Решающий момент. О чем на самом деле США и Украина будут говорить в Лондоне и может ли Трамп выйти из переговоров
Решающий момент. О чем на самом деле США и Украина будут говорить в Лондоне и может ли Трамп выйти из переговоров

Решающий момент. О чем на самом деле США и Украина будут говорить в Лондоне и может ли Трамп выйти из переговоров

Самая большая угроза — если США потеряют интерес к завершению войны, но и дальше будут договариваться с Путиным

Так называемое "пасхальное перемирие", сопровождавшееся почти 3000 нарушений со стороны России, еще раз напомнило, насколько принципиально различаются понятия "мира" и "тишины" для обеих сторон конфликта. Несмотря на это, президент США Дональд Трамп все еще видит выход в своем "простом решении" и надеется заключить соглашение уже на этой неделе. А уже 23 апреля в Лондоне состоится новый раунд переговоров.

Каких новостей ждать после этой международной встречи? Выдержит ли инициатива американского президента столкновение с совершенно противоположными позициями, или он вообще выйдет из переговоров? Что означало предложение Путина о прекращении огня? И главное, что нужно для перемирия, которое будет существовать не только на бумаге?

Ответы на эти непростые вопросы "Телеграф" искал в разговорах с политологами и дипломатами.

Разные видения имеют почти все

Свое особое и порой несовместимое видение справедливого мира имеют не только Украина и Россия, но и мировые игроки – Китай, ЕС и США. Когда Кремль говорит о "мире", на самом деле речь идет об утверждении контроля над захваченным и лишении Украины будущего.

Киев готов к миру только при условии уважения суверенитета, но пытается предложить что-то "человеческое" — тишину в небе. Напомним, президент Украины Владимир Зеленский предложил врагу отказаться от ударов дронами и ракетами по гражданской инфраструктуре на 30 суток [с возможностью продления]. До этого Москва уже получала другую инициативу – полное 30-дневное перемирие, согласованное с американской стороной во время переговоров в Саудовской Аравии.

Однако Путин пока так и не согласился ни на одно из предложений. Более того, после почти суточного "пасхального перемирия", в ночь на 21 апреля, Россия атаковала Украину 96 дронами и тремя ракетами. Из-за атаки пострадали Харьковская, Днепропетровская и Черкасская области.

Отчет Воздушных сил ВСУ по состоянию на 21.04.2025

"Характер украинских действий и дальше будет оставаться зеркальным: на тишину будем отвечать тишиной, в защиту от российских ударов будут наши удары", — не меняет принципиальную позицию Зеленский.

Глава США Дональд Трамп, который в своей предвыборной кампании активно использовал обещание завершить войну в Украине буквально "за один день", продолжает надеяться на скорейшее дипломатическое решение. Как уже рассказывал "Телеграф" ранее, для новой администрации Белого дома характерен подход "бизнес-ориентированной дипломатии", когда основным аргументом для мира выступает не столько справедливость или международное право, сколько экономические выгоды.

"Обе страны потом начнут вести крупный бизнес с Соединенными Штатами Америки, которые процветают, и будут зарабатывать состояния", — написал Трамп в своей соцсети Truth Social.

Подходы европейских стран к возможному перемирию иногда также остаются разными. В частности, государства Восточной Европы – Польша, Литва, Латвия и Эстония – занимают достаточно бескомпромиссную позицию. Они настаивают на полном восстановлении территориальной целостности Украины и высказывались против мирных соглашений с РФ.

К примеру, премьер-министр Дональд Туск подчеркнул, что Варшава выступает за усиление военного присутствия у границ с Россией и Беларусью. Кроме того, поляки уже увеличивают численность своей армии, проводят военную подготовку для гражданских и заранее планируют оборону страны. Балтийские страны тоже начали строить так называемую Балтийскую линию обороны — систему укреплений, датчиков и препятствий для сдерживания возможного российского наступления после прекращения огня в Украине.

Такой подход вполне понятен: эти страны сами оказались бы под угрозой, если бы Украина потерпела поражение, поэтому они лучше других осознают, какие последствия будет иметь уступки агрессору.

Большинство стран Центральной и Западной Европы хотя и не всегда активно, но поддерживают мир на условиях, приемлемых для Украины. Впрочем, есть и известные исключения. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо неоднократно заявлял, что он против вступления Украины в НАТО, считая его угрозой для европейской безопасности. Венгрия же систематически блокирует решения ЕС о поддержке Украины, включая санкции против России. Обе страны склоняются к китайскому "мирному плану", предусматривающему прекращение боевых действий без обязательного вывода российских войск с оккупированных территорий.

Пекин, как известно, считает, что политическое урегулирование не должно предусматривать победителей и проигравших, а должно быть направлено на достижение мира. Официальной реакции на "пасхальное перемирие" от китайских властей не последовало. Хотя, как пишет китайское издание Global Times со ссылкой на экспертов, предложенное президентом России Владимиром Путиным перемирие является якобы "созданием пространства для дальнейшего диалога с США".

"Пасха – один из важнейших праздников в православной традиции, – говорит доцент Института центральноазиатских исследований Сунь Сювэнь. – Этот день является символической возможностью для прекращения огня, поэтому Россия демонстрирует международному сообществу "готовность к миру".

Издание также приводит комментарий научного сотрудника Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук Ван Сяоцюаня:

"Россия может рассматривать прекращение огня как тест на готовность Украины к переговорам… И если Киев не будет придерживаться 30-часового пасхального перемирия, Москва может заключить, что дипломатия напрасна и следует усиливать военное давление".

Игра на публику

Очевидно, что президент государства-агрессора Владимир Путин имел по меньшей мере две причины, чтобы объявить так называемое "пасхальное перемирие". По словам военного аналитика Sky News Шона Белла, это было шансом для России взять оперативную паузу. Он допускает, что Путин ищет время для переброски около 50 тысяч военнослужащих из Курской области на Донбасс. Это, по мнению эксперта, позволит России укрепить свои позиции в преддверии потенциального наступления.

Однако еще одна и, возможно, главная причина состоит в том, что Москва начинает понимать: одержать полную военную победу становится все сложнее. А политическую – еще можно попробовать. Поэтому заявления о перемирии являются попыткой показать миру, прежде всего США и ЕС, якобы "миролюбивую" позицию. Если Украина отказывается от такого перемирия, даже фиктивного, это позволяет РФ играть роль "стороны, которая стремилась к миру", и обвинять Киев в нежелании договариваться.

Кроме того, как говорит в разговоре с "Телеграфом" политолог Алексей Якубин, российский президент хочет сохранить связь с Дональдом Трампом. Он избегает прямой конфронтации: не говорит открыто "нет", но и не демонстрирует реальной готовности к действиям, только создает такое впечатление.

— Это хорошо видно на примере так называемого "пасхального перемирия". Путин понимает: Трамп устанавливает дедлайны и не терпит промедлений – для него это сигнал об отказе. В то же время Кремль не хочет закрывать путь к возможным договоренностям. Поэтому Путин формально согласился на перемирие, чтобы дать Трампу шанс подать это как свое политическое достижение, — считает эксперт.

При этом, как напоминает Якубин, оккупанты продолжают придерживаться своей ключевой стратегии — ведения войны. И перемирие для Кремля — скорее политический жест, нежели изменение курса.

Что может измениться после переговоров в Лондоне?

Новый раунд переговоров, 23 апреля, в столице Великобритании может расставить дополнительные акценты. Согласно материалам The Wall Street Journal, у США есть ряд предложений, в частности: замораживание линии фронта, создание нейтральной зоны вокруг Запорожской АЭС, обсуждение статуса оккупированного Крыма.

Хотя, как отмечает в разговоре с "Телеграфом" известный политолог и директор Центра политических исследований "Пента" Владимир Фесенко, официально ни один источник не подтверждает эту информацию. Пока это только публикация.

Я думаю, что это была целенаправленная утечка. Тема, возможно, действительно обсуждается в администрации Трампа. Там есть, к сожалению, сторонники идеи признания Крыма российским. Но в то же время есть и противники этой позиции — вполне возможно, именно они организовали утечку, чтобы эта идея подверглась критике, — считает он.

Это тоже может быть хитростью: нас пытаются заставить сконцентрировать внимание на Крыме, чтобы затем выдвинуть менее радикальные условия. Но, как отмечает Владимир Фесенко, Украина ясно понимает, за что стоит бороться и где проходят ее красные линии. У европейских партнеров, в свою очередь, тоже есть собственное видение.

— Однако не следует ожидать, что на переговорах в Лондоне будет принято окончательное решение. На мой взгляд, это маловероятно. Самое большое, на что можно рассчитывать, это формирование общей позиции между США, Украиной и европейцами, – говорит Фесенко.

По его словам, подобная ситуация уже была во время переговоров в Джидде. Тогда США и Украина согласовали полное прекращение огня на 30 дней. Эту позицию можно либо восстановить, либо расширить, но в конце концов без диалога с Россией не обойтись.

"Все упирается в Путина"

Следовательно, после лондонской встречи [если все пройдет хорошо] может состояться еще один раунд переговоров — в России или другой стране. Как говорит в комментарии "Телеграфу" Алексей Якубин, вероятнее всего, американский представитель попытается договориться с Путиным хотя бы о чем-то сразу после 23 апреля.

Далее, после переговоров одностороннего формата должна была бы состояться официальная встреча представителей США, Украины и России. Однако следует понимать, что это также не будет последняя встреча, поскольку соглашение о прекращении боевых действий не сможет быть эффективным без документального подтверждения.

— Кроме того, необходимо определить, кто будет отвечать за контроль выполнения договоренностей и соблюдение перемирия. Во время Минских соглашений за это отвечала мониторинговая миссия ОБСЕ. Сейчас этот вариант маловероятен, поэтому возникает вопрос: кто возьмет на себя эту роль теперь? Возможно, это будут американцы, — считает Владимир Фесенко.

В таком деле необходима четкая организационная и правовая структура контроля за прекращением огня. Это сложный процесс, и реализовать его быстро не удастся.

— Особенно важен контроль за тем, чтобы не происходили воздушные удары. Недаром во время так называемого "пасхального перемирия" не было воздушных ударов со стороны России. Они понимали, что это все будет зафиксировано, а им нужно было создать видимость, что якобы прекращение огня соблюдается. А вот на земле, если что, можно обвинить украинцев в нарушении. Поэтому как минимум американцы должны взять на себя ответственность за контроль в воздухе, используя спутниковую разведку, — отмечает политолог Фесенко.

Вполне возможно организовать и контроль с помощью дронов. Это вопрос технической реализации — спутники, дроны, авиационное наблюдение. Но для этого также требуются четкие договоренности, согласованная процедура.

— Именно поэтому не стоит ожидать, что все вопросы будут решены уже в Лондоне. Действительно, это событие важно с точки зрения процесса, но в конце концов все опять будет упираться в Путина — даст ли он согласие на прекращение огня, — говорит эксперт.

Переговорный процесс меняется

К слову, как говорит в комментарии "Телеграфу" Алексей Якубин, еще один важный момент состоит в том, что любые договоренности должны согласовываться не только с Украиной, но и с Европой. Только после этого может идти речь о согласовании с Россией.

— Особенно показательна недавняя встреча "коалиции желающих" в Париже: она продемонстрировала, что если раньше США пытались обходить европейский фактор в переговорах, то теперь им приходится признавать — в переговорах должны участвовать как Украина, так и ключевые европейские партнеры, — отмечает политолог.

Фесенко, в свою очередь, подчеркивает, что американцы до последнего момента (еще перед переговорами в Париже 17 апреля) были против привлечения европейцев к переговорам относительно завершения войны.

— Я помню, как присутствовал на украинском ланче во время Мюнхенской конференции безопасности — там выступал спецпредставитель США по вопросам Украины Кит Келлог, и главная дискуссия шла именно вокруг участия европейцев в мирном процессе. Европейцы настаивали, что их следует привлечь, а Келлог аргументировал, почему это не нужно, – рассказывает политолог.

В итоге к переговорному процессу все-таки привлекли европейцев. Здесь, однако, причина может быть в том, что Россия потребовала отмены санкций — а это уже вопрос, который США самостоятельно решить не могут. Без Европейского Союза такие решения невозможны.

Так или иначе, вовлеченность европейских стран в этот процесс является положительным фактором. И это не просто кто-либо, а именно те, кто является частью коалиции поддержки — наши ключевые партнеры, которые готовы помогать. Известно, что Великобритания и Франция даже рассматривают возможность направить военный контингент в Украину после окончания войны.

Напомним, парижская встреча 17 апреля стала первыми переговорами такого масштаба между западными союзниками и новой администрацией Белого дома с февраля. Участниками от США были госсекретарь Марко Рубио, специальный представитель президента США Стив Уиткофф и посланник Кит Келлог. Украинскую делегацию возглавляли министр обороны Рустем Умеров, руководитель Офиса президента Андрей Ермак и министр иностранных дел Андрей Сибига. С европейской стороны присутствовали президент Франции Эмманюэль Макрон и представители Германии, Великобритании и Франции. Результаты встречи назвали "положительными" и "продуктивными".

В то же время госсекретарь США Марко Рубио перед отлетом из Парижа подчеркнул – это могут быть последние попытки США достичь мира в Украине. А уже 21 апреля в эфире телеканала Fox News Кит Келлог заявил, что администрация президента Дональда Трампа "устала" от затяжной войны России против Украины.

"Усталость" Трампа — большой риск?

Как говорит в беседе с "Телеграфом" Владимир Фесенко, сейчас к подобным американским заявлениям необходимо относиться серьезно. Однако маловероятно, что Соединенные Штаты внезапно и демонстративно покинут переговорный процесс такой шаг воспринимался бы как поражение, которое политические оппоненты постоянно вспоминали бы Трампу. Напротив, для президента США прекращение войны уже стало вопросом личного престижа и принципа.

— У Трампа есть несколько направлений, где он хочет реализовать себя как миротворец — Израиль и Сектор Газа, Иран и Украина. И именно Украина остается приоритетом № 1, возможно, потому, что это самая большая война последних лет, которая привлекает наибольшее внимание в мире, — говорит Фесенко.

Кроме того, по свидетельству Джона Болтона, бывшего советника Трампа по национальной безопасности, Трамп очень хочет получить Нобелевскую премию мира. Он считает, что заслуживает ее больше, чем Обама.

— Об этом говорили давно, и экспертная среда об этом хорошо знает. По словам Болтона, одно из главных стремлений Трампа – войти в историю как миротворец. Следовательно, завершение войны в Украине для него является личным приоритетом. А значит, и для его команды, – напоминает политолог.

Это означает, что хотя бы инерционно США продолжат определенные усилия по прекращению войны.

— Конечно, может реализоваться и другой вариант, вполне в стиле Трампа: он и его команда, в том числе Рубио и другие, просто переключатся на другие темы. Формально переговорный процесс будет продолжаться, но для США он перестанет быть приоритетом, — говорит политолог.

Самая серьезная угроза, по его словам, возникает, если Соединенные Штаты потеряют интерес к прекращению войны, но сохранят намерение договариваться и заключать соглашения с Путиным.

— Еще один возможный сценарий – американцы могут объявить паузу. Мол, если вы не хотите договариваться, а хотите воевать – воюйте. А через определенный промежуток времени они увидят, что Путин "дозрел" до конструктивного диалога, а украинская сторона также готова к взаимным уступкам, и могут вернуться в переговорный процесс, — говорит эксперт.

Кто как не США?

Так или иначе, если Трамп действительно "выйдет" из переговоров, посредниками между Россией и Украиной могут стать другие страны. К примеру, Турция или даже Китай. Мир стоит на грани третьей мировой войны, и это то, чего мало кто хочет.

Турция уже выступала посредником в 2022 году — во время переговоров в Стамбуле и заключения зернового соглашения. Время от времени она снова возвращается к этой роли, — объясняет Фесенко. — Свою инициативу продвигал и Китай: они представили мирный план из 12 пунктов и даже направили спецпредставителя, который вел переговоры с обеими сторонами — Украиной и Россией. Хотя это не принесло результатов, если США отойдут от переговорного процесса, не исключено, что Китай и Турция снова активизируются.

Однако, как считает политолог, суть не изменится. Единственный реальный компромисс, вокруг которого могут строиться договоренности, – это прекращение огня вдоль линии фронта.

— И Китай, кстати, раньше тоже предлагал именно это — хоть и в другом формате. Трамп также продвигает эту идею. В этом процессе ничего нового не придумаешь: либо одна сторона победит и будет диктовать условия капитуляции, либо достигнем компромисса посредством прекращения огня. Всё просто. Поэтому не важно, кто будет посредником — Китай, Турция или какие-то арабские страны, — отмечает он.

По его словам, Европейский Союз также может инициировать переговоры, но не сможет выступать нейтральным посредником, потому что его страны-члены являются партнерами Украины. А вот Китай – формально нейтральный. Возможно, он будет действовать сам или в паре с Бразилией.

— Также выступить в такой роли теоретически могла бы Индия, но пока они не готовы. Если Индию пригласят — возможно, согласится, но самостоятельно вряд ли будет инициировать участие, — делится мнением Владимир Фесенко.

"Это жесткий момент, который станет очевидным очень скоро"

На сегодняшний день очевидно лишь то, что сейчас в Кремле неохотно раздумывают, соглашаться ли на дальнейшие инициативы Украины или США. Путин вообще собрался проводить выборы на оккупированных территориях. Как считает Алексей Якубин, даже кратковременная остановка огня, например, на 30 дней, для России выглядит невыгодной — после нее придется снова запускать механизм войны, что может быть сложнее, чем сохранять нынешнюю динамику.

Похожее мнение в разговоре с "Телеграфом" высказал также политолог Евгений Магда. По его словам, тридцатидневное перемирие сегодня выглядит маловероятным. Поскольку у России пока нет достаточных оснований согласиться на него — и к этому сценарию Украина должна быть готова.

— Прежде всего, следует ожидать давления со стороны американцев на Украину ради продвижения собственных вариантов и сценариев. Это жесткий момент, который станет очевидным очень скоро, — говорит он.

По его словам, мы живем в мире, где эффективность перемирия, к сожалению, будет оцениваться не по реальному содержанию, а по тому, как его воспримет Дональд Трамп — и только. Это очень сложная и опасная ситуация, с которой нужно уметь работать максимально эффективно.

— Проблема в том, что у нас до сих пор нет качественной коммуникации. Мы не можем донести свою позицию до американцев, как это делают россияне. И это большая угроза, — считает политолог.

Теги по теме
США Владимир Путин Дональд Трамп
Источник материала
loader
loader