Президент Дональд Трамп часто говорит, что способен принести мир в глобальные конфликты. Но когда и союзники, и противники ведут себя так, как будто его игнорируют или испытывают решимость Америки, он пожимает плечами в стиле "а что я могу сделать". Об этом пишет The New York Times.
"Что там с тем, что Россия нарушает воздушное пространство Польши дронами?", — спросил президент Трамп в своем аккаунте в социальных сетях в среду, через несколько часов после того, как российское вторжение привело кпервым в истории сбитиям вражеских целей над территорией НАТО со времени создания альянса 76 лет назад.
Он не выразил протеста против полета дронов, которые глубоко проникли в воздушное пространство Польши — наиболее масштабной и, похоже, преднамеренной провокации за 43 месяца войны в Украине. Трамп лишь добавил загадочное: "Понеслось!".
Это сообщение появилось всего через несколько часов после того, как Израиль застал Трампа врасплох, нанеся авиаудары по Катару — стране, где расположен региональный штаб Центрального командования США — даже не предупредив Вашингтон.
Это странный контраст: Трамп открыто добивается Нобелевской премии мира за свои вмешательства в шесть — но иногда он говорит семь, а иногда даже больше — конфликтов в мире. А в то же время он утверждает, что особо ничего сделать не может.
Его реакция на решение премьер-министра Беньямина Нетаньяху во вторник утром нанести удар по месту встречи лидеров ХАМАСа в Катаре была довольно противоречивой. Трамп поддержал идею ликвидации руководителей группировки, хотя они собирались для обсуждения предложенного Соединенными Штатами перемирия, посредником в котором выступал Катар. Именно поэтому эту страну считали неприкосновенной для атак на ХАМАС.
"Я был очень недоволен — очень недоволен всем этим", — сказал он журналистам. Трамп узнал об ударе только после того, как Соединенные Штаты зафиксировали на радарах израильские самолеты, направлявшиеся сбрасывать, вероятно, американские боеприпасы.
Но он не назвал никаких последствий, которые должны были бы наступить для Израиля. Зато Нетаньяху, выступая публично, даже хвастался тем, что держал Вашингтон в неведении, утверждая, что так лучше для всех, потому что это позволяет избегать утечек и напряженных дебатов с Соединенными Штатами.
По сообщениям, во вторник у Трампа состоялся острый разговор с Нетаньяху, где он заявил, что бомбардировка страны — ключевого американского союзника на Ближнем Востоке — даже под предлогом борьбы с ХАМАС, вредит как целям Израиля, так и интересам Америки. Впоследствии состоялся еще один, уже более дружеский, разговор, как будто буря утихла. Именно на это, скорее всего, и рассчитывал Нетаньяху.
Израильская сторона настаивает, что будет преследовать руководство ХАМАС везде, где бы оно ни находилось, и не проявляет никакого раскаяния по поводу атаки на территории Катара. Публично они никак не отреагировали на мягкий упрек президента.
Но именно реакция Трампа на глубокое вторжение в воздушное пространство Польши во вторник вечером, одно из самых впечатляющих нарушений границ НАТО в современной истории, оказалась едва ли не самой загадочной.
В течение первых трех лет войны в Украине Вашингтон повторял мантру: "Защитим каждый дюйм территории НАТО". Россияне осторожно избегали проверять это утверждение. Единственный случай произошел, когда ракета залетела в Польшу и убила двух фермеров в ноябре 2022 года. Тогдашнего президента Джозефа Байдена среди ночи подняли на случай, если США должны были реагировать. Тогда оказалось, что это была украинская ракета, которая сбилась с курса.
Но когда во вторник вечером десятки российских дронов залетели глубоко на территорию Польши, из Белого дома не прозвучало ни слова — вплоть до сообщения Трампа. Возможно, облегчение от того, что не было жертв, позволило Трампу отмахнуться от инцидента. В любом случае он оставил польским лидерам и генеральному секретарю НАТО Марку Рютте право выступить с предупреждением для России.
Обращаясь к президенту России Владимиру Путину, Рютте сказал: "Остановите войну в Украине. Остановите эскалацию войны", подчеркнув, что конфликт уносит жизни мирных жителей и бьет по гражданской инфраструктуре.
"Прекратите нарушать воздушное пространство союзников. И знайте, что мы готовы, что мы бдительны и что мы защитим каждый дюйм территории НАТО".
Доказать преднамеренность вторжения трудно, но учитывая, насколько глубоко дроны залетели в Польшу, это, несомненно, выглядело как сознательная акция — проверка систем обороны НАТО и польской решимости. В видео, обнародованном в среду, вице-премьер Польши Радослав Сикорский заявил, что дроны "не сбились с курса, а были нацелены намеренно". Он добавил, что Путин "смеется" над миротворческими усилиями Трампа.
Для историков, исследовавших Холодную войну, такие действия России кажутся знакомыми — только адаптированными к эпохе дронов.
"Советские войска в свое время замедляли движение на автостраде в Берлин, когда город был отрезан от остальной Западной Европы, — напомнил президентский историк Майкл Бесклос, который написал книги о том периоде. — Они устраивали инциденты на контрольно-пропускном пункте "Чарли" и измеряли реакцию. Американские дипломаты тогда называли это "тактикой салями"".
У Путина, возможно, есть причины идти на обострение. Ничего из того, что Трамп прогнозировал после их встречи на Аляске в прошлом месяце, включая прямые переговоры между Путиным и президентом Украины Владимиром Зеленским, так и не произошло. И никаких наказаний не последовало, хотя Трамп пытается склонить европейские страны квведению санкций против Китая и других государств, покупающих российскую нефть. Сам он такого шага не обещает, хотя и ввел санкции против Индии.
Но, как отметил один европейский дипломат, пожелавший остаться неназванным, Путин не слишком чувствителен к заявлениям НАТО или его европейских членов. Если что-то и может привлечь его внимание, то это действия Соединенных Штатов — ядерной сверхдержавы, которая является центром альянса. А сигналы со стороны Вашингтона в дни, предшествовавшие вторжению, скорее указывали на то, что ответственность за оборону Европы все больше перекладывается на самих европейцев.
Только на прошлой неделе администрация Трампа объявила озавершении программы подготовки для прифронтовых европейских государств, главным образом в странах Балтии. Эта программа была самым видимым доказательством участия США в обороне уязвимых союзников НАТО. Решение объяснили необходимостью сэкономить средства.
Но россияне, скорее всего, расценили это как еще один признак того, что американцы оставляют европейцам их собственную оборону, а значит, пришло время проверить эти системы.