Киев использует все инструменты для того, чтобы Пекин пересмотрел свою политику в отношении Украины. И пленение двух китайских наемников, воевавших в составе российской армии, стало для украинской власти рычагом давления.
Будучи главным экономическим партнером Москвы, Пекин поставляет России запчасти, оборудование, сырье, необходимые для работы российского ВПК, в частности производства боеприпасов. Также играет важную роль в логистике: россияне используют китайские порты для перегрузки нефти со своего теневого флота, а китайские компании — для обхода западных санкций и получения товаров двойного назначения. Но насколько далеко готов зайти Китай в поддержке России в ее войне против Украины?
По информации украинских сил обороны, в отличие от Пхеньяна, Пекин не посылает своих солдат воевать на стороне Москвы. По словам представителя МИД КНР Линь Цзяня, Китай требует от своих граждан воздерживаться от участия в военных операциях в Украине. Тем не менее украинским властям известно как минимум о 155 китайских гражданах, воюющих в российской армии. Но хотя китайские спецслужбы отслеживают этот рекрутинг, местные власти не препятствуют своим гражданам подписывать контракты с российской армией.
Почему?
Как заметил в беседе с ZN.UA хорошо информированный синолог, «по зову сердца китайцы не едут воевать. Тем более за другую страну». Но подтолкнуть китайских граждан к решению подписать контракт с российской армией может агрессивная российская пропаганда, стремление реализовать детскую мечту и стать военным, а также банальное желание заработать. Вот и захваченные в плен китайцы, по словам представителей Киева и Вашингтона, записались в армию по собственной инициативе и за деньги.
По информации ZN.UA, россияне проводят рекрутинг китайцев как в Китае, так и в России. В Китае поиск наемников начался с осени 2023 года, и вербовка идет преимущественно под видом найма на работу на предприятиях России. Любопытно, что в китайской провинции Хэйлунцзян проходит целевой рекрутинг представителей национальных меньшинств Китая, в частности маньчжуров: они живут в тяжелых социально-экономических условиях и многие из них выезжают на заработки в РФ.
У такого жестко централизованного государства как Китай есть все возможности, чтобы пресечь вербовку своих граждан для участия в войне против Украины. Одно время местные власти даже создали сложности на китайско-российской границе для выезда китайцев, готовых заключить контракт с российским Минобороны. В результате кандидаты в наемники были вынуждены въезжать в Россию через Казахстан. Тем не менее Пекин и далее позволяет россиянам проводить рекрутинг, который идет через китайские социальные сети.
Интересно, что среди маньчжуров распространено мнение о том, что руководству Китая выгодно участие представителей национальных меньшинств в боевых действиях, поскольку тех будут убивать. Поэтому всесильные китайские спецслужбы и не противодействуют рекрутингу в российскую армию. Возможно, эти подозрения небеспочвенны. Но существует и другая, более веская причина, по которой Пекин закрывает глаза на вербовку китайцев в российскую армию: наемники — благодатная среда для разведывательных структур.
Наши информированные собеседники отмечают: безусловно, среди этих китайских «добровольцев» есть представители китайских спецслужб. «Не сомневаюсь, что все подписавшие контракт с российской армией китайцы, добровольно или не по своей воле, но сотрудничают с китайскими спецслужбами», — заметил в беседе с ZN.UA один из представителей украинских органов власти.
С начала широкомасштабного вторжения России в Украину Пекин интересовала российско-украинская война, в ходе которой используются западные технологии. Учитывая, что армия Тайваня имеет приблизительно такое же западное вооружение, китайцы могут оценить его применение в боевых условиях. Также Китай анализирует средства и способы ведения боевых действий армиями в условиях современной войны, проблемы, возникающие при взаимодействии между различными родами войск.
С 2022 года происходит активный обмен информацией между военными ведомствами России и Китая. При этом китайские офицеры, с одобрения Пекина и Москвы, извлекают в российском тылу тактические уроки из боевых действий. По информации Reuters, не так давно группы китайских офицеров приезжали на оккупированную РФ территорию Донецкой и Запорожской областей, изучали на передовой новейшую тактику применения дронов, РЭБ и контрбатарейной борьбы российских подразделений.
На основе этого опыта Китай реформирует свою армию. Однако китайцев интересуют не только современные средства ведения боевых действий. Китай нуждается в разносторонней информации и о самой России.
Опираясь на российские данные, перед широкомасштабным вторжением в Пекине также прогнозировали, что Киев падет через три дня. В Китае сделали выводы из провала экспертов, переоценивших Россию и недооценивших Украину. Пекин интересует не просто российско-украинская война, а состояние российской армии и общества, как реагирует российское государство, чем дышат российские солдаты. Поэтому китайским спецслужбам и важно иметь своих наемников среди российских солдат.
Безусловно, это взгляд из окопа. Но он позволяет изнутри увидеть плюсы и минусы российской армии, изучить ее тактику «мясных штурмов», узнать о проблемах с логистикой, получить представление о настроениях в солдатской среде. Ведь для Пекина неприятным сюрпризом стал мятеж Пригожина, изрядно пошатнувший миф о внутренней стабильности России. А для Китая принципиально важна стабильность в стране, совместная граница с которой имеет протяженность более четырех тысяч километров.
Хотя китайские наемники малочисленны, не имеют достаточного военного опыта и не оказывают заметного влияния на военные операции, россияне не прекращают попыток рекрутировать граждан КНР. Конечно, участие иностранцев в российско-украинской войне в составе российской армии позволяет кремлевским пропагандистам заявлять о проявлении солидарности «дружественных народов» с Россией. Но, у Москвы, судя по всему, есть и другая цель.
В разговоре с ZN.UA представители сил обороны Украины обратили внимание на замеченные ими странности.
Во-первых, украинские солдаты захватили китайцев в плен на разных направлениях в один день. В тот же день среди погибших российских солдат было обнаружено тело еще одного гражданина Китая. Во-вторых, у пленных и погибшего был набор документов граждан КНР. Если бы россияне хотели скрыть участие китайцев в боевых действиях на стороне России, то у них забрали бы китайские документы.
У наших собеседников из сил обороны напрашивалось только одно объяснение этому: россияне специально создали условия для появления у Киева доказательств участия китайских «добровольцев» в войне на стороне России на территории Украины. Таким образом Москва стремится еще больше втянуть Пекин в это вооруженное противостояние. Напомним, что хотя Китай и поддерживает тесные связи с Россией, но отрицает свою причастность к военным действиям и стремится создать себе образ нейтрального медиатора.
После того как украинские солдаты пленили двух китайских наемников, украинская власть не ограничилась вызовом в МИД посла КНР в Украине Ма Шенкуня. Владимир Зеленский публично заявил об участии китайских граждан в войне на стороне Москвы, обвинил Китай в поставках артиллерии и пороха России, а также ввел санкции против трех китайских компаний, задействованных в производстве ракет «Искандер» в РФ. Действия Киева вызвали недовольство Пекина, отвергнувшего обвинения Зеленского как необоснованные.
Одной из причин, по которым Киев решил пойти на обострение отношений с Пекином стало стремление украинского руководства не только подыграть Трампу в его противостоянии с Китаем, но и показать: самые большие враги США играют на стороне России. В то же время наши источники утверждают: подобными заявлениями украинская сторона также пыталась привлечь внимание китайского руководства, ведь за три года большой войны Киеву так и не удалось наладить контакты с Пекином.
Что ж, задумка удалась: внимание привлекли. Но что дальше? В последующих действиях Киеву очень важно не перегнуть палку, поскольку Китай является критически важным партнером для Украины. Да и после завершения войны восстановление нашей страны не будет проходить без участия КНР.
Посол Украины в Великобритании, бывший главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный заметил, что российско-украинский конфликт полностью изменил характер современной войны, а успехи на поле боя теперь зависят от возможностей в технологическом развитии. И когда война переходит в режим истощения технологических ресурсов, важен Китай, от которого Украина (как и Россия) критически зависит в поставках комплектующих, например для производства дронов и РЭБ. (По результатам исследования Drone Industry Insights UG, Китай контролирует около 90% мирового рынка коммерческих дронов и критически важных узлов к ним.)
В условиях этой критической зависимости Украина закупает у Китая детали для производства дронов в основном через третьи страны, а не напрямую. Так наша страна пытается обезопасить себя. Во-первых, в Киеве есть понимание, что Пекин может в любую минуту изменить свою политику и заблокировать прямые поставки комплектующих в Украину. Во-вторых, либо россияне, либо китайцы могут специально испортить конкретную партию деталей, направляющихся в Украину.
Пока же Китай не перекрывает путь не только наемникам и комплектующим в Россию, но и поставкам в Украину.
Несмотря на недовольство Пекина, действия Киева не достигли уровня, когда отношения могут быть окончательно испорчены. Заявления Зеленского — лишь попытка поставить Китай в неудобное положение и сыграть на этом во время переговоров. Да и то, что в Украине плененных китайцев представляют всего лишь как наемников, а не как солдат КНР или его тайных агентов лишний раз показывает, что у Киева нет желания испортить украино-китайские отношения, он хочет только слегка надавить и напомнить о важности Украины.
Более того, Киев может использовать факт пленения китайских граждан как повод для выхода на прямой контакт с китайским руководством. Но в этой игре необходима осторожность. И здесь многое будет зависеть от такого профессионального дипломата как новоназначенный посол в Китае Александр Нечитайло. Однако одного лишь знания языка и особенностей страны недостаточно, чтобы добиться поставленных целей. Важно, чтобы наш посол имел возможность прямого выхода на президента Зеленского для оперативного решения сложных вопросов двусторонних отношений.
Киев вступает в опасную игру с Пекином. Но справится ли Украина с вызовом? Остается надеяться, что Киеву удастся как защитить свои интересы, так и сохранить свое достоинство в диалоге с Пекином.