Просто так никто не будет копать: эксперты о соглашении по редкоземельным металлам
Просто так никто не будет копать: эксперты о соглашении по редкоземельным металлам

Просто так никто не будет копать: эксперты о соглашении по редкоземельным металлам

Оружие в обмен на природные сокровища. Приблизительно так украинцы оценивают намерение Дональда Трампа продолжать поддерживать наше государство под гарантию доступа к украинским редкоземельным металлам.

Первым такое предложение сделал Владимир Зеленский, представляя в октябре прошлого года свой План победы. Природные залежи он оценил в триллионы долларов США, упомянув, в частности, об уране, титане, литии, графите и других стратегически ценных ресурсах.

Тема не так чтобы очень нова, в Украине давно говорили о поиске зарубежных инвесторов для добычи редкоземельных металлов. Сейчас проблема актуализировалась из-за войны. По убеждению Зеленского, соглашение с США усилит экономическое давление на Россию, зарубежные СМИ пишут, что американский интерес заключается в конкуренции с Китаем, который сейчас является основным игроком на «редкоземельном» рынке. А наш простой народ, привыкший все рассматривать сквозь призму «зради», беспокоится, что Украину перекопают, обберут, добавят проблем и без того многострадальной экологии. Журналист Коротко про пообщалась с экспертами.

Мы не можем отрицать прогресс, но нужно быть осмотрительными

Редкоземельные металлы – это большая группа химических элементов с уникальными свойствами, поэтому их считают незаменимыми в производстве электронной, оптической и медицинской техники. Считается, что интерес для иностранцев в Украине могут представлять урановые руды (первое место в Европе и 11-е в мире), графит (входит в топ-5 ведущих государств по добыче), титан (до топ-10 стран) и основное – литий.

В отличие от урана, титана и графита добыча лития не проводится. Однако есть четыре уже разведанных месторождения в Кировоградской, Донецкой и Запорожских областях. В 2022 году специалисты из Национальной академии наук подсчитали, что на этих участках может находиться до 500 000 тонн сырья. Два месторождения находятся на оккупированных территориях, два – на свободных.

Финансовый аналитик Алексей Кущ взвесил плюсы и минусы от возможных договоренностей с США. К первым он отнес технологии, которые будут применяться для добычи ископаемых и которых у Украины нет своих. Ко вторым – потеря собственных ресурсов, усиление сырьевого характера украинской экономики и загрязнение экологии вплоть до повышения радиационного фона.

– Такое возможно, – прокомментировал для Коротко про директор Киевского экологического центра Владимир Борейко. – Любая добыча природных ископаемых наносит вред нашей окружающей среде. Но одно дело, когда речь идет о добыче песка, другое – о добыче лития или бериллия. Обнажаются склоны, породы действительно могут содержать радиоактивные элементы.

Эксперт напоминает, как в августе прошлого года в Сербии вспыхнули массовые протесты против добычи лития в долине Ядар – крупнейшем месторождении в Европе. Проект остановили под давлением экологов и намеревались возобновить после подписания соглашения с Евросоюзом.

– Надо быть достаточно осмотрительными. Мы не можем отрицать прогресс. Понятно, что «зеленый переход» – те же солнечные панели, аккумуляторы для электромобилей - нуждаются в редкоземельных металлах. Речь идет также о чипах для развития искусственного интеллекта. Но здесь вопрос о том, чтобы Украина, во-первых, действительно не потеряла все ресурсы как государство. Во-вторых, чтобы мы не позволили на нашей территории использовать устаревшие технологии, которые уничтожат нашу окружающую среду и самое опасное – воду, – отмечает президент Профессиональной ассоциации экологов Украины Людмила Цыганок. – В Южной Америке, Австралии, где литий добывают старым карьерным способом, от местных жителей вода просто ушла.

В недрах Украины спрятаны редкие ископаемые на триллионы долларов. Фото: wikipedia.org

Технологии могут включать в себя сто и более операций

Доктор геологических наук, профессор кафедры геологии нефти и газа Института геологии Киевского национального университета Виктор Нестеровский напоминает, что перед разработкой ископаемых проводится экологическая экспертиза.

Профессор кафедры геологии нефти и газа Института геологии Киевского национального университета Виктор Нестеровский. Фото: ФБ Студенческий парламент УНИ

– Переживать из-за экологии не стоит, речь не об этом, – говорит ученый. – Ископаемые, о которых идет речь, потому и называются редкими, что не формируются в больших концентрациях, а находятся в рассеянном состоянии. Это не добыча руды, которую подняли из шахты, обогатили – и все. Здесь нужны технологии, которые могут включать сто и более операций, чтобы получить самую малость этого элемента. Нужна высокотехническая база и огромные средства. Поэтому большинство редкоземельных металлов, которыми мы владеем, мы не разрабатывали, потому что не было возможности. Если такая возможность появится, будет очень хорошо.

Профессор вспоминает, что до оккупации части Донбасса Украина была одним из крупнейших поставщиков германия (элемент, используемый в радиоэлектронике и приборостроении) в Европе.

- Германий также считается редким элементом, его добывают, в частности, из золы, остающейся после коксования угля. Эту технологию мы освоили. Но остается много других, к которым нет доступа, и действительно нуждаемся в посторонней помощи. К примеру, добываем руду и просто ее импортируем. А покупающий не просто переплавляет, но еще и добывает из нашей руды редкие химические элементы. То есть речь идет о более эффективном использовании сырья.

Для большего понимания Виктор Нестеровский вспоминает казус времен Союза:

– С Японией был заключен контракт на поставку древесины с Дальнего Востока. Деревья срубили, ободрали кору, чтобы чисто было. А японцы говорят – нет, мы заказывали целую. Оказывается, им ценна была именно кора, потому что они из нее извлекали химические элементы. Дерево растет на почвах, почвы образуются за счет разрушения пород, древесина все это впитывает и накапливает в коре.

Есть специальная процедура – ​​как оформлять землю и разрешение

Кроме экологии, многих пугает утрата контроля над нашими месторождениями и землями. В комментариях о сделке по редкоземельным металлам нередко можно встретить вскрики: «американцы придут и все у нас заберут, «придут и все перекопают».

– Никто не будет просто так копать. Чтобы копать, у нас есть собственные силы. Прежде чем копать, должна быть геологическая разведка, оценка ресурсов, – объясняет профессор Нестеровский. – И современные технологии - это не просто о «копать». У нас не хватает хорошей техники, хорошей промышленности. Вот на Житомирщине есть богатейшие гранитные отвалы. Мы используем гранит в качестве облицовочного материала, а он включает в себя много редких элементов. Если нам дадут технологию, как с этими отвалами работать, это будет очень полезно. Потому что сами мы с таким сейчас не справимся, может, лет через сто.

Отрицает версию «массового копания» и председатель комитета по земельному праву Ассоциации адвокатов Украины Виктор Кобылянский.

– Это так просто не работает. Во-первых, сейчас мы видим только заявления. Во-вторых, для пользования недрами есть специальная процедура – ​​как оформлять землю, как получать с аукциона специальное разрешение на разработку недр, есть перечень запретов. Имеется предусмотренная рентная плата. Хоть украинская компания, хоть иностранная будет добывать редкоземельные металлы, все равно средства будут идти в государственный бюджет, - отмечает юрист. - Что касается вывоза сырья, то порядок определяется международными соглашениями, предусматривающими налогообложение и пошлину. Я лично никакой "зради" не вижу, здесь больше политика.

Теги по теме
Технологии
Источник материала
loader
loader