Очередной камень парламентского преткновения – деньги на ВСУ, а не на партии
Очередной камень парламентского преткновения – деньги на ВСУ, а не на партии

Очередной камень парламентского преткновения – деньги на ВСУ, а не на партии

Оппозиция обвиняет провластных депутатов, что те направляют деньги не туда, куда надо. "Заруба" произошла вокруг государственного финансирования политических партий. По закону эти средства должны тратиться на их уставную деятельность. А оппозиционеры тщетно требуют отдать государственное финансирование партии на ВСУ.Государственное финансирование партий тема не слишком раскручена в медиапространстве. После полномасштабного вторжения партийная поддержка государством вообще была под вопросом. Однако "разрулили": в 2023 году на партии было предусмотрено 366,2 миллиона гривен. По крайней мере, так отмечалось в проекте госбюджета Украины. Эта сумма стала одной из самых низких с 2016 года, когда партии стали получать деньги от государства. Таким бедным для партий был еще 2020 год. Тогда им выдали всего 284 миллиона грн.Напомним, этот год был первым после выборов нового президента. Принимая во внимание обстоятельства, уменьшение объемов государственного финансирования выглядит логичным. А умудрился минфин его убавить, применив формулу, отличную от предусмотренной законом.Любителям математических упражнений будет интересно: действующая формула в законе "О политических партиях в Украине" выглядит так: 1% от размера минимальной заработной платы умножается на количество избирателей, участвовавших в голосовании на последних парламентских выборах. В 2019 году голосовало 14 759 548 человек.Однако и фактические расходы на финансирование партий в 2023 году были ниже, чем заложенные в проекте госбюджета. К примеру, государственных средств не получила "Оппозиционная платформа — за жизнь". Летом 2022 по иску министерства юстиции украинская Фемида запретила деятельность ОПЗЖ.Таким образом, почти 55 млн. гривен, предусмотренных на финансирование ОПЗЖ, остались в бюджете. В последний раз партия получала госфинансирование в первом квартале 2022 года, и эта сумма составила 33 млн гривен.
Под вопросом в 2022 году было и финансирование "Голоса". Еще в конце 2020 года по итогам проверки финотчетности партии НАПК выявило в партийных отчетах ряд нарушений и приняло решение об остановке государственного финансирования. "Голос" с решением НАПК не согласился и обратился в суд. Рассмотрение дела проходило с переменным успехом для партии. В 2021 году суды несколько раз принимали решение в пользу "Голоса", но последнее, что прекратило финансирование, было решение НАПК.Произошло это, когда после ухода из большой политики эксглавы "Голоса" Святослава Вакарчука, это согласие разбилось на несколько групп. То есть политсила раскололась. Однако опасения, что партия может полностью перейти под чей-то всеохватывающий зонтик, не оправдалось. По крайней мере одна часть так и осталась первозданным "Голосом". А руководители другой – начали бегать в офис президента к его главе Ермаку, как на работу. Так что частичное поглощение "Голоса" "Слугами народа" все же произошло.Так сколько партий и в каком объеме получают финансирование? За 2025 год данных еще нет.А примерно подсчитать, сколько можно было бы перенаправить на ВСУ, можно по данным прошлого года. Итак, за один квартал 2024 года Национальное агентство по предотвращению коррупции осуществило ежеквартальный перевод четырем политическим партиям, представленным в парламенте.Об этом свидетельствуют данные Единого портала использования публичных средств Spending.gov.ua.Таким образом, общая сумма средств налогоплательщиков, направивших на финансирование партий, достигла 210 млн грн.Отметим, это только четверть от того, сколько получат партии в течение года. Платежи на финансирование их деятельности производятся ежеквартально.В целом, как свидетельствуют открытые данные, после начала большой войны по состоянию на конец января 2024 года НАПК перечислило политическим партиям 1369,57 млн ​​грн. Больше всего для "Слуг народа" – 883,61 млн грн, "Европейская солидарность" получила 289,44 млн грн, "Родина" – 167,61 млн грн, "Голос" – 28,91 млн грн.Можно ли считать это роскошью во время войны? Конечно, да. И вообще возникает вопрос, нужно ли финансировать политические партии из государственного бюджета?Однако то, что во многих странах есть государственное финансирование политических партий, чтобы избежать значительного влияния на политические силы олигархов, говорит само за себя. И там это работает."Аргумент в пользу государственного финансирования политсил таков, что оно направлено на то, чтобы политические партии не цеплялись на короткий поводок олигархов, скидывающих на их содержание деньги. А это – агитационные расходы, топливо, плакаты, печать, информационные блоки. Можно, чтобы партия жила только для членских взносов. Но тогда сторонники политических сил, не являющиеся их членами, также должны взять на себя груз финансовой поддержки партии, за которую собираются голосовать", — отметил судья Конституционного суда Украины в отставке Виктор Шишкин.Но можно ли уверенно утверждать, что парламентские партии обходятся без олигархических инъекций? Вопрос.Понятно, что партии, - и действующие и формируемые - также должны находить финансы на свою деятельность и действовать более прагматично во время войны. Делать не то, что хочется, а что диктует реальность выживания.Мнение украинцев, звучащее на разных социальных платформах по поводу финансирования партий, довольно категорично и кое-где это справедливо. Мол, какое финансирование партий, если у нас вместо партий клубы богачей по интересам, которые ничего общего с партиями не имеют.
Источник материала
loader
loader