Все о решении «Группы семи» о российских активах и почему борьба за 300 миллиардов долларов продолжается
Все о решении «Группы семи» о российских активах и почему борьба за 300 миллиардов долларов продолжается

Все о решении «Группы семи» о российских активах и почему борьба за 300 миллиардов долларов продолжается

Все о решении «Группы семи» о российских активах и почему борьба за 300 миллиардов долларов продолжается

В конце прошлой недели лидеры стран «Группы семи» официально объявили о решении, обсуждавшемся на протяжении последних месяцев: G-7 предоставит Украине займы, которые будут погашаться за счет прибылей от 300 млрд долл. замороженных активов. То есть к нам эта помощь поступит в форме грантов. Согласно предварительным договоренностям, мы получим 50 млрд долл. до конца этого года или в начале 2025-го.

В официальном Коммюнике, опубликованном по итогам Саммита, указано, что страны «Большой семерки»:

  • подтверждают непоколебимую поддержку Украины столько, сколько потребуется;
  • подчеркивают, что Россия должна прекратить свою незаконную агрессивную войну и заплатить за ущерб, нанесенный Украине;
  • раскрывают детали кредита.

Президент США Джо Байден сказал, что такой шаг является еще одним напоминанием России, что Запад не отступит, тогда как Владимир Путин в своем террористическом стиле назвал это «кражей», которая не останется безнаказанной. Впрочем, ранее в нашей аналитике мы уже объясняли, что Россия стала наказывать западные компании, забирая их активы задолго до того, как западные правительства начали всерьез рассматривать конфискацию.

Саммит G-7 проходил на фоне политических потрясений в ряде ключевых стран группы. США готовятся к президентским выборам 5 ноября, а Великобритания — к парламентским 4 июля, где консервативная партия, вероятно, уступит лейбористам впервые за 14 лет. Между тем выборы в ЕС на прошлой неделе показали значительный рост популярности ультраправых во Франции, после чего президент Эмманюэль Макрон распустил национальный парламент и назначил внеочередные выборы, первый этап которых состоится 30 июня.

Соглашение о предоставлении дополнительной поддержки Украине путем использования ресурса замороженных активов показывает, что лидеры G-7 остаются едиными в поддержке Киева и понимают, что помощь на 2025-й нужно зацементировать сейчас, чтобы она снова не стала заложником политических потрясений в следующем году. Украине нужны эти деньги: раньше министр финансов Сергей Марченко заявлял, что на следующий год у Украины непокрыта потребность в объеме от 12 до 15 млрд долл.

Впрочем, решение о кредите — промежуточная победа. Украине необходимо продолжать работать над полной конфискацией российских активов на 300 млрд долл., ведь это законно, экономически обоснованно и морально правильно.

Путь к этому решению

Российские суверенные активы — международные резервы Центрального банка РФ — стоимостью более 300 млрд долл. лежат замороженными в странах Запада. С началом полномасштабного вторжения в Украину Москве закрыли к ним доступ. Мы точно знаем, что львиная их доля хранится в Euroclear, финансовом учреждении со штаб-квартирой в Брюсселе, которое специализируется на хранении и расчетах по ценным бумагам. На этих активах Euroclear получил прибыль до налогообложения в размере 0,794 млрд евро в 2022 году и 4,34 млрд евро в 2023-м, что составляет свыше 5 млрд евро за два года.

Что касается остальных активов, их точный размер, форма и местонахождение неизвестны. В США, например, может быть около 5 млрд долл. «Группа семи» раньше обязалась держать их замороженными до момента выплаты Россией компенсации Украине за причиненный агрессией ущерб.

С декабря 2023 года США вместе с Великобританией и Канадой продвигали в G-7 полную конфискацию, но это решение натолкнулось на большое сопротивление со стороны европейских стран. В апреле Конгресс США даже принял Закон о восстановлении экономического благосостояния и возможностей для украинцев (сокращение от англ. — закон REPO), разрешающий Белому дома конфисковать российские суверенные активы в США.

ЕС в свою очередь выбрал наименее рискованный и, соответственно, наименее выгодный путь передавать Украине доходы ежегодно по мере их генерации в размере 3–4 млрд евро. Масла в огонь подливают руководители Европейского центрального банка, которые системно выступают против полной конфискации, сея панику.

Именно поэтому США предложили альтернативную модель максимизации европейского решения, которая и была политически согласована на последнем Саммите «Семерки».

Детали кредита

Страны G7 согласились, что нашей стране будут предоставлены индивидуальные кредиты через чрезвычайную программу ускоренных доходов для Украины (Extraordinary Revenue Acceleration Loans for Ukraine, или ERA) по собственным процедурам партнеров. В Коммюнике Саммита указано, что эксперты еще будут работать над деталями.

Эту модель наши партнеры называют кредитом, но для Украины эти средства станут безвозвратной помощью, поскольку погашение займов будет осуществляться за счет доходов на замороженные активы.

Премьер-министр Италии Джорджия Мелони заявила, что страны Европейского Союза по состоянию на сейчас не будут принимать непосредственного участия в выдаче кредита. По ее словам, заем предоставят Соединенные Штаты, а также Канада, Великобритания и, вероятно, Япония, принимая во внимание конституционные ограничения последней. «Учитывая то, что все эти активы заморожены в Европе, Европа уже принимает участие, определяя гарантийный механизм выплаты этого займа», — объяснила она. Ключевым в ее заявлении является, впрочем, «по состоянию на сейчас», ведь окончательное решение о том, будут ли принимать ЕС или его члены участие в выдаче кредита, может измениться в ходе переговоров внутри Евросоюза. Но, по информации журналистов Associated Press, наибольшая часть кредита может быть предоставлена именно США.

Другая важная часть соглашения — это то, что эти деньги будут направлены на закупку оружия и обеспечение армии, кроме экономических потребностей и восстановления разрушенного. «Мы намерены направить эти средства на военные, бюджетные потребности и потребности в восстановлении Украины — в рамках ограничений наших соответствующих правовых систем и административных требований», — говорится в Коммюнике Саммита.

К слову, по последним оценкам Всемирного банка, опубликованным в феврале 2024-го, расходы на реконструкцию и восстановление Украины уже составляют 486 млрд долл. За весну этого года убытки существенно выросли. Когда Украина страдала от ракетного голода, Россия нанесла еще больший ущерб нашей энергетике. Поэтому мы продолжали везде напоминать, что первичное — это эффективная оборона, так что эти средства не просто должны быть доступны для закупки оружия, но и украинским оборонным агентством и у украинских производителей.

Пока неизвестно, будут ли у средств на макрофинансовую помощь условия и привязка к реформам, а также какими будут механизмы прозрачности и контроля над их использованием.

Механизмы распределения рисков в случае остановки или недостаточного уровня поступления таких доходов еще согласовываются, но договоренность заключается в том, что они будут разделены между нашими партнерами, а не лягут на плечи Украины.

Кроме этого, по информации медиа, санкции ЕС, заморозившие эти активы, должны продлевать каждые полгода единогласно. Таким образом, даже одна страна, например, Венгрия, может сорвать продление этих санкций. Сейчас в ЕС говорят, что они изучают варианты снижения этого риска, например, путем голосования за санкции реже или же через национальное законодательство в Бельгии.

Противники полной конфискации уже вооружились новым аргументом, что предоставление кредита под гарантии замороженных активов закрывает путь для полной конфискации. Впрочем, если конфисковать тело, часть средств может уйти на погашение остального кредита, поэтому этот аргумент не имеет оснований.

Только полная конфискация

Во многих западных медиа, освещавших результаты Саммита «Группы семи», прослеживается один общий нарратив: полная конфискация — это слишком сложно. Однако следует напомнить, что до весны 2024 года передача Украине доходов от замороженных активов или и этот кредит на 50 млрд долл. также считали очень сложными, но их смогли реализовать, когда появилась политическая воля.

Выступая на конференции по восстановлению Украины в Берлине, президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила: «Теперь мы заставляем Россию заплатить». Да, но даже в модели кредита платит не совсем Россия, а риски на себя берут опять-таки наши партнеры.

Мы до сих пор часто слышим старую пластинку: согласно международному праву страны не могут конфисковать эти активы у России и передать их Украине. Но это не так. Группа уважаемых экспертов-юристов заявляла, что конфискация российских замороженных активовне противоречит международному праву. Юристы даже отослали письмо в столицы G-7, подписанное экспертами по международному праву из Бельгии, Франции, Германии, Японии, Нидерландов, Великобритании и США, детально объяснив, почему согласно международному праву конфискация будет законной и обоснованной контрмерой в ответ на российскую агрессию. Решением Генеральной Ассамблеи ООН от ноября 2022 года Россия должна не только остановить войну и выйти с территории Украины, но и выплатить репарации, то есть компенсацию за ущерб, нанесенный агрессией.

На эту тему мы написали девять аналитических брифов с опровержением аргументов и страхов наших партнеров, в том числе один специализированный для Германии, а второй для Франции, сделали десятки адвокационных визитов, посетив все страны G-7, выступали в парламентах западных стран, принимали участие более чем в 30 конференциях и круглых столах, публиковали свои колонки в западных медиа, работая не только с политиками, но и с западными обществами. Макеты с чеками, которые мы разработали для кампании, были замечены более чем на ста акциях по всему миру, а хештег #MakeRussiaPay неоднократно становился трендом в соцсети Х (экс-Твиттер) и Instagram.

Мы будем продолжать нашу работу в этом направлении, ведь Россия должна заплатить за свою агрессию сполна.

Источник материала
Поделиться сюжетом