/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F9%2Fc2903581759f38b39f72da9c742f2828.jpg)
"Самая большая ошибка родителей": психотерапевт объяснил, как и когда говорить с детьми о войне
Полномасштабная война заставила украинских детей взрослеть гораздо быстрее, чем это происходило в мирное время. Однако универсального возраста, когда с ребенком уже можно или еще нельзя говорить о войне, не существует. Полное игнорирование этой темы, предостерегают специалисты, может нанести детской психике не меньший вред, чем чрезмерная откровенность.
Об этом заявил украинский психотерапевт и известный телеэксперт Олег Чабан.
Психика ребенка не работает по календарю
По словам эксперта, родители часто пытаются найти четкие возрастные рамки: мол, до поры до времени о войне молчим, а после — все подробно объясняем. Такой подход ошибочен.
«Не существует такого возраста, когда "до сих пор молчим, а после - объясняем". Все зависит от внутренней зрелости ребенка, уровня его понимания и качества коммуникации в семье», — отмечает Олег Чабан.
Если в семье принято говорить о чувствах, страхах, событиях жизни, то тема войны естественно интегрируется в мир ребенка без резкого травматического эффекта.
Чем меньше ребенок – тем важнее присутствие
Психотерапевт объясняет: с маленькими детьми не требуются сложные объяснения или детали. Для них ключевое — телесная поддержка, чувство безопасности и стабильное присутствие взрослого.
Со старшими или внутренне зрелыми детьми, наоборот, важно говорить больше — о событиях, эмоциях, возможности помогать другим и справляться со своими чувствами. Именно такая модель, по словам специалиста, помогает ребенку не сломаться, а приспособиться к реальности.
Война и трансгенерационная травма
Олег Чабан подчеркивает: нынешняя война будет иметь последствия не только для детей, которые переживают ее сейчас, но и для последующих поколений.
«Мы уже говорим о трансгенерационных изменениях. Война влияет не только на переживших ее, но и на детей, которые родятся в семьях людей с военным опытом. Просто сейчас у нас нет ресурсов для масштабных исследований, но эти последствия будут ощутимы», — отмечает эксперт.
Наблюдать за ребенком – главное правило
Психотерапевт советует родителям внимательно наблюдать за реакциями собственного ребенка. Дети по-разному прорабатывают информацию: одни много говорят, другие молчат; кто реагирует действием, кто замыкается в себе.
Если ребенок задает вопросы – особенно глубокие и осмысленные – это сигнал, что он уже внутренне работает с темой войны. В таком случае говорить с ней не только можно, но нужно.
Без жестких деталей и новостей
В то же время, эксперт предостерегает от чрезмерной детализации. Кадры разрушений, рассказы о гибели людей и постоянном просмотре новостей могут перегрузить детскую психику.
«Дети эмоционально уязвимы. То, что взрослый может как-то переварить, для ребенка становится источником тревоги, кошмаров и телесных реакций», — объясняет Чабан.
Он советует переводить эмоции в действие: не зацикливаться на страхе, а говорить о том, что можно сделать — помочь, поддержать, позаботиться о себе и близких.
Напомним, можно ли подросткам пить кофе: ответ экспертов может шокировать родителей
Ранее мы рассказывали, что учительница дала совет родителям будущих первоклассников: сеть разразилась спором
Также, как правильно отказать ребенку в дорогой покупке: никогда не говорите эти фразы

