Первый вокзал в Киеве выглядел как готический дворец: почему мы его так и не увидели
Первый вокзал в Киеве выглядел как готический дворец: почему мы его так и не увидели

Первый вокзал в Киеве выглядел как готический дворец: почему мы его так и не увидели

Как староанглийская готика изменила лицо Киева

Когда в 1867 году в Киеве началось строительство первого железнодорожного вокзала, немногие могли предположить, что это сооружение станет настоящей вехой в истории украинской столицы. Архитектор Иван Вишневский выбрал для проекта стиль староанглийской готики — решение смелое и символическое для эпохи великих перемен.

Это здание стала не просто транспортным узлом, а настоящим символом вхождения Украины в эпоху модернизации и технического прогресса. "Телеграф" расскажет о нем поподробнее.

Архитектурная уникальность

Строительство началось 8 августа 1867 года с торжественной закладки фундамента при участии киевского митрополита Арсения, генерал-губернатора и представителей железнодорожной компании. Работы велись на нелегком торфяном грунте долины реки Лыбидь, что требовало особых технологий укрепления фундамента — использовали кирпич разных размеров вместо недостающего камня. Несмотря на сложности, сооружение длиной 133 метра и платформа длиной 144 метра были построены вовремя, и в 1870 году вокзал открылся для пассажиров.

Вокзал в Киеве в XIX веке

Архитектурный комплекс состоял из трех корпусов, соединенных галереями, что обеспечивало комфортное разделение пассажирских залов для разных классов. Для пассажиров первого класса были оборудованы роскошные залы с деревянной отделкой и голландскими печами — редкостью в регионе. Гранитные лестницы подчеркивали статус и практичность интерьера. Пассажиры низших классов получали более скромные, но функциональные помещения.

Перспектива пассажирской станции. Журнал «Зодчий» за 1874 год

Транспортный узел стратегического значения

Новый вокзал обслуживал два ключевых направления: Киев-Балта и Киев-Курск, соединяя город с Одессой и другими крупными городами. Это превратило Киев в один из важнейших железнодорожных узлов региона. Вначале через него курсировало всего 7 поездов со скоростью около 20 км/ч, они обслуживали примерно 50 тысяч пассажиров в год. Впоследствии этот показатель вырос до миллионов.

Вокзал в Киеве в начале ХХ века

Символично, что вокзал появился на месте бывших военных поселений и гвардейских казарм — яркое свидетельство того, насколько масштабной была трансформация городского пространства. Вокруг вокзала постепенно формировалась новая инфраструктура: привокзальная площадь, рестораны, а впоследствии — и первые автомобильные стоянки.

Испытание временем

В 1877 году вокзал пережил серьезный пожар, но был быстро восстановлен — это показало, насколько важным он стал для города. Однако рост пассажиропотока и развитие железнодорожной сети требовали более просторных решений.

К 1907 году стало ясно, что старое помещение не справляется с нагрузкой. В 1908 году в районе современной конечной станции скоростного трамвая на Старовокзальной улице был построен временный одноэтажный деревянный пассажирский павильон, который должен был служить заменой старому вокзалу и в результате функционировал почти 25 лет.

Временный деревянный вокзал

Старый вокзал окончательно разобрали в 1913 году, а на его месте заложили фундамент для нового здания. Основной проект нового вокзала создал архитектор Владимир Щуко. Его проект планировал сооружение в виде буквы "Н" и отличался изысканностью, сочетая мотивы польского ренессанса с венским барокко.

Однако начать строительство нового капитального здания помешали события Первой мировой войны, и хотя фундамент всё было заложено, возведение здания отложили. Лишь в середине 1920-х годов вернулись к идее строительства современного вокзала.

Проект нового вокзала, который так и не был реализован

Первый железнодорожный вокзал Киева стал больше, чем транспортным объектом — это был манифест новой эпохи, когда город превращался в динамичный экономический центр. Готические формы посреди украинской столицы символизировали открытость к европейским тенденциям и технологическому прогрессу.

Теги по теме
Киев История
Источник материала
loader
loader