Снижение мобилизационного возраста до 18 лет: поможет ли молодежь выиграть войну
Снижение мобилизационного возраста до 18 лет: поможет ли молодежь выиграть войну

Снижение мобилизационного возраста до 18 лет: поможет ли молодежь выиграть войну

Американские политики давят, уставшему войску необходимы пополнение и замена, молодые учатся боевым наукам быстрее пожилых... В последние дни можно услышать немало хоть осторожных, но аргументов в пользу мобилизации с 20, а то и с 18 лет.

Однако не меньше и контраргументов – дополнительная стимуляция выезда подростков за границу, удар по демографической ситуации, увеличение боевых потерь, поскольку юношество хуже оценивает риски.

Согласно «Плану победы» Владимира Зеленского, война может закончиться в 2025 году, но зарубежные и украинские эксперты дают и более продолжительные прогнозы. Как может повлиять на ход событий снижение мобилизационного возраста и пойдут ли законотворцы на такой шаг, Коротко про рассказали эксперты.

Камушек от депутата – камушек от Залужного

О том, что война – это дело молодых, начали вспоминать на втором году широкомасштабной российской агрессии, поскольку выяснилось, что средний возраст в боевых частях ВСУ составляет 40-45+. В конце мая 2023 года Верховная Рада приняла закон об уменьшении призывного возраста с 27 до 25 лет, однако президент подписал его только в апреле 2024-го.

На время дискуссии утихли, а сейчас возникли вновь. Тем более, когда стало известно, что у западных партнеров есть по этому поводу свое мнение. Это подтвердил советник руководителя Офиса президента Сергей Лещенко, который заявил, что американские политики сразу из двух партий давят на Зеленского в вопросе проведения мобилизации с 18 до 25-ти. Мол, самого оружия для успешного завершения войны будет недостаточно, если мы не обеспечим свежие человеческие силы.

В пользу ранней мобилизации высказались командир 13-й бригады Нацгвардии "Хартия" Игорь Оболенский, предложивший ввести призыв с 21 года, секретарь Комитета ВР по вопросам нацбезопасности Роман Костенко, поставивший нижнюю плану в 20 лет. Публицист Виталий Портников в эфире Эспресо заявил не только о неизбежном снижении возраста, но и о мобилизации женщин в случае длительной войны.

Впрочем, сторонников противоположного мнения тоже много. Весомый камень на чашу контраргументов положил Валерий Залужный. Во время встречи с украинскими студентами в Лондоне он заявил, что "категорию 18-25 лет нужно максимально беречь" и что он, будучи в должности Главнокомандующего, всегда протестовал, чтобы мобилизация не заходила на людей моложе 25 лет, потому что "нам нужна Украина и через 20 лет и через 30 лет. А она вот – ей сейчас 18 лет”.

Без высоких рисков для жизни

Судя по комментариям в соцсетях, позицию Залужного разделяют многие украинцы. Женщины пишут, что их мужья ушли на фронт, чтобы сыновья дождались конца войны и не смотрели в глаза смерти.

– Снижать возраст нельзя, – уверен военный аналитик Иван Ступак. – Ну, будем брать 21-летних, потом – 20-летних, 18-летних... А дальше – 16-летних? Мы уверены, что у нас будет для них оружие и техника? Поскольку пока есть тенденция для уменьшения западной помощи. Если следовать принципу снижения возраста солдат, то когда-нибудь останутся сами женщины, дети на уровне средней школы, пенсионеры и огромная "армия" забронированных чиновников и силовиков. Разве мы так видим наше будущее?

По мнению офицера ВСУ Дениса Ярославского, молодежь 18-25 лет можно привлекать к выполнению боевых задач, но не мобилизовать на общих началах – использовать стимулы для добровольцев.

- Молодые должны выполнять исключительно высокотехнологичную работу, например операторов БпЛА. Сегодня 80% техники и живой силы противника поражаются именно беспилотными системами. А лучший геймерский возраст - это 18–23 года, потому что в 50 человек не способен хорошо овладеть джойстиком. Молодые люди, которые придут в ряды ВСУ, должны получать зарплату на уровне средней в армии и иметь возможность карьерного роста. Они будут работать отдаленно от линии столкновения, то есть не будут иметь высоких рисков для жизни, - убежден военный.

Денис Ярославский подчеркивает, что все подразделения в ВСУ, работающие с беспилотными системами, имеют потери в живой силе менее одного процента.

Войну в Афганистане молодыми не выиграли

Сторонники снижения мобилизационного возраста ссылаются как на аргумент США, когда во Вьетнам там набирали с 19 лет, так и на то, что средний возраст армии Израиля 18–26 лет.

"У нас можно в депутаты баллотироваться и принимать сложные управленческие решения и законы с 21 года, а воевать - с 25. Я не знаю, кто это придумал", - цитируют СМИ позицию депутата из оборонного комитета Романа Костенко.

- Мобилизационный возраст в Украине официально считается от 18 до 60, - напоминает председатель Совета резервистов Сухопутных войск ВСУ Иван Тимочко. – С 25 начинается призыв по мобилизации. Что же касается аргументов о 19-летних на вьетнамской войне, то чем это помогло Америке ее выиграть? Советский Союз также юношами до 25 лет хотел победить в Афганистане. Первую Чеченскую войну Россия тоже вела сильными молодыми солдатами и проиграла. Только когда начали набирать контрактников с опытом, чего-то добились. И то только потому, что подкупили ряд чеченских кланов. Что касается самих чеченцев или талибов, то с их стороны в основном воевали взрослые дяди, а не вчерашние дети.

Подтверждения нет, а люди уже встревожены

По убеждению военного, сейчас бесполезно спорить о призывном возрасте.

– Важно говорить о перераспределении имеющегося военного резерва, ресурса. Чтобы армия могла эффективно противостоять врагу, вне зависимости от возрастных категорий. Командиры имеют право говорить о том, что им наболело, но большинство дискуссий, которые сегодня разворачивают, - для привлечения внимания, повышения политических рейтингов. Говорить нужно об эффективном рекрутинге, о социальных пакетах для добровольцев допризывного возраста, о работе с союзниками, взявшими на себя обязательство поставлять оружие. Просто взять и снизить возраст – это не панацея, не решение проблемы, - отмечает Иван Тимочко.

Эксперт обращает внимание, что если набирать юношей, то отряды нужно укомплектовать, подготовить, направить, снабдить оружием, контролировать молодой пыл.

– Все равно придется размывать их между теми, кто с опытом. Поэтому всему предстоят аналитика, прагматические расчеты. А у нас начинают с популизма. Минобороны, Генштаб подтверждение никаким намерениям не предоставили, а люди уже встревожены. Потому что депутатам безразлично, кого призывать, у них бронь. Я не говорю, что это плохо или хорошо. Я имею в виду, что депутаты должны заниматься своими делами. А призывать кого или нет, будут решать военные. Хотя уже вижу, какой те же депутаты поднимут крик, если поступит законопроект о снижении призывного возраста.

Решатся ли депутаты?

Парадокс в том, что месяц назад депутаты праздновали победу, приняв законопроект, запрещающий мобилизацию всех украинцев в возрасте до 25 лет. Правда, он еще не вступил в силу, поэтому можно предположить, что парламенту предложат пересмотреть позиции. Решатся ли?

- Слишком много политических рисков. Снова появились слухи и расчеты о возможных выборах на 2025 год. Поэтому любое непопулярное решение Верховной Рады становится все более маловероятным на данном промежутке времени, – считает политтехнолог Олег Постернак. – Даже когда речь пойдет о международном давлении. Думаю, что ситуация с заявлением Лещенко обыграна, чтобы максимально отодвинуть эту новость от имиджа и репутации президента, показать его человеком, выступающим в защиту молодого поколения, которое станет триггерным вопросом в предстоящем избирательном цикле.

Источник материала
loader
loader