От 425 000 гривен до 10 лет тюрьмы: как хотят наказывать нарушителей санкций и их помощников
От 425 000 гривен до 10 лет тюрьмы: как хотят наказывать нарушителей санкций и их помощников

От 425 000 гривен до 10 лет тюрьмы: как хотят наказывать нарушителей санкций и их помощников

В первом чтении Верховная Рада проголосовала законопроект, инициированный президентом Владимиром Зеленским. Речь идет о введении уголовного наказания за нарушение санкций или попытку обойти их. Какая предлагается ответственность и кого она может касаться - выясняла журналист Коротко про.

Навстречу требованиям Евросоюза

Законопроект был зарегистрирован в Раде 14 января этого года. Уголовная ответственность за манипуляции с экономическими или другими ограничениями, наложенными на человека, – это не наше ноу-хау, а еще один шаг в Европейский Союз. В Министерстве юстиции рассказали, что в апреле 2024 года ЕС принял директиву, обязывающую все страны-члены криминализировать нарушение санкций.

«Подобные законы уже действуют в США, Великобритании, Канаде и других странах. Теперь и в Украине будет действовать такой правовой механизм, обеспечивающий ответственность за нарушение применяемых государством санкций, их умышленный обход и усиление эффективности санкций в интересах национальной безопасности Украины", подчеркнули в Минюсте.

В объяснительной записке к законопроекту также есть ссылка на требование ЕС и на то, что санкционные механизмы в Украине введены давно, а возможности наказывать за пренебрежение ими в Уголовном и Административном кодексах очень ограничены.

Если закон будет принят в целом, все значительно упростится. В Уголовный кодекс Украины будет включена новая статья - 114-3, которая будет определять наказание, а в Закон Украины "О санкциях" - перечень деяний, за которые будут наказывать.

Как будут наказывать

Предлагаемая статья 114-3 должна занять свое место в разделе «Преступления против основ национальной безопасности Украины». Следствие по таковым ведет СБУ. Преступлением можно считать сделки с подсанкционными активами стоимостью выше 151 400 гривен.

  • Штраф в 425 000 – 850 000 грн или лишение свободы сроком от 2 до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком от 10 до 15 лет - за неисполнение, препятствие исполнению санкции, их умышленный обход.
  • Штраф в 1 275 000 – 2 040 000 грн или лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать должности от 10 до 15 лет – за деяние, совершенное должностным лицом, лицом, оказывающим публичные услуги, либо повторно, либо по предварительному сговору группой лиц.
  • Лишение свободы сроком от 6 до 10 лет с лишением права занимать должности от 10 до 15 лет с конфискацией имущества или без таковой – за деяние, совершенное организованной группой или должностным лицом, занимающим ответственное положение.

Четвертая часть статьи освобождает от ответственности лицо, сообщившее о преступлении до официального оглашения ему подозрения. На организаторов сделок эта льгота не распространяется. Например, если руководитель правления банка дал приказ подчиненным открыть счета подсанкционному лицу, а затем сам на своих и настучал, он все равно будет сидеть.

Примечательно: преступления по ст. 114-3 без сроков давности, по ним допускается спецконфискация, то есть изъятие по решению суда имущества к обвинительному приговору или без такового.

За что будут наказывать

Изменения Закона «О санкциях» предусматривают следующие формы нарушения и обхода санкций:

  • приобретение заблокированных активов или совершение действий по их перемещению, преобразованию, сокрытию или маскировке,
  • доведение до банкротства или фиктивное банкротство субъекта хозяйственной деятельности, в отношении которого или в отношении конечного бенефициарного собственника которого применена санкция в виде блокирования активов.

Если речь идет о нарушении санкций, то будут наказываться как умышленные, так и совершенные по неосторожности действия. Что касается обхода санкций, то предполагается, что они исключительно умышленные.

За то, чтобы взять законопроект за основу, проголосовали 254 народных депутата. Против документа давили кнопки представители межфракционного объединения «Умной политики».

- Мы последовательно выступаем против применения санкций к гражданам Украины – это противоречит Конституции и может использоваться как инструмент политического давления. К тому же этот проект ставит под угрозу обычных граждан или предпринимателей, которые даже не знают, что оказывают услуги подсанкционному лицу! – подчеркнул глава межфракционного объединения Дмитрий Разумков.

Реестр санкций вам в помощь

- Я не знаю успешных кейсов, когда подсанкционному лицу удалось реализовать арестованное имущество, потому что почти сто процентов из них уже имели уголовные производства, по которым налагались аресты. Этот законопроект, по моему видению, носит больше политический характер. Но он действительно создает риски. Предположим, человек покупает автомобиль. Машина еще не находится под арестом, но на собственника уже наложены санкции, запрещающие какие-либо действия с имуществом. Такие ситуации маловероятны, но допустимы. Покупатель становится соучастником преступления, – говорит адвокат юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Владимир Адонин.

Владимир добавляет, что риски есть, в частности, и у адвокатов.

– Закон не запрещает, что в интересах подсанкционного лица договор с адвокатом подпишет его родственник. Но ведь открываются большие возможности давления на адвоката. Его тоже могут обвинить в помощи в обходе санкций. То же касается юридических услуг иного характера.

Более внимательными в выборе партнеров и клиентов должны быть бизнесмены. Справок о «неподсанкционности» еще не придумали, поэтому адвокат советует проверять клиентов по Государственному реестру санкций.

– Обществам следует самим разработать и утвердить механизм проверки потенциального контрагента. Потому что если потом он подвергнется санкциям и будут претензии со стороны СБУ, показать: мы подстраховались, на момент начала деловых отношений все было в порядке.

В тему

В свете такого закона, если бы он уже был принят, интересно могла выглядеть ситуация с попыткой Марины Порошенко отсудить у Петра Порошенко половину имущества. С одной стороны, она имеет право требовать распоряжаться своей долей свыше 17,1 миллиарда гривен, поскольку не находится под санкциями. С другой стороны, и этого никто даже не скрывал, помогала мужу вывести половину активов из-под наложенных ограничений. Какое право кажется сильнее, остается только гадать.

Напомним, Крыжопольский районный суд закрыл дело по иску Марины Порошенко из-за отсутствия предмета спора. "У нас есть план Б, если не сработает - будет план С", - прокомментировал это Илья Новиков - адвокат Петра Порошенко.

Теги по теме
санкции Законопроект
Источник материала
loader
loader