Служба безопасности Украины и Национальное антикоррупционное бюро сообщили подозреваемому в государственной измене и переданном в Россию в рамках обмена пленными Виктору Медведчуку и его сообщникам подозрение в деле о приватизации нефтепровода «Самара-Западное направление» в 2015 году.
Так, после распада СССР проходящий по территории Украины трубопровод «Самара-Западное направление» остался в собственности России и с 2005 года Украина через суды доказывала свое право на владение им. Точку поставили только в 2015 году, однако позже Виктор Медведчук добился отмены этого решения.
Так, в 2015 году Хозяйственный суд Ровенской области решение отменил якобы по вновь открывшимся обстоятельствам собственное решение, подтвержденное Апелляционным и Высшим хозяйственным судом, о праве собственности Украины на часть нефтепродуктопровода.
А уже в марте 2016 года якобы владелец нефтепровода российская госкомпания «Транснефть» продала нефтепродуктопровод швейцарской компании International Trading Partners AG, которая, по сути, находится под контролем Медведчука и связанных с ним лиц.
Далее нефтепровод работал через предприятие «Прикарпатзападтранс», а полученную прибыль выводили из Украины на счета аффилированных зарубежных компаний и распределяли между владельцами схемы.
В НАБУ отметили, что часть доказательств по делу смогли получить благодаря показаниям самого Медведчука, которые он добровольно предоставил следствию к обмену в Россию.
В СБУ в свою очередь сообщили, что свои действия в 2015 году Медведчук координировал с тогдашним высшим политическим руководством Украины и России, а также привлек к схеме третьих лиц, впоследствии получивших руководящие должности на предприятии, управлявшем нефтепроводом.
Теперь о подозрении по делу объявили Виктору Медведчуку и четырем представителям бывшего топменеджмента «Прикарпатзападтранса», которые завладели и управляли нефтепроводом, по статьям
- ч. 3 ст. 27, ч. 3 ст. 28, ч. 3 ст. 365-2 (злоупотребление полномочиями лицами, оказывающими публичные услуги);
- ч. 3 ст. 27, ч. 3 ст. 28, ч. 2 ст. 384 (введение в заблуждение суда или иного уполномоченного органа);
- ч. 3 ст. 27, ч. 5 ст. 191 (завладение чужим имуществом, путем злоупотребления должностным лицом своим служебным положением, совершенное в особо крупных размерах организованной группой);
- ч. 3 ст. 27, ч. 3 ст. 209 (организация приобретения, владения и использования средств, вследствие совершения общественно опасного противоправного деяния, что предшествовало легализации (отмыванию) доходов, совершенные организованной группой и в особо крупном размере).
С мая 2019 года работа нефтепровода была заблокирована в рамках процесса возвращения в государственную собственность, а правоохранительные органы исследовали законность приватизации. В январе 2024 г. Верховный суд Украины окончательно признал украинскую часть нефтепровода государственной собственностью. Пока досудебное расследование по делу еще продолжается.
ZN.UA анализировало контекст событий по признанию права собственности на нефтепродуктопровод «Самара-Западное направление». А глава правления StateWatch Александр Леменов проанализировал, как через управляющую компанию «труба Медведчука» чуть не оказалась в собственности олигарха Игоря Коломойского – «Как Коломойский получит «медведчуковский» нефтепровод».