Андрей Золотарев. Майдан 3.0: Зеленский наступает на грабли Януковича?
На днях парламент Украины принял, а президент Владимир Зеленский подписал закон № 12414, фактически лишающий независимости антикоррупционные органы – НАБУ и САП. Это вызвало массовые протесты в Киеве, Львове, Харькове, Одессе и других городах, которые стали крупнейшими с начала полномасштабного вторжения России. Молодежь, вдохновленная духом Майдана-2014, вышла на улицы с лозунгами "Руки прочь от НАБУ", "Ветировать закон" и "Украина - не Россия". Данные акции протеста вызвали опасения о возможности нового масштабного Майдана в Украине во время войны.
Интернет‑издание From‑UA попросило прокомментировать ситуацию украинского политолога, главу «Украинского информационно‑аналитического центра “Третий сектор”» Андрея Золотарева:
— Такая гипотетическая возможность существует — только если власть будет наступать на грабли Януковича, если пойдёт на какие-то жёсткие действия по отношению к протестующим. Как известно, сила действия рождает такую же силу противодействия — это мы помним по событиям 10-летней давности.
Для Зеленского важно, чтобы Майдан, который собрался в защиту антикоррупционных органов, не перерос в Майдан против автократии и произвола власти. Такая опасность существует, ибо тогда для Зеленского всё может повернуться в крайне неблагоприятном ключе.
То, что Зеленский в начале своей каденции избрал птенцов соросовского гнезда своими младшими партнёрами, раздал им должности премьера, генерального прокурора — он неизбежно должен был столкнуться с проблемой борьбы за власть с этими самыми «соросятами». Это было неизбежно. То же самое было у Порошенко к концу каденции, когда у него испортились отношения с грантоедским кооперативом. И нечто похожее происходит сейчас.
Дело тут даже не столько в полномочиях НАБУ и САП. Поскольку ещё при Порошенко, в нарушение Конституции и под давлением партнёров, была выстроена отдельная антикоррупционная вертикаль. Но она занималась не столько правоохранительной деятельностью и борьбой с коррупцией, сколько контролем и сбором информации о нашей власновельможной шляхте — политических и бизнес-топах.
И это позволяло оказывать давление, чем, собственно, и пользовались. Очень многие оперативные дела оказывались в посольстве США намного раньше, чем на столе у судьи.
И сейчас, когда они покусились на святое — на людей из ближнего круга президента, я имею в виду Чернышова и Минича, — видимо, Зеленский решил, что необходимо действовать. Авось, Трамп посмотрит на это сквозь пальцы. Тем более что вся эта грантоедская тусовка — она клиентела Демократической партии, которую он ненавидит лютой ненавистью. Возможно, на этом строился расчёт.
А то, что Европа, ну, как вспоминая небезызвестного Зоряна Шкиряка, «повоняют и утрутся».
— А молодёжь, которая там, она вообще понимает, для чего она на этом Майдане? Действительно ли вопрос коррупции для тех людей настолько важен? И может ли это стать катализатором против войны, усталости и т. д.?
— Отвечая на последнее — такая возможность существует, но она гипотетическая. Поскольку, как я сказал, для Зеленского это был бы крайне неприятный вариант — если бы этот Майдан превратился не в Майдан защиты НАБУ и САП, а в протест против автократии и произвола власти.
Тем более, там никто не стоит с требованием за мир. Я не видел протестов, когда принимались антицерковные законы, когда преследовали блогеров и журналистов по политическим соображениям, наклеивали ярлык «пророссийских» и так далее. То есть о ценностях речи не идёт.
Понятно, что это подаётся как разворот власти в сторону от Европы. И, естественно, какую-то часть это задевает. Но большинство тех, кто приходят, — они, скорее, приходят потусоваться.
Да, там есть ядро. Там ощущается рука политтехнологов, поскольку однотипные плакатики на картоне, написанные от руки в разных городах, говорят о методичке. И для власти сейчас самое главное — не сорваться.
Судя по всему, какие-то ответные действия прилетят. Возможно, начнут расследование по Фиале, по Пинчуку. Зная наши правоохранительные органы, возможно, кому-то пришлют штраф за нарушение комендантского часа. Тем более, что лица фиксируются, идентифицируются и так далее — то есть спецслужбы работают.
Поэтому пока исход этого противостояния трудно спрогнозировать. Но мне кажется, что лучший для Зеленского вариант сейчас был бы отыграть назад: «я услышал народ» и так далее. Главное СБУ уже сделала: она выпотрошила документацию, гаджеты сотрудников НАБУ и САП. Соответственно, та информация, которая являлась взрывоопасной для Зеленского, уже в надёжных руках. А теперь можно отыграть назад.
— Вы сказали о ядре. Были призывы, чтобы не было политиков, но мы увидели братьев Кличко там.
— Ну, их в очередной раз выматюкали, как и 10 лет назад. Но это же не помешало Кличко стать мэром.
— То есть он не один из организаторов митинга?
— Нет. Он пытается вскочить на волну. Кличко пытается воспользоваться моментом, учитывая его противостояние с Офисом президента, и пытается оказаться на стороне добра, на стороне народа.
Но мы прекрасно понимаем, что в этой ситуации — «обоє рябоє». Состояние Киева, его коммунальные проблемы, коррупция и воровство, по-моему, налицо. Поэтому Кличко тут банально пытается поюзать протест.

