Еще до встречи с президентом Украины Владимиром Зеленским в прошлом месяце премьер-министр Великобритании Кир Стармер уверенно говорил о том, что в случае прекращения огня с Россией британские войска будут в Украине, что в широком смысле означает "сухопутные войска".
Однако сейчас, спустя четыре недели и после двух последующих крупных встреч европейских лидеров, преобладает ощущение, что процесс постоянно замедляется. Мы, вероятно, не должны удивляться, отмечает журналист CNN Эндрю Кэри.
Теперь предпочтение отдается термину "силы успокоения" для Украины — разговоры о европейских "миротворцах" больше не употребляются в лексиконе. Такие силы не будут действовать на линии фронта, заявил Макрон журналистам после встречи в Париже 27 марта, и они не будут действовать от имени украинских сил.
Недавние сообщения также свидетельствуют о том, что Лондон, в частности, прохладно относится к идее ввода войск в Украину, но Макрон настаивает на том, что пока ничего не исключено.
Дальнейшие подробности появятся со временем, но сейчас у французского и британского военного руководства есть задача работать со своими украинскими коллегами над определением численности войск, которые войдут в состав таких сил, их места дислокации, а также их возможностей, сказал он.
Это непростые вопросы, и на их решение, вероятно, уйдут недели, считает журналист. Ответы на эти вопросы неизбежно должны предусматривать ограниченное участие США или его отсутствие, что, вероятно, еще больше замедлит планирование.
В то же время бывший министр обороны Украины Андрей Загороднюк указывает на очевидные логистические проблемы, связанные с огромной 1000-километровой линией фронта его страны с Россией, а также на низкую вероятность того, что Стармер и Макрон утвердят правила ведения боя, согласно которым европейские войска могут вступить в прямые действия.
Развертывание британских или французских сухопутных войск на передовой было бы неэффективным шагом, предупреждает он, но и менее дальновидные обязательства также могут оказаться неэффективными.
"Было так много дискуссий о том, что Европа могла бы вмешаться и помочь с мерами безопасности, но если они в конечном итоге отправят 10 тысяч человек оставаться в Киеве, не имея возможности покинуть город, это безусловно ничего не изменит в российских расчетах", — сказал он в интервью CNN.
На самом деле при незначительном сдерживающем эффекте такой шаг может привести к тому, что Европа станет слабее. России может быть трудно устоять перед соблазном унизить Лондон и Париж, нарушив любое прекращение огня атакой, совершенной в сотне километров от оказавшихся в столице британских и французских войск, добавляет Загороднюк.
В статье, написанной для лондонского аналитического центра по обороне RUSI, Загороднюк вместе с двумя коллегами утверждает, что лучшим вариантом для Европы могло бы стать обязательство охранять небо над Украиной от российских ударов.
Такая защита почти наверняка означала бы размещение в Украине британских, французских и других военных самолетов вместе с экипажами и сопутствующей логистической поддержкой.
Даже сила для обеспечения безопасности, которая ограничивалась бы только размещением авиационных сил внутри Украины, все равно была бы важным шагом для Европы. Но потенциальные риски для доверия, хоть и остаются, несомненно, будут ниже, чем при любом развертывании наземных сил, считает журналист.
О том, какие шансы, что в Украине появится европейский миротворческий контингент и каким должен быть его мандат, в статье "Европа зашевелилась. Кто и как может отправить миротворцев в Украину" писал обозреватель отдела международной политики ZN.UA Владимир Кравченко.