Первым зарубежным визитом Нарендры Моди после недавнего переизбрания на пост премьера Индии стала поездка в Россию. Какие риски для Украины несет собой сотрудничество Нью-Дели и Москвы, выяснял Фокус.
На днях премьер-министр Индии Марендра Моди совершил двухдневный визит в Москву, во время которого провел несколько встреч с Путиным.
На это событие довольно эмоционально отреагировал Владимир Зеленский. "Российская ракета попала в крупнейшую детскую больницу Украины, нацелившись на маленьких онкобольных. Многие были похоронены под завалами. И это огромное разочарование и сокрушительный удар по мирным усилиям видеть, как лидер крупнейшей демократии мира обнимается с самым кровавым преступником в мире в Москве в такой день", — написал президент в соцсети X.
Реакция США на визит в РФ Нарендры Моди, в ходе которого он заявил, что "Индия и Россия работают бок о бок, чтобы придать новую энергию глобальному процветанию", тоже была критической.
В частности, глава пресс-службы Госдепартамента США Мэттью Миллер, которого цитирует Reuters, отметил следующее: "Мы вполне ясно и четко выразили Индии наше беспокойство относительно ее отношений с Россией". По его словам, Вашингтон надеется, что Индия, как и любая другая страна при общении с российской стороной будет доводить до Москвы "необходимость уважения к суверенитету и территориальной целостности Украины".
При этом Мэттью Миллер признался, что американская Администрация в течение 24 часов продолжала контакты с индийской стороной относительно визита Нарендры Моди в Москву, когда индийский премьер уже находился в российской столице. Содержание этих контактов он не открывал, но целый ряд росСМИ сообщил о том, что Нарендра Моди в итоге досрочно прервал свой визит в Россию .
Между тем спикер Пентагона Патрик Райдер был вынужден признать, что Индия и Россия "поддерживают отношения уже очень давно", в связи с чем Вашингтон может лишь обсуждать это с индийской стороной. "Индия для нас стратегический партнёр, с которым мы продолжаем поддерживать полноценный и открытый диалог, что касается даже её отношений с Россией", — заметил он.
Подводя итоги встречи Моди и Путина, Bloomberg указывает на то, что попытки изолировать Россию становятся для США все более сложной задачей. Bloomberg приходит к выводу, что визит Моди в Москву вызвал в Вашингтоне крайнее раздражение.
В свою очередь, как отмечает газета The Washington Post, визит индийского премьера в Москву усилил позиции Владимира Путина на мировой арене. "Решение Моди отправиться в Москву в начале нового срока на посту премьер-министра свидетельствует о том, что Индия продолжает вкладываться в отношения с Россией и это — неотъемлемая часть индийской внешней политики", — цитирует WP бывшего посла Индии в Москве Панкаджа Сарана.
Почему для Индии российско-украинская война не является сигналом тревоги
Констатировав, что Индия, как и Китай, "научилась зарабатывать на нашем горе", помогая России, в частности, путем покупки ее нефти, политолог Виктор Небоженко заметил: "В этом плане и Пекин, и Нью-Дели причастны к финансированию войны. Но если завтра мы придем к ним и скажем, что этого нельзя делать, то они, будучи чрезвычайно циничными и прагматичными ребятами, отметят, что не имеют к этому всему никакого отношения".
По его мнению, у индусов сейчас сложилась крайне оригинальная ситуация в отношениях с РФ."Индия за последние три года взяла у России на $40 млрд нефти, активно используя ее в своей промышленности. Но поскольку с долларами достаточно сложно, не понятно, как за это все рассчитываться. Рублей у них столько нет, а принимать рупии Путин не желает. То есть, индусы признают долг, но при этом не хотят рассчитываться долларами, что, конечно же, было бы очень выгодно России. Я думаю, именно это и было главной переговорной темой между Моди и Путиным", — отмечает эксперт в разговоре с Фокусом.
Еще одним предметом диалога между индийским и российским лидерами Виктор Небоженко считает военно-промышленный сектор, ведь еще со времен Ганди, Индия брала больше всего оружия у России.
Впрочем, по словам политолога, есть еще один важный, но малоизвестный нюанс. "Когда-то молодая независимая Украина продала четыреста танков врагу Индии — Пакистану. И с тех пор индусы, а я это знаю наверняка, поскольку раз 7 или восемь был в этой стране, запечатлели себе этот факт в памяти. Поэтому рассчитывать нам на какое-то понимание со стороны индусов, не приходится", — считает Небоженко.
При этом Китаю, акцентирует эксперт, не слишком нравится, чтобы еще кто-то, кроме них, занимался Россией.
"Российская пресса тем временем констатирует, что одна из величайших стран мира с населением в полтора миллиарда человек, вместо санкций и эмбарго — едет к Путину и воспринимает его, как равного себе. Неважно, из каких прагматических соображений Моди приезжал в Россию — из-за нефти и оружия, или для того, чтобы ущипнуть Пекин, но факт остается фактом: Индия наглядно продемонстрировала, что она не готова разделить европейскую и американскую стратегию по изоляции Российской Федерации".
Визит Моди в Москву — это сигнал Китаю
С тем, что развязанная Россией против Украины полномасштабная война не является одним из приоритетов Нью-Дели, убежден также политолог Владимир Фесенко. В разговоре с Фокусом эксперт констатировал: "У Индии по этой войне есть своя и довольно-таки неоднозначная позиция, но главная неоднозначность визита Моди в Москву заключается не для нас, а для КНР. Китай, кстати, обратил внимание на этот визит, который ему не очень понравился. И, возможно, те якобы мелкие проблемы, которые сейчас начали возникать у российского бизнеса в расчетах в юанях — это уже отголосок этого визита. Между тем очевидно, что и для Моди, и для Путина этот визит является сигналом для Китая. РФ таким образом демонстрирует, что она не так уж и зависима от КНР. Индии также было важно продемонстрировать, что Россия не будет беспрекословно на стороне Китая в случае возникновения обострений в достаточно непростых отношениях Нью-Дели и Пекина".
Подчеркнув, что "особое партнерство", которое сейчас существует между Индией и РФ, является не очень органичным, политолог добавил: "Здесь есть свои противоречия и проблемы, которые, в частности касаются расчетов в рупиях. Сейчас обе стороны ищут, каким образом можно решить этот вопрос. Очевидны и противоречия в треугольнике: Россия-Индия-Китай. Хотя все три страны являются членами БРИКС и ШОС, идеальной дружбы между ними нет".
Обратив внимание на то, что визит Нарендры Моди в Россию завершился быстро и неожиданно, Владимир Фесенко отметил, что такой могла быть реакция на обстрел ВС РФ Киева и попадание в больницу "Охматдет".
"По всей вероятности, это была реакция на обстрел Киева, в частности "Охматдета". Моди, кстати, высказал свою критическую оценку того, что произошло, и Путину это наверняка не понравилось. А, возможно, сам Моди понял, что на фоне жертв, гибели детей, демонстрировать свою дружбу с Путиным — как-то не комильфо. Так или иначе, но именно то, что визит был прерван, программа была сокращена и не состоялось переговоров в широком составе, оставляет определенную тайну. Что-то там таки произошло...".
Констатировав, что отношения с Украиной для Индии сейчас не являются важным фактором, Владимир Фесенко подчеркнул: "К большому сожалению, в отношениях между Киевом и Нью-Дели отсутствует, скажем так, большая экономическая мотивация . Поэтому нам еще нужно достаточно тщательно поработать над развитием отношений с Индией. Кстати, я знаю, что целая группа индийских бизнесменов, которая работает в Украине, очень недовольна малым объемом взаимной торговли и считает, что этот процесс нужно двигать в направлении качественных изменений. Это, конечно, так, но не следует забывать, что Моди — очень специфический политик. Он — правый популист и не такой уж демократический на самом деле, как кому-то кажется. Между тем, все же Индия — это демократическая страна и поэтому за Индию нужно бороться, оттягивая ее от сотрудничества с Россией, чтобы между Западом и Глобальным Югом в конце концов не произошло серьезного разрыва".
Борьба за Индию, считает политолог, является чрезвычайно важной, а не очень удачный визит Моди в Москву следует использовать, чтобы не оставить Индию в тесных объятиях Российской Федерации.