти – объяснили специалисты. Они не исключают, что программа отслеживания полетов воздушных судов могла просто дать сбой из-за РЭБов. И все же как так случилось, что на флайтрадаре видны самолет и его направление движения – разбирался TSN.ua.

"Так маловероятно в условиях войны. Возможно, произошел сбой в показах на флайтрадаре, потому что он вполне возможен в этом районе. И это, скорее всего, сбой. Потому что такое флайтрадар – это программа, которая собирает информацию со всего этого региона. А в нем. работает сейчас множество РЭБов (радиоэлектронная борьба) и другого оборудования. Поэтому я бы скорее объяснил это сбоем в программе.

Другие самолеты уже залетали в Украину?

В то же время и объяснить этот залет плохой погодой тоже нельзя – говорит эксперт, хотя во время полномасштабной войны уже были случаи, когда пассажирские самолеты залетали в воздушное пространство Украины, но это происходило на западе нашего государства. Тогда пилот пытался таким образом облететь грозу и залетел на нашу территорию.

"В этом случае такое большое отклонение маловероятно для погодных условий. Это должна быть столь большая гроза, которой просто не было до этого в природе. Это маловероятно", – уточнил эксперт.

Андрей Гук добавил, что у пилотов гражданской авиации страны-агрессорки есть определенные маршруты, по которым они летают, например, над Ростовом.

"Но то, что пилот Boeing полетел в сторону Бахмута – маловероятно. Скорее это произошел сбой в программе из-за работы военной техники и РЭБов. Ими покрыт весь регион со всех сторон, поэтому это скорее объяснение", – подытожил он.

 

Когда откроется украинское небо?

Между тем, в Украине время от времени участились разговоры о том, что могут возобновиться гражданские рейсы. ТСН.ua еще в начале года выяснял, насколько реально возобновить авиасообщение в условиях войны. Тогда один из чиновников уверял, что: "Мы очень интенсивно работаем над возобновлением авиасообщения в Украине" и добавил, что это обязательно будет сделано. Ростислав Шурма уточнил, что в вопросе возобновления работы украинских аэропортов рассматриваются варианты Киева, Львова и Ужгорода, но "основной фокус" направлен на аэропорт "Борисполь".

Чиновник не назвал конкретных сроков восстановления полетов, только заявил о наличии внутренней дорожной карты и графиков. А еще отметил, что доля работы Украины в этом вопросе не более 20%. Мол, возможность возобновления авиасообщения зависит от решений международных партнеров, независимых регуляторов, страховых компаний. А на вопрос, сможет ли Украина обеспечить физическую безопасность полетов, Ростислав Шурма отметил: "Наша команда и военные тесно сотрудничают с израильскими коллегами для изучения их опыта. Мы абсолютно уверены, что нам это удастся". Однако в Международном аэропорту "Борисполь" комментировать заявления чиновника по ОП не брались. Там отмечали, что с начала войны работают над тем, чтобы аэропорт и его работники были готовы к возможному возобновлению полетов, а это станет возможным, как только позволит ситуация с безопасностью.

Почему полеты важны для Украины?

По мнению авиационного эксперта Кирилла Новикова, тезисы, озвученные заместителем главы Офиса президента, связаны не только с авиацией, но и в целом с улучшением транспортного сообщения между Украиной и ЕС. Особенно на фоне того, что время от времени происходит блокировка наземного грузового транспорта на границах с Польшей, Румынией из-за определенных бюрократических и межгосударственных трудностей.

"На фоне этих проблем открытие неба становится все более актуальным, даже несмотря на активные боевые действия и ракетные обстрелы. И в этой теме очень важен вопрос страховых рисков. Ведь владельцами пассажирской авиации и бортов грузовой авиации есть не столько авиакомпании, а именно лизингодатели. И любой воздушный борт является застрахованным еще третьей стороной, страховой компанией, которая имеет определенные требования к безопасности. он.

Еще один вопрос, на который пока нет ответа – какой именно аэропорт будет выбран для работы в случае возобновления авиасообщения.

"Конечно, наиболее подготовленными в плане инфраструктуры на западе страны – аэропорт "Львов", а в центре – аэропорт "Борисполь". Аэропорт в Одессе отпадает из-за постоянных обстрелов и атак "Шахедов". С одной стороны Киев более защищен системами ПВО, но Он тоже находится под постоянным прицелом врага. Это тоже нужно учитывать.

Восстановление авиасообщения – не ко времени?

Другие эксперты заявляли, что пока неуместно возобновлять работу гражданской авиации, поскольку ситуация с опасностью не улучшилась. Как и в прошлом году, территория Украины и ее воздушное пространство занесены в конфликтные зоны с высокой степенью риска в авиационной безопасности. По мнению военного эксперта Олега Жданова, говорить о возможном возобновлении авиасообщения – не ко времени.

"Кто сейчас согласится сесть в самолет, который с большой вероятностью может быть сбит российской ракетой? Или нашей ракетой, если будет массированный удар противника и ПВО будет вынуждена работать по целям. Такой самолет будет в зоне поражения и даже система "свой-чужой" его не спасет. При таких условиях никто не даст 100% гарантию по безопасности. А кто согласится страховать самолеты и жизнь пассажиров? Это огромный риск", – говорит Жданов.

Переговоры уже ведутся?

И разговоры об открытии авиасообщения время от времени в Украине, то появляются, то "глохнут". И все же если сравнивать картину 2022-го года и сейчас, то картина изменилась коренным образом и в украинском небе господствуют ВСУ. Хотя опасность еще не прошла, в правительстве серьезно задумывались, а не получится открыть небо и для других. В марте тогдашний министр развития общин, территорий и инфраструктуры Александр Кубраков заявил, что Украина как раз ведет переговоры, чтобы получить все необходимые разрешения.

Уже есть желающие летать!

А вот с желающими летать в Украину и из нее, заявлял Кубраков, проблем точно не будет. Топовые мировые авиаперевозчики уже на низком старте и даже связывались с представителями правительства.

Сроков нет, но это произойдет в 2024 году?

Впрочем, точных сроков никто не называл. Ну и собственно, Кубраков, который своим заявлением по поводу начала переговоров с регуляторами и поднял тему, заявил, что не может называть сроков. А бывший секретарь СНБО Алексей Данилов в марте еще в прошлом году анонсировал, что именно в 2024-м "этот вопрос точно сдвинется с мертвой точки". Но на самом деле до сих пор никто не знает, когда можно будет возобновить полеты. Об их необходимости заявляют и в офисе президента, и в Кабмине. Действительно, это значительно упростило бы и перевозку грузов, и пассажиропоток.

Условия возобновления авиасообщения

Но пока такой возможности нет. Ведь чтобы возобновить перелеты: Украина должна сама на территории своей страны обеспечить безопасность. Это суверенное право страны, закрывать небо для полетов или открывать его; но также предоставить разрешение регуляторы США и ЕС, поскольку они имеют право убедиться, что самолеты, которые будут следовать из их страны или в их страну, не станут целью для атаки россиян, кроме того авиакомпании должны получить страховки, а страховые компании должны дать разрешение на полет.

Еще до начала полномасштабной войны из-за новостей о том, что Россия готовит вторжение, некоторые страховые компании инициировали отмену рейсов в Украину. И это еще до ракетных атак. Теперь получить страховку будет очень сложно. В то же время, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам транспорта и инфраструктуры Владимир Крейденко предполагал, что цена и риски будут настолько высокими, что украинцам просто будет невыгодно летать.

"Необходимо провести переговоры со страховщиками и международными авиакомпаниями. Не думаю, что многие будут иметь желание страховать самолеты и осуществлять рейсы в украинские аэропорты во время войны. Если все же удастся договориться с кем-то из авиакомпаний или страховщиков, то высокие риски полетов в Украину они обязательно заложат в стоимость билетов", – объяснил Крейденко.

Лакомый кусок для врага!

Эксперт по вопросам развития авиационного рынка Богдан Долинце настроен более оптимистично. Он уверен: главные претенденты на открытие – Киев, Львов и Ужгород. "Это будет зависеть от того, насколько каждый аэропорт продемонстрирует свою готовность и подтвердит авиарегулятору, что у них есть обученный персонал, необходимы укрытия, что они подготовлены и могут правильно действовать. Это может засвидетельствовать только соответствующий аудит", – говорит Долинце.

И вот тут всплывает еще один весомый и неотъемлемый от жизни украинцев нюанс – укрытие. Именно с укрытиями для гражданских и могут возникнуть проблемы, рассказывает эксперт по авиации Олег Бондарь: пассажиры должны находиться в терминалах. При этом, если раздается воздушная тревога, все должны идти к укрытию, а перелет – откладываться. Кроме того, Бондарь считает, что открытие аэропортов усилит угрозы. Это скопление людей, которые могут стать целью ракетной атаки противника.

"Самым целесообразным выглядит "приоткрытие" грузовых или гуманитарных перевозок. Это первый момент... Говорить о 100-процентной безопасности невозможно", – отметил Бондарь.

Украине ставят в пример Израиль! Но почему у нас так быть не может?

В то же время, экс-министр Кубраков не уточнял, планируется открытие пассажирских перелетов или речь идет только об ограниченных полетах. Однако иностранным регуляторам Кабмин уже официально направил свои предложения. Отметим, еще в прошлом году в отчете Европейской организации безопасности воздушной навигации говорилось, что запрет на полеты в Украине может продолжаться до 2029 года. Тогда украинские чиновники возмутились и заявили, что возобновить авиасообщение планируют сразу после войны. В этом году Евроконтроль в своем отчете указал: "невозможно предусмотреть, когда закончатся боевые действия в Украине и ее воздушное пространство снова откроется". Часто в качестве примера для Украины приводят опыт Израиля, в котором во время войны работает пассажирская авиация. Его также упомянул и господин Кубраков. Однако, в отличие от России, у ХАМАС нет современного военного оружия. Чаще Израиль атакуют ракетами, имеющими дальность всего 10 км. Кроме того, имея небольшую территорию, эта страна создала многослойную систему ПВО "Железный купол". У Украины, к сожалению, нет возможности защищать от ракетных атак даже все областные центры. Также Израиль установил на пассажирские самолеты систему ПВО. Украине, к сожалению, до такой защиты еще далеко.

Вопрос решится в этом году?

Собеседники в правительстве отмечают, что вопрос открытия аэропорта может решиться уже в этом году. В то же время, будет работать конкретный защищенный ПВО авиационный коридор. Задача: сделать так, чтобы самолет, поднявшись в Украине, по самой короткой траектории попал в безопасное воздушное пространство – в ЕС. В правительстве официально отказались называть аэропорт, который сейчас считают наиболее приемлемым, из-за безопасности и даже после открытия аэропорта ожидать, что во время войны украинцы смогут полноценно пользоваться авиационным транспортом, не стоит. До окончания войны риски безопасности будут оставаться на высоком уровне, а также стоимость перелетов значительно возрастет из-за условий страхования. Однако возможность быстро преодолевать расстояния уже давно назрела, поэтому открытие аэропорта в каком-либо из ограниченных форматов может состояться уже в скором времени.

Источник материала
Поделиться сюжетом