Сохранить Вооруженные силы или Украину? Или о правах и обязанностях гражданина во время войны
Сохранить Вооруженные силы или Украину? Или о правах и обязанностях гражданина во время войны

Сохранить Вооруженные силы или Украину? Или о правах и обязанностях гражданина во время войны

Сохранить Вооруженные силы или Украину? Или о правах и обязанностях гражданина во время войны

От редакции:

Ситуация на фронте крайне сложная, прежде всего из-за нехватки бойцов на передовой, в окопах. Все это знают, но не все, очевидно, понимают возможные последствия дальнейшего многомиллионного «уклонения», сотен тысяч СОЧ и тысяч сдач в плен уже в первом же бою, даже без выстрела. В обществе нет общего видения, как усиливать фронт без принудительной «бусификации» и как наказывать (или не наказывать?) миллионы тех, кто защищать свою страну (громаду, семью) не собирается и перекладывает эту конституционную обязанность на других детей или родителей.

Где баланс между правами и обязанностями, между призывами и убеждениями — и наказаниями? Как найти и обеспечить этот баланс, чтобы не потерять, без преувеличения, нашу страну, наше настоящее и будущее?

В статье Александра Сергиенко предлагаются, наверное, справедливые, но довольно жесткие оценки и действия для борьбы с массовым «уклонением». Вряд ли общество сейчас готово такое воспринять, а власть — реализовать. И действовать для укрепления фронта придется все равно, двигаясь от предлагаемых автором к менее радикальным и более приемлемым для общества механизмам ответственности.

Иначе, как недавно сказал президент: «Пока фронт держится, имеем выгодные позиции на переговорах. А если фронт посыпется, нам придется принимать тяжелые решения». Принимать их и потом жить с ними придется не только власти — нам всем.

Украинское общество расколото. По крайней мере такое впечатление создается, когда читаешь жалобы в социальных сетях на «жесткую бусификацию», требования определить, а на самом деле ограничить, срок службы в ВСУ или, как предложил на днях один народный депутат, разрешить всем мужчинам выезд за границу, — у всех должны быть равные права, аргументирует он.

Особенно резонансно выглядит недавнее решение правительства (понимаем — офиса президента Украины) разрешить допризывникам в возрасте 18–22 лет выезд за границу. ZN.UA писало о последствиях такого решения — оно в ближайшей перспективе ослабит мобилизационный резерв ВСУ, а в долгосрочной нанесет непоправимый удар по численности населения страны, поскольку этот демографический провал накладывается на такой же во время экономического кризиса нулевых годов. То, что новый провал неизбежен из-за выезда молодых парней, кажется, ни у кого не вызывает сомнений.

Во всей этой ситуации остро встает вопрос: как сохранить Вооруженные силы и, собственно, страну, которая теряет своих граждан? То, что беглецов и уклонистов сложно считать настоящими гражданами — другой вопрос, но он поднимает следующий: можно ли сформировать гражданина своей страны путем принуждения со стороны государства? Или, иными словами, как достичь реализации статьи 65 Конституции Украины: «Защита Отчизны, независимости и территориальной целостности Украины, уважение ее государственных символов является обязанностью граждан Украины» (выделено мной. — А.С.)? Без ответа на этот фундаментальный вопрос нельзя дать четкие ответы на остальные — о сроках службы, выезде за границу и другие.

Зачем отпускать молодежь за границу?

Президент Владимир Зеленский на молодежном форуме «Молодь тут» еще в начале августа заявил, что дал поручение правительству «упростить пересечение государственной границы» для украинцев в возрасте до 22 лет. По его словам, это «поможет многим молодым украинцам сохранить связи с Украиной и реализовать в Украине, прежде всего в Украине, реализоваться в обучении».

Логику президента (мне лично) понять сложно. С одной стороны, очевидно, что связи с Украиной за границей однозначно ослабевают. Лучше всего они сохраняются, если никуда не выезжать (тогда такой вопрос вообще не стоит). С другой стороны, если молодой парень решил поступать в вуз в Украине, то зачем ему ехать за границу? А если он поступил в вуз там, то его и так будут выпускать без ограничений… Следовательно, аргументация, которую подготовили президенту его пиарщики, довольно сумбурная.

Более или менее рациональное объяснение от Зеленского поступило тогда, когда решение «18–22» уже было принято: «Нам очень нужно, если мы хотим сохранить мальчиков-украинцев в Украине, чтобы прежде всего они оканчивали здесь школу. И чтобы родители их не вывозили, потому что они их начинают вывозить без окончания школы. И это очень плохо, потому что они теряют связь с Украиной». То есть за 17-летних подростков все решают родители — вывозить или не вывозить, а с достижением совершеннолетия молодые парни уже решают этот вопрос сами. Довольно слабое объяснение. Кроме того, по логике президента, получается так, что при выезде в возрасте до 18 лет юноши теряют «связь», а после 18 — не теряют. Чего это вдруг?

Так или иначе, вопрос в том, что лучше-хуже для страны — терять молодых парней в возрасте до 18 лет из-за их выезда за границу или разрешить выезжать им после 18 лет? Побегут ли они из страны, как только для них откроется граница, или же будут не спеша принимать взвешенное решение? Ответа на этот вопрос долго ждать не пришлось. Хотя Государственная пограничная служба утверждает, что не ведет статистику выезда по возрастным группам (хотя это крайне несложно), но такую ведут другие страны.

Так вот, по данным пограничной службы Польши, за неделю 28 августа — 3 сентября в  их страну въехало 10 705 украинцев в возрасте 18–22 года, а выехало в Украину 3301. В течение предыдущей недели соотношение было прямо противоположным: 961 въехали в Польшу, а 1225 поехали домой в Украину. Следовательно, видим скачок — количество молодых парней указанного возраста, выехавших из Украины, выросло в 11 раз! И это только в Польшу и только за первую неделю нововведения Банковой, которая так заботилась о «связи с Украиной».

Какие бонусы и неприятности получила власть?

Возможно, что первые 10 705 парней — это самые перепуганные, и со временем поток туда-сюда уравновесится, но то, что расчет Банковой оказался провальным, — вполне очевидно. Не исключено, что намерения Владимира Зеленского могли быть достаточно благородными: дать молодым парням право выбора — стать гражданами и воинами или стать трусами, бросить своих маму и папу на поругание врагу и сбежать с поля боя… Но мне почему-то кажется, что здесь, скорее, был политический расчет — понравиться электорату, который надеется, что его защитят не родные дети, а чужие, и проголосует «как нужно», то есть за «благодетеля»… К тому же молодежь — это потенциально взрывной элемент в смысле политической борьбы, и для нынешней властной команды лучше держать ее подальше…

Это все — бонусы, но здесь власть попала и в переплет. Негативные, чтобы не сказать катастрофические для Украины, демографические последствия еще за горами, и их осознают только немногочисленные ученые и эксперты, но ведь это будущая властная команда будет с ними разбираться. А вот вопрос пополнения Вооруженных сил — это не за горами, и именно когорта с 18 до 25 лет теряет очень и очень. За эти годы можно не только физически, а и разносторонне — психологически, по-военному, политически, если хотите, подготовить молодежь к военной службе, к защите своей семьи и земли. Мне, например, всегда хотелось спросить тех, кто убегает за границу или «прячется на чердаке», понимают ли они, что когда придет москаль, то заберет и имущество, и бизнес, и землю, изнасилует, простите за грубость, и сестру, и мать, и любимую девушку, уничтожит и древность, и будущее рода… Мне хотелось бы спросить и их мамочек: пряча своих сыновей от службы Отчизне — пусть сыновья других женщин идут! — не идут ли они против божьих заповедей, желая другим того, чего себе не желают? Мне хочется спросить и их родителей: не рискуют ли они превратить своих сыновей в бесполых бесхребетных, которых будут не уважать и мужчины, и их женщины?

И хотя министр обороны Денис Шмыгаль отрапортовал, что «Украина мобилизовала необходимое количество личного состава, чтобы покрыть все потери и даже сформировать небольшие резервы», но нынешняя обстановка на фронте не дает оснований быть таким оптимистичным. Понятно, что в тыловых службах вакансии заполнены, дронщиков — хоть пруд пруди, но держать «нуль» и зачищать территорию должны штурмовики, а, из скупых отголосков оттуда, с ними как раз проблема…

По закону или по справедливости? Выводы и предложения

«Граждане отбывают военную службу согласно закону» — это из упомянутой выше статьи 65 Конституции Украины, то есть то, каким образом должна выполняться обязанность защиты Отчизны гражданами Украины, должен описать закон. В поиске насчитал с десяток разных законов, которые касаются чрезвычайного положения, мобилизации, Вооруженных сил и т.п., но ни один из них не дает ответ: что делать с теми, кто не хочет возвращаться из-за границы, чтобы служить в армии, тем более идти на войнушку. А этот вопрос уже выходит за рамки законодательного поля и встает вопрос ребром как вопрос справедливости.

К сожалению, действующее законодательство (статья 336 Уголовного кодекса Украины) содержит лазейки для резервистов, чтобы уклониться от уголовной ответственности. Для привлечения к таковой должны быть выполнены три условия:

1) человек прошел военно-врачебную комиссию (ВВК), и комиссия признала его пригодным;

2) после этого человеку вручили повестку о явке для отправки в воинскую часть;

3) человек без уважительных причин не явился в дату, указанную в повестке.

Хотя суды, начиная с 2025 года, по этой статье дают в 99% случаев реальные 3–5 лет без испытательного срока (отсрочки), Фемида очевидно не может дотянуться до тех, кто прячется за границей, да и до тех, кто находится в стране, но их «словно нет».

Получается так, что те, кто воюет, и те, кто убегает или прячется от войны, должны иметь одинаковые права? И это (якобы?) вытекает из Конституции. А как тогда с обязанностями? Не должно ли быть так, что невыполнение конституционных обязанностей тянет за собой ограничение конституционных прав?

Первое, что вполне очевидно, — это введение неотвратимого уголовного наказания за уклонение от службы в Силах обороны (ВСУ, Нацгвардии, ГПСУ и других). Даже пребывание за границей или неполучение повестки не должны быть основанием для освобождения от ответственности. Любой суд признает, что война в Украине — это общеизвестный факт, следовательно, он не нуждается в доказательстве. Пусть уклонист прячется хоть на Каймановых Островах, это не должно освобождать его от необходимости связаться с ТЦК и «провести сверку», чтобы выполнить свой гражданский долг.

Отдельный вопрос: что делать с теми, кто после окончания войны (дай Бог!) вернется в Украину? Очевидно, что они должны тоже нести ответственность, причем без срока давности. Конечно, большая когорта украинцев уехала еще задолго до войны, и выслать им повестки — это писать в никуда, но если они являются гражданами Украины, то уже одно это обязывает их отслужить ей. Когда в Израиле начинается очередная «заваруха», туда без всяких повесток съезжаются воины ЦАХАЛ со всего мира, а потом возвращаются назад.

Поэтому, на мой хлопский ум, нужно отменить посылки каких-либо повесток, бумажных или электронных, — военнообязанный во время войны должен сам явиться в консульство Украины и сообщить о своем здешнем пребывании. А где служить или не служить, это уже после ВВК. В ином случае — уголовное наказание. Если кто-то скажет, что они начнут выходить из гражданства, туда им и дорога, — зачем стране такие граждане, которые не хотят ее защищать?! Даже если они когда-то и приедут в Украину как граждане другой страны, то все равно закономерно подпадут под уголовное преследование — они в свое время не выполнили свою конституционную обязанность.

Второе, что должно быть введено из соображений справедливости, — это приоритет для ветеранов войны, отслуживших определенный срок, а не съездивших, как наши прокуроры, в зону АТО в трехдневную командировку, чтобы получить корочку. Очевидно, что при занятии должностей на государственной службе, в органах местного самоуправления и других важных структурах, вплоть до должности учителя в школе, приоритет должен быть у ветеранов, а те, кто не служил, должны быть вообще отстранены от таких должностей.

Здесь мы сталкиваемся со старой проблемой уравнения в правах боевых ветеранов и тыловых крыс. Видел на эфирах экс-министров и экс-нардепов, которые скромненько титровались как «военнослужащие ВСУ», но один их внешний вид выдавал, что сидят они на тепленьких местах где-то далеко от фронта. Следовательно, в этом случае гражданское общество должно требовать от всей властной верхушки, членов КМУ, депутатов Верховной Рады обнародовать, где находятся или служат их дети, зятья и другие родственники. Журналисты-расследователи, где вы?

Третье — в исключительных случаях государство должно иметь право лишать лицо украинского гражданства со всеми возможными последствиями, вплоть до конфискации собственности и права наследования родительского имущества.

Если молодые ребята в возрасте 18–22 лет все же решат уехать за границу, они должны знать, что исполнить свой долг по защите Украины придется, а за уклонение от него будет неминуемое наказание. И в виде уголовного преследования, и в виде общественного остракизма, проще — презрения. Это должны сделать и власть, и общество. Прежде всего чтобы укрепить наши Вооруженные силы — без них не будет ни власти, ни страны.

Источник материала
loader
loader