/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F4995f430d47b458d5e34dfcf11a7db79.jpg)
Вырезанное иглой: в древнем городе Истахр на юге Ирана обнаружено изображение сасанидского царя
На юге Ирана археологи обнаружили наскальное изображение, которое, как считается, изображает правителя Сасанидской империи. Оно с необычайной точностью высечено на скалах вблизи древнего города Истахр на равнине Марвдашт.
Эта находка, расположенная неподалеку от знаменитых руин Персеполя, дает более глубокое понимание королевской символики и художественных традиций, определявших одну из самых могущественных исторических династий Ирана, пишет Arkeonews.
У Фокус.Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и захватывающие новости из мира науки!
Археолог Аболхассан Атабаки объяснил, что изображение показывает царя в характерной короне, окруженной небесными мотивами, такими как луна, звезда и зубчатая диадема — символами, которые традиционно ассоциируются с божественной властью в искусстве Сасанидов.
Ученый отметил, что дизайн короны и тонкая гравировка иглой напоминают стилистические особенности, встречающиеся на сасанидских монетах и металлических изделиях более поздних веков империи (224-651 гг. н. э.). По словам Атабаки, это сходство "указывает на тесную связь между этим недавно обнаруженным произведением искусства и устоявшимися сасанидскими художественными традициями".
Историк Наджме Эбрахими отметила культурную важность рисунка, связав его с ранними примерами королевской портретной живописи. Ссылаясь на средневекового историка Аль-Масуди, она упомянула исторические описания иллюстрированных рукописей из Истахра, на которых были изображены сасанидские монархи.
Эбрахими отметила, что новый рельеф "отражает тот же художественный дух — прославление королевской власти через изысканную, символическую портретную живопись". Она добавила, что почти 90% известных сасанидских королевских скальных рельефов было найдено на равнине Марвдашт, что свидетельствует о давней роли этого района как центра королевской репрезентации и идеологии.
Город Истахр, некогда королевская резиденция сасанидских царей, сыграл ключевую роль в формировании персидской государственности. Расположенный вблизи Персеполя, церемониальной столицы Ахеменидской империи, он стал связующим звеном между двумя могущественными персидскими династиями.
Около 224 года н.э. местный аристократ Ардашир I сверг Артабана IV, последнего парфянского царя, основав Сасанидскую империю и восстановив персидский суверенитет. Истахр стал одним из его главных центров власти, символически связывая его новую династию с наследием Ахеменидов.
Строители города повторно использовали архитектурные фрагменты из Персеполя, а соседний Накш-е Ростам с его королевскими гробницами и рельефами оставался центром королевской и религиозной символики.
В период расцвета Сасанидской империи Истахр был как политическим, так и религиозным центром. Храмы, фортификационные сооружения и дворцы украшали его ландшафт, отражая преданность династии зороастризма и ее роль как хранителя божественного порядка. Географ Истахри, писавший в X веке, описал дома, построенные из разных материалов в зависимости от богатства, что свидетельствовало о разнообразии населения города и его жизнеспособности даже после падения империи.
Эксперты считают, что недавно найденный рисунок, вероятно, датируется поздним сасанидским периодом, возможно, времен правления Хосрова II (590-628 гг. н. э.) или вскоре после этого. Археологи планируют использовать 3D-сканирование и стилистический анализ, чтобы определить его точный возраст и правителя, которого он представляет. Предварительные оценки указывают, что он может изображать регионального правителя, который стремился подражать имперской иконографии.
Важно Скрытые аномалии указывают на что-то неизвестное: новое открытие под пирамидой МенкаураНесмотря на века эрозии, равнина Марвдашт продолжает открывать тайны прошлого. Исследователи надеются, что постоянные усилия по сохранению памятников укрепят мировое признание Сасанидской империи, чье художественное и культурное наследие остается глубоко вплетенным в национальную идентичность Ирана.
Также мы рассказывали о древней скульптуре мая, которую недавно обнаружили ученые. По мнению исследователей, артефакт датируется доклассическим периодом, примерно между 2500 годом до н. э. и 200 годом н. э.

