Атомных авантюристов не унять
Атомных авантюристов не унять

Атомных авантюристов не унять

Атомных авантюристов не унять

В Верховной Раде снова сдули пыль с законопроекта о так называемой достройке Хмельницкой АЭС. Но в последний момент вносить в зал не рискнули — голосов все еще нет. Что ж, вполне понятно, почему.

Даже авторы законопроекта в лице Кабинета министров Украины, — а дураков среди них нет, — прекрасно понимают, что никакой достройки, тем более в заявленные три года, не будет. Не будет ее и через пять. Если хоть один блок достроят к 2030-му, это потянет на звание Героя Украины для реализатора, без малейшего преувеличения.

Написать, что в заявленную смету в 77 млрд грн не уложатся, будет неправдой. Никакой сметы тоже не существует. Последние прикидки делались в 2018-м, и до сих пор все пляшет от цифр шестилетней давности. Строительство любого свинарника в Украине имеет лучшее обоснование, чем самая дорогая, по идее, стройка в стране за все время ее независимости.

Единственное, что гарантирует этим законом НАЭК «Энергоатом» (и протягивающая проект Банковая), что минимум в ближайшие четыре отопительных сезона деньги от повышения тарифов населению, попавшие в «Энергоатом», то есть десятки миллиардов гривен, не будут использованы для обеспечения энергобезопасности страны. Москве такие гарантии нравятся. Авторам схемы уже положен орденок-другой от Кремля, а может, и квартирка в Ростове. Героя России не дадут — побрезгуют.

Нет, они не российские агенты, люди просто очень хотят денег, в том числе себе и близким. Бесконечные медийные увещевания кураторов прожекта о том, сколь он выгоден, а главное, реализуем, заметили даже очень далекие от энергетики люди. В основном эти обещания «атомного завтра уже сегодня» ориентированы на депутатов, которые с апреля 2024-го уже несколько раз не давали протащить эту аферу в парламенте.

Кроме фиксации выдуманной суммы расходов из госбюджета, депутатское «добро» реализаторам прожекта нужно, чтобы, случись чего, смело оправдываться: «Мы же не могли нарушить закон!». Мол, мы, конечно, понимали, что во время войны цепочки поставок неустойчивы, банки не дают кредитов, а квалифицированного персонала не хватит и проч. Но у нас был Закон Украины, и мы как законопослушные граждане...

По идее, благодаря монобольшинству, схему давно должны были протянуть через парламент. Но от нее уж слишком плохо пахнет. Почти год у Банковой ушел на то, чтобы законопроект хотя бы прошел профильный парламентский комитет по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг. Причем его глава Андрей Герус прохождение обеспечил, но голосовать за него не стал. Он все-таки бывший инвестбанкир и знает, как должен выглядеть подобный документ. Собственно, комитет прямо указал авторам законопроекта, что проект закона надо доработать и предоставить необходимые обоснования. Ничего из этого за полгода не сделано вообще, но… к рассмотрению все готово. Под купол уныло тянут все то же самое, не изменив и буквы, не добавив ни одной цифры.

Одна из отмазок, на уровне детского сада, — идет война и враг узнает детали проекта. Шутка в том, что строить предполагается по старому российскому проекту. Новый даже не пытались заказать. Кстати, попытка все засекретить обещает и вкусные цены для правильных подрядчиков — яйца по 17 грн покажутся детскими шалостями.

Попытка прикрыться трагедией потери Запорожской АЭС выглядит мерзко... Долгострой никак не поможет энергосистеме в ближайшие годы компенсировать потерю этого гиганта.

Вообще можно написать много цифр, но реально они мало кого волнуют. Все проще — схема базируется на несложном тезисе: после повышения тарифов у НАЭК образовался ресурс денег. Его надо быстро и правильно освоить. Остальное — несущественные детали.

Кстати, несколько месяцев назад «Энергоатом» буквально бился в истерике, когда про него написали, что благодаря росту тарифов для населения на 64% он может стать прибыльным. Компания разразилась эмоциональным — редактировал явно сам глава — пресс-релизом. В нем НАЭК обвинила в спекуляции «різні групи самозваних експертів і медіа» и… почти по буквам подтвердила все их тезисы. Из приличия этот поток сознания размещать на официальном сайте НАЭК все же не стали.

Вообще-то в самом начале просто дерибанить средства населения не хотели, предполагалось, что можно будет отщипнуть кусочек из потоков международной помощи...

Мы уже рассказывали, что сделка предполагает покупку у Болгарии двух валяющихся там российских реакторов ВВЭР-1000. Болгарам сказали, что Украину завалили деньгами и она платежеспособна. Однако все не совсем, точнее, как публично подтвердила посол ЕС в Украине, совсем не так. Евросоюз не готов к подобным тратам. Банки прожект такого качества тоже не рвутся кредитовать. Более того, «Энергоатому» деликатно напомнили, что он по кредитам «Евроатома», ЕБРР и даже Ощадбанка Украины обязан соблюдать ряд финансовых нормативов.

Зато болгары, проверив, что перед ними клондайк, решили слегка подзаработать на своем неликвиде. Собственно, Украине был нужен только один реактор на третий блок, блок №4 в никто и не собирался сейчас строить, — он десятки лет стоял затопленным. Но пришлось обязаться купить оба. София прекрасно понимает, что второго шанса продать этот неликвид не будет.

В общем, переговоры с болгарами вместо ожидавшихся двух месяцев идут уже почти два года. И к началу декабря болгары отправили украинской стороне «окончательные условия контракта». После этого осталось окончательно согласовать только два условия — цену сделки и условия оплаты. Все остальное, от технического состояния оборудования до перехода права собственности и рисков, якобы согласовано. И Герман Галущенко в середине ноября сказал болгарской стороне, что «понадобится около месяца... чтобы окончательно оформить финансирование реализации этой сделки, после чего он представит отчет в парламент Украины на утверждение».

Так что после двух лет торгов остались сущие мелочи: цена и где взять деньги.

Раньше за реакторы хотели под миллиард и не гривен, Украина — не более 602 млн евро (640 млн долл.). Сейчас мелькнула цифра в 680 млн долл., она ближе к украинской оценке, но насколько релевантна, неизвестно. Болгарам спешить некуда, и сейчас они снова продлили проведение переговоров уже до марта 2025-го.

Кстати, в Болгарии собираются строить пару американских реакторов и депутатам подадут на рассмотрение абсолютно подробный анализ и обсуждение деталей проектов. Аналогичные стройки намечаются в Польше и Чехии. Рекомендуем нашим депутатам изучить опыт тамошних парламентариев и сравнить настоящие проекты с тем, что хотят впарить им.

Если кто-то не хочет ехать за зарубежным опытом, то можно обратиться к НАЭК и посмотреть, как она обосновывала необходимость производства по сборке ТВС Westinghouse перед районной радой в Пивденноукраинске.

Чувствуется, что депутатов районной рады уважают на порядок выше, чем сидящих на Грушевского, и данных дали тоже раз в десять больше, включая график строительства, смету и прочее. И, нет, война их открыть не помешала.

Под Новый год (29.12) должен подоспеть и заказанный еще в прошлом году американцам «Анализ вариантов завершения строительства энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС с применением опыта компании Westinghouse». Документ, если его внимательно читать, заранее объявлен закрытым и требующим на ознакомление вне НАЭК аж согласия правительства США. Все-таки неплохо хотя бы выжимку его показать общественности. А то заплатили за анализ 37 млн грн, а парламенту предлагают голосовать за не пойми что.

Вообще же, если хоть у одного из этих блоков есть шанс, придется делать новый проект и все-таки искать финансирование. Для начала посчитав, на сколько должны вырасти тарифы для населения, чтобы «лишних» денег стало больше. А с учетом текущей организации процесса, срыв строительства и сомнительные траты больших сумм неизбежны, и народным избранникам стоит заранее озаботиться сразу и созданием временной парламентской спецкомиссии по этому поводу. Лишней не будет.

Источник материала
loader
loader