Владимир Фесенко: Думаю, для местных властей уже подготовлен список кандидатов «на вылет»
Президент Украины Владимир Зеленский высказал свое недовольство работой местных властей в регионах и городах Украины. И предупредил - центральная власть будет принимать кадровые решения в отношении местных должностных лиц, которые не могут или не хотят эффективно решать критические проблемы в регионах. В то же время парламент принял постановление, отменяющее местные выборы до окончания войны.
Журналист Коротко про узнавал у главы Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко, что сейчас реально происходит с местной властью и почему к ней возникают претензии.
Взаимоотношения центральной и местных властей во время войны обострились
- Президент заявил, что местные власти не решают возникающие проблемы. Это грозит для регионов масштабными кадровыми изменениями?
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F11%2F72ebb1c1d2158979358d45755d6cd7ee.jpg)
Политолог Владимир Фесенко Фото: uatv.ua/
- Местные должностные лица, по которым президент может принять кадровые решения, - это руководители местных государственных и военных администраций. А по мэрам президент не может принимать решения, так как они избраны на выборах, и президент не может отстранить от власти ни одного мэра. Это возможно либо решением суда при наличии соответствующих обстоятельств судебного приговора, либо по решению местного совета, либо по процедуре импичмента, такие у нас прецеденты уже были. Что касается руководителей областных и городских государственных администраций, то это можно сделать по представлению Кабинета Министров. То есть сам президент единоличным решением сделать это не может.
- А почему именно сейчас возникли претензии?
- Первое, что приходит на ум как объяснение такого, - это недавняя ситуация в Одессе, когда целая семья погибла в результате наводнения. И такие трагические последствия в значительной мере были связаны с тем, что именно местные власти не предприняли профилактические действия для того, чтобы не допустить подобной трагедии. Также было возмущение общественности, были обращения к депутатам, президенту, что надо предпринимать соответствующие меры, как-то реагировать на эту ситуацию.
Кстати, возможно, речь идет не только о претензиях к мэру Геннадию Труханову, но и к местной администрации. Посмотрим, на кого будет возложена ответственность. Это первое обстоятельство, и ситуация связана с конкретным городом, с конкретными руководителями.
Второе, что вызвало недовольство президента, - ситуация в некоторых прифронтовых регионах, где, к сожалению, местные власти тоже оказались не на высоте в вопросах, связанных с фортификационными сооружениями. Это, к сожалению, давняя проблема. Ну и с точки зрения приоритетности: когда вместо того, чтобы помогать военным и решать чрезвычайные вопросы, связанные с российскими ударами по мирному населению, по объектам инфраструктуры, местные власти занимались другими делами.
Но нужно признать, что взаимоотношения центральной и местной власти во время войны обострились. Это связано и с определенным противостоянием в ряде регионов между военными администрациями и местными властями - органами местного самоуправления, в том числе и некоторыми мэрами.
Кстати, отмечу, что, по данным Ассоциации мэров городов Украины, решениями судов была отстранена пятая часть мэров во время войны. И по сравнению с мирными временами, таких прецедентов стало гораздо больше. Часто были разные поводы: когда кто-то из мэров формально выезжал в зарубежные командировки во время войны, а реально они занимались другими вещами, например, выезжали на отдых.
- А есть примеры успешного сотрудничества местных властей с военно-гражданскими администрациями?
- Да, конечно. Есть немало примеров, когда мэры крупных городов нормально взаимодействуют с государственными администрациями и у них нет проблем в отношениях с центральной властью. Приведу примеры - это Харьков, Львов, Днепр. Мэр последнего, Борис Филатов, даже при всей своей специфике во время войны работает и сотрудничает с государственными администрациями нормально, и там нет каких-то противостояний и конфликтов. То есть я бы не обобщал здесь, что повсеместно идет как бы война центра с местной властью.
Но есть политические конфликты глав местных властей с центром. Например, это противостояние мэра Киева Владимира Кличко с Офисом президента.
А в общем, сейчас во время эскалации войны выявляются и некоторые слабости, и неэффективность отдельных местных руководителей, что и стало причиной недовольства президента. Который решил таким способом простимулировать и активизировать работу местной власти и напомнить, что если она не будет надлежащим образом выполнять свои обязанности, то могут быть и кадровые решения.
Полномочия местных властей урезали только на время военного положения
- Какие и где конкретные кадровые решения могут последовать после недовольства президента?
- Я уже назвал город, где наиболее обострена ситуация в этом плане, - это Одесса. По мэру Труханову есть антикоррупционные расследования и даже уголовные дела.
По руководителям местной госадминистрации тоже могут быть сделаны выводы. Может, и по другим регионам будут приняты какие-то кадровые решения. Я знаю, что в Кабинете Министров ведется мониторинг или конкретная проверка деятельности руководителей местных администраций. И этим сейчас занимается не только Офис президента, но и вице-премьер Алексей Кулеба, который сейчас в правительстве курирует местные власти. И я думаю, есть список кандидатов на вылет в двух экземплярах. Один - в Офисе президента, другой в Кабмине, у Кулебы. Насколько они идентичны - вопрос открытый. Но массовых увольнений не будет.
Я думаю, что президент Зеленский высказал свои претензии регионам больше для острастки, для того чтобы привести в чувство разных местных руководителей.
- Сейчас по факту местным властям урезали как их полномочия, так и финансирование. Корректно в таком случае предъявлять им претензии?
- Полномочия, в том числе и бюджетные возможности, действительно урезали. Но на самом деле это правильно в условиях военного положения. Я напомню, что у нас были ситуации, когда местные власти начали использовать средства, мягко говоря, не для укрепления обороны страны. Кто-то стадионы начал строить во время войны, кто-то активно начинал заниматься озеленением и разными другими не самыми актуальными коммунальными вопросами. Даже в том числе и на Донбассе, в прифронтовой зоне, была масса сообщений, когда местные власти тратили деньги на высаживание цветов и покраску бордюров.
Поэтому те ограничения, которые были сделаны, - это правильное решение, в том числе под давлением общественности. Поскольку у нас и так сейчас денег не хватает в бюджете, и их нужно перераспределять преимущественно на оборону. Поэтому местные военные администрации и распоряжаются бюджетами и де-факто ограничивают возможности местной власти. Это такие города, как Херсон, Николаев, Харьков, Сумы, Чернигов, я уже не говорю про Донбасс.
Кто виноват в трагедии, вызванной потопом в Одессе, – разберутся правоохранительные органы. Фото: ФБ Геннадий Труханов
Хороший мэр всегда найдет общий язык с госадминистрацией и центральной властью
- Тогда достаточно ли сейчас полномочий и возможностей у местных властей, чтобы решать местные проблемы?
- Я думаю, что все зависит от статуса мэра и от того, насколько он контролирует ситуацию в городе и насколько он эффективно действует. Вот недавно я читал интервью мэра Львова Андрея Садового, так в нем он больше жаловался на «попередников», а не на Зеленского. Потому что у него нормальные отношения с местной администрацией и с центром.
Это при том, что у него, наверное, тоже есть нехватка бюджетных средств. Но такие фигуры с большим политическим опытом и которые еще являются и сильными хозяйственниками, они умеют решать проблемы с центральной властью.
Или мэр Харькова - Игорь Терехов, у него сейчас один из самых высоких рейтингов. При том, что это прифронтовой город, где есть военная администрация, с которой он наладил хорошие отношения. Глава Харьковской военной администрации Олег Синегубов остается на посту с 2022 года, и у него с Тереховым нормальные отношения. То есть они умеют находить общий язык и вместе решают проблемы.
- Сейчас центр хочет сбросить на местную власть раздачу повесток и мобилизацию в целом. Правильно ли это?
- Эта дискуссия длится уже не один год. Некоторые считают, что местные власти самоустранились от этого, хотя это их обязанность согласно Закону «О военном положении». Но они не хотят этим заниматься, а в некоторых случаях просто мешают работе ТЦК, что видно по информации об этом по некоторым западноукраинским небольшим городам. Потому что это сейчас непопулярно. Но это неправильно.
Потому что по закону местная исполнительная власть, в том числе и местные советы, мэры городов должны оказывать содействие ТЦК в проведении мобилизации. А они не хотят этого делать, потому что боятся потерять своих потенциальных избирателей.
Поэтому здесь, как и в случае с упомянутыми мэрами, все зависит от того, как себя мэр поставит, как он выстроит свои отношения, в том числе с руководителями военных структур.
Ведь речь идет не о том, что теперь этим будут заниматься исключительно местные власти. Нет, они должны просто помогать ТЦК.
Мэр Харькова – Игорь Терехов, один из тех руководителей, к кому у центральной власти претензий быть не должно. Фото: ФБ Игорь Терехов
Местные выборы пройдут только после войны
- В Раду внесен законопроект 13150, который ограничивает полномочия органов местного самоуправления и передает их в руки исполнительной власти. Почему он появился и к чему это может привести?
- Я думаю, что это отражает позицию Кабмина и, возможно, Офиса президента. В условиях войны сейчас необходима мобилизация всех ресурсов в целях обороны. Мы знаем, что есть нехватка бюджетных средств, необходима мобилизация материальных ресурсов. И у нас по Закону «О военном положении» предусматривается, в том числе, и временное изъятие (с последующей компенсацией) материальных ресурсов, автотранспорта, топлива, стройматериалов в военных целях.
Это закон предполагает, но в большинстве случаев это не используется. А поскольку происходит эскалация войны, то в Кабмине, возможно, считают, что военно-гражданским госадминистрациям не хватает полномочий, и их нужно усилить. И это объективные предпосылки этого законопроекта. Другое дело, что надо прописать в законе и четко обозначить, что он будет носить временный характер на время военного положения, потом все полномочия местным властям будут возвращены.
- На местах кое-где уже начался процесс привлечения избирателей, значит ли это, что выборы начнутся именно с местных советов?
- На самом деле это объясняется очень просто. У нас выборы в местные советы были запланированы на конец октября. И хотя по закону о военном положении выборы запрещены, некоторые политики начали готовиться к ним инерционно, по привычке.
Разные местные начальники и те, кто хотел бы стать либо мэром, либо депутатом, они начали кампанию. С одной стороны, это было ожидание, что вот-вот закончится война, а с другой – календарная дата местных выборов. И только летом Центризбирком сказал, что выборов не будет. Но все равно ожидания-то остались.
- А когда реально можно провести местные выборы?
- Общий ответ на этот вопрос - после завершения войны. А вот когда какие выборы проводить, их алгоритм - президентские, парламентские или местные, то тут еще нет ясности. Сейчас идут дискуссии в высоких кабинетах и в экспертной среде.

