/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F4ddf08be7e11b719a7862b6faab8de40.png)
Первый вокзал в Киеве выглядел как готический дворец: почему мы его так и не увидели
Как староанглийская готика изменила лицо Киева
Когда в 1867 году в Киеве началось строительство первого железнодорожного вокзала, немногие могли предположить, что это сооружение станет настоящей вехой в истории украинской столицы. Архитектор Иван Вишневский выбрал для проекта стиль староанглийской готики — решение смелое и символическое для эпохи великих перемен.
Это здание стала не просто транспортным узлом, а настоящим символом вхождения Украины в эпоху модернизации и технического прогресса. "Телеграф" расскажет о нем поподробнее.
Архитектурная уникальность
Строительство началось 8 августа 1867 года с торжественной закладки фундамента при участии киевского митрополита Арсения, генерал-губернатора и представителей железнодорожной компании. Работы велись на нелегком торфяном грунте долины реки Лыбидь, что требовало особых технологий укрепления фундамента — использовали кирпич разных размеров вместо недостающего камня. Несмотря на сложности, сооружение длиной 133 метра и платформа длиной 144 метра были построены вовремя, и в 1870 году вокзал открылся для пассажиров.
Архитектурный комплекс состоял из трех корпусов, соединенных галереями, что обеспечивало комфортное разделение пассажирских залов для разных классов. Для пассажиров первого класса были оборудованы роскошные залы с деревянной отделкой и голландскими печами — редкостью в регионе. Гранитные лестницы подчеркивали статус и практичность интерьера. Пассажиры низших классов получали более скромные, но функциональные помещения.
Транспортный узел стратегического значения
Новый вокзал обслуживал два ключевых направления: Киев-Балта и Киев-Курск, соединяя город с Одессой и другими крупными городами. Это превратило Киев в один из важнейших железнодорожных узлов региона. Вначале через него курсировало всего 7 поездов со скоростью около 20 км/ч, они обслуживали примерно 50 тысяч пассажиров в год. Впоследствии этот показатель вырос до миллионов.
Символично, что вокзал появился на месте бывших военных поселений и гвардейских казарм — яркое свидетельство того, насколько масштабной была трансформация городского пространства. Вокруг вокзала постепенно формировалась новая инфраструктура: привокзальная площадь, рестораны, а впоследствии — и первые автомобильные стоянки.
Испытание временем
В 1877 году вокзал пережил серьезный пожар, но был быстро восстановлен — это показало, насколько важным он стал для города. Однако рост пассажиропотока и развитие железнодорожной сети требовали более просторных решений.
К 1907 году стало ясно, что старое помещение не справляется с нагрузкой. В 1908 году в районе современной конечной станции скоростного трамвая на Старовокзальной улице был построен временный одноэтажный деревянный пассажирский павильон, который должен был служить заменой старому вокзалу и в результате функционировал почти 25 лет.
Старый вокзал окончательно разобрали в 1913 году, а на его месте заложили фундамент для нового здания. Основной проект нового вокзала создал архитектор Владимир Щуко. Его проект планировал сооружение в виде буквы "Н" и отличался изысканностью, сочетая мотивы польского ренессанса с венским барокко.
Однако начать строительство нового капитального здания помешали события Первой мировой войны, и хотя фундамент всё было заложено, возведение здания отложили. Лишь в середине 1920-х годов вернулись к идее строительства современного вокзала.
Первый железнодорожный вокзал Киева стал больше, чем транспортным объектом — это был манифест новой эпохи, когда город превращался в динамичный экономический центр. Готические формы посреди украинской столицы символизировали открытость к европейским тенденциям и технологическому прогрессу.

