В России исчез бензин: каковы будут последствия
В России исчез бензин: каковы будут последствия

В России исчез бензин: каковы будут последствия

Нет в четырех регионах.

В последнее время в России наблюдается дефицит бензина, сопровождающийся ростом цен и проблемами с поставками в регионы.

Ситуация значительно ухудшилась в августе 2025 года, а ее основными причинами являются последствия атак украинских беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а также логистические и экономические факторы.

С начала августа из-за атак БПЛА в России остановились Сызранский, Новокуйбишевский, Саратовский и Волгоградский НПЗ.

Наполовину сократил производство и Рязанский завод "Роснефти", который поставляет топливо в Москву и область.

Удары также получили Славянский, Афипский и Новошахтинский НПЗ.

Последствия дефицита ощущают как обычные граждане, так и бизнес.

В российских регионах на заправках выстраиваются длинные очереди, что свидетельствует об острой нехватке топлива.

Проблемы есть в Крыму, Забайкалье, Приморье и на Курильских островах (Сахалинская область).

Ситуация настолько плохая, что о ней даже рассказывают пропагандисты.

Они подтверждают, что с начала августа страна потеряла около 13% мощностей по переработке нефти.

Например, в Приморском крае, где проблемы с поставками появились в начале августа, топливо исчезло с автозаправочных станций в Арсеньеве и Уссурийске.

В результате на федеральной трассе "Уссури" водители начали оставлять фуры из-за отсутствия топлива, что привело к образованию длинных очередей.

Местные жители сообщают, что покупать бензин можно только с помощью специальных карт.

При этом бесперебойные поставки топлива получают только экстренные и служебные автомобили.

По информации издания The Bell, Россия рассматривает возможность увеличения закупок бензина в Беларуси.

Также правительство планирует обязать нефтяные компании продавать топливо на бирже, а не напрямую поставщикам.

Однако аналитики считают, что эти меры вряд ли помогут улучшить ситуацию.

Экономический обозреватель Вячеслав Ширяев отмечает, что вмешательство государства в рыночные процессы может привести только к дефициту.

По его словам, владельцы заправок, чтобы не работать себе в убыток, могут просто закрывать их, что повлечет за собой появление очередей.

Экономист, доктор экономических наук Игорь Липсиц, комментируя для телеканала "Настоящее время" ситуацию с бензином, тоже отмечает, что российское правительство пытается остановить кризис, запретив экспорт бензина.

Но эти меры уже не работают.

Количество выведенных из строя мощностей постоянно растет, а ремонт требует дорогого импортного оборудования, которое трудно достать из-за санкций.

Как следствие, расходы на производство топлива растут.

Также они потеряли большую часть правительственных компенсаций, которые позволяли им держать цены на внутреннем рынке низкими.

Липсиц считает, что у властей РФ больше нет эффективных инструментов давления на нефтяные компании, поскольку их банкротство станет большой проблемой для всей экономики.

Он прогнозирует, что цены на бензин и дизельное топливо в России будут расти и дальше.

Ключевые причины дефицита.

Сразу несколько факторов привели к тому, что в России закончился бензин.

Удары по НПЗ: Как уже было сказано выше, украинские атаки привели к остановке работы как минимум четырех крупных НПЗ.

Это стало основной причиной дефицита.

Логистические проблемы: из-за повреждения объектов и задержек поставок по железной дороге, в частности через Керченский пролив, возникли трудности с доставкой топлива в регионы.

Рост цен: Оптовые цены на бензин в России побили исторические рекорды уже в восьмой раз с начала августа.

В частности, 20 августа тонна бензина А-95 на бирже стоила на 55% дороже, чем в начале года, и на 8% дороже, чем в начале августа.

Запрет на экспорт: Правительство РФ полностью запретило экспорт бензина до конца сентября 2025 года, чтобы стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке.

Однако запрет не распространяется на страны Центральной Азии, Монголию и Афганистан, которые продолжают получать российское топливо.

Отдельно отметим, что тактика украинских ударов по российским НПЗ изменилась.

По данным экспертов, новые атаки направлены на предприятия в ключевом регионе, что может вывести их из строя надолго или "даже навсегда".

"В 2024 году атаки были многочисленными, но разрозненными, обычно ограничивались одним заводом, и ущерб быстро устранялся",- отметил в беседе со СМИ Сергей Вакуленко, старший научный сотрудник Carnegie Endowment for International Peace.

С одной стороны, аналитики ожидают, что рост цен продлится как минимум до сентября, а перебои сохранятся в труднодоступных регионах.

При этом системного кризиса пока не прогнозируется: дизельное топливо, необходимое армии и сельскому хозяйству, в дефиците не находится.

"Полномасштабный топливный кризис, который парализовал бы армию, транспорт и экономику, пока далек",- резюмировал Вакуленко.

По мнению же Дмитрия Леушкина, основателя группы компаний "Прайм", удары украинских беспилотников по российским нефтеперерабатывающим заводам не вызовут длительного топливного кризиса в РФ.

Однако эти атаки будут способствовать дальнейшему росту цен на бензин и дизельное топливо и повышению инфляции.

Поэтому в целом ситуация может повлиять на ход войны, отмечают эксперты.

Удары должны продолжаться.

Лёушкин объясняет, что в России осталось большое количество работающих НПЗ.

И именно поэтому для долгосрочного эффекта необходимы систематические ракетные удары.

Военный эксперт, летчик-инструктор и полковник ВСУ в запасе Роман Свитан подчеркивает, что удары по российским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) – это единственный механизм, который позволит Украине победить в войне за 3-4 года.

По его словам, именно такой срок понадобился для развала Советского Союза.

Свитан отмечает, что эти атаки разрушают российскую экономику, которая держится на нефтегазовой отрасли.

Он подчеркивает, что даже один беспилотник, попав в нужное место, например, в систему предварительной подготовки нефти, может остановить работу всего НПЗ.

Эксперт подчеркнул, что эти удары нужно было наносить раньше, но главное, чтобы они не прекращались сейчас.

Экономисты уверены, что нехватка топлива может обернуться для бюджета серьезными убытками.

Профессор и экономист Александр Савченко оценивает потери РФ от ударов украинских дронов по энергетическому сектору в 1,5–2 миллиарда долларов.

Он уточняет, что это не только прямые потери от разрушений, но и косвенные — от несвоевременной доставки грузов и снижения урожайности.

По словам Савченко, если пропустить неделю сбора урожая, его объемы могут упасть на десятки процентов.

А Леушкин отмечает, что рост цен на горюче-смазочные материалы является первым шагом к росту инфляции.

Таким образом, каждый удар украинских дронов по российским НПЗ напрямую бьет по карманам российских граждан и усиливает инфляционное давление в стране.

"Здесь вариант только такой: либо смириться и терпеть повышение цен, дефицит бензина, либо все-таки решать проблему, как-то заканчивая всю эту историю с агрессией",- говорит экономический обозреватель Вячеслав Ширяев.

И именно поэтому дефицит бензина в России может вызвать протесты, поскольку этот вопрос напрямую влияет на повседневную жизнь граждан.

Хотя пока масштабных акций не зафиксировано, в разных регионах страны уже наблюдается рост недовольства.

СМИ сообщают о первых локальных конфликтах.

Например, на заправках в российских регионах из-за нехватки бензина возникают драки.

Только время покажет, насколько "черным" был "бензиновый лебедь".

Валерия Шипуля.

Теги по теме
Россия
Источник материала
loader
loader