«В зоне эксперимента»
«В зоне эксперимента»

«В зоне эксперимента»

Алексей Кучеренко – о решении правительства повысить цену на газ и «задабривании» украинцев«Повышение цены на газ для населения – это, без сомнения, вынужденная мера.

Более того, любой думающий гражданин должен сейчас, после того, как это произошло, задаться вопросом: это результат плановых реформ или решение, принятое из-за «шантажа» МВФ?», - начинает беседу с нами экс-министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины, народный депутат Верховной Рады III, V и VI созывов, глава «Союза собственников жилья Украины» Алексей Кучеренко.

ТЯНУЛИ ДО ПОСЛЕДНЕГО.

- Алексей Юрьевич, а вы как считаете – если повышение цены на газ плановое, почему его не провели раньше, весной или летом, как это обычно делали?.

- Правительство само себя загнало в тупик.

Если это плановое повышение, пять раз переносить действие постановления правительства №187 (о повышении цены на газ.

– Ред.), и при этом придумывать всякие сказки - это же бред чистейшей воды! Это как «резать хвост собаке по кускам», каждый раз откладывая решение на две-три недели..

Считаю, что такие события демонстрируют «антиуправление» Кабмина.

- Похоже, в правительстве надеялись: МВФ сделает шаг назад, пойдет на уступки...

- Да.

Они тянули до последнего, пытаясь как-то обмануть МВФ.

Но руководство Фонда, уже имея горький опыт общения с нашим правительством, решило: в этот раз не дадут обмануть себя очередным меморандумом, все нужные им изменения должны быть отражены в госбюджете-2019.

В итоге Гройсман (премьер-министр Украины Владимир Гройсман.

– Ред.) понял, что происходящее – это уже не винницкий базар.

Ему пришлось пойти на крайне нежелательное для него повышение цены на газ для населения.

НОВЫЙ НАЛОГ.

- Какие сложности и кому несет это решение?.

- Мэры всех городов, все руководители теплокоммунэнерго – абсолютно все в шоке.

Им ведь теперь нужно проделать колоссальный объем работы! Да, к тому же, еще нужно пересматривать тарифы на тепло.

Ведь новая программа поддержки экономической политики Украины будет утверждена только после окончательного пересмотра тарифов на отопление в соответствии с повышением цены на газ.

Такое решение принял Совет директоров МВФ.

При этом, для части городов повышение тарифов на тепло – это решение НКРЭ КУ (Нацкомиссии по госрегулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг.

– Ред.), а другим придется провести сессии городских советов.

И в каждом городе будет своя политизация этого вопроса.

- Вы говорите о проблемах у теплокоммунэнерго.

В чем они будут состоять?.

- С 1 ноября начинает действовать новая цена на газ для теплокоммунэнерго, а у них тарифов-то нет.

И они «уйдут» в долги.

А кто потом будет покрывать эту разницу?.

- А что это решение означает для потребителей?.

- Правительство развенчало свой собственный миф.

Они же все время рассказывали, что существует какая-то «экономически обоснованная цена» на газ для населения.

Доказывали это в суде два с половиной года.

А теперь показали, что это - политическое решение.

Нет никакого экономического обоснования для того, чтобы взвинчивать цену на газ на 60%, как требует МВФ и даже для того, чтобы повышать ее на 23%, как это утвердил Кабмин.

Так что повышение цены на газ – это образец несистемного, хаотического, спонтанного решения.

Это – политическая цена.

Газ, тем самым, стал дополнительным налогом для всех украинцев, «акцизом» с целью пополнения бюджета, потому что наша экономика не растет.

- Лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко говорит, что цену на газ и тарифы на тепло можно снизить минимум вдвое.

За счет чего?.

- Я не хочу дискутировать на тему, низкая или высокая цена на газ будет.

Но это повышение точно не сопровождается необходимыми мерами - ни в плане учета, ни в плане модернизации коммунальной инфраструктуры (котлов, сетей, утепления домов), регулирования потребления, льготного кредитования.

И адекватным ростом доходов оно тоже не сопровождается.

Ничего этого нет.

Думаю, Юлия Владимировна убеждена: любое «телодвижение» правительства в отношении тарифов и цены газа должно быть законным.

У меня лично нет сомнений, что сейчас все происходящее в энергетике, газовом, тепловом ценообразовании давно вышло за рамки правового поля.

Если внимательно проанализировать газовый баланс Украины, потребление газа собственной добычи, его можно сбалансировать без участия МВФ.

Это – наш внутренний вопрос.

Украинского газа хватает на нужды теплокоммунэнерго.

Там другая арифметика, этот сегмент рынка может регулироваться с теми ценами, о которых говорит Юлия Владимировна.

Но для этого должны быть, в первую очередь, реструктуризированы наши взаимоотношения с кредиторами: условно говоря, нужен новый, другой меморандум с МВФ.

Это - не только экономический, но и политический вопрос.

ОПЕРАЦИЯ «КОМПЕНСАЦИЯ».

- Взамен МВФ обещает нам новую программу финансирования, объемом 3,9 млрд грн.

Но это – новые долги.

Значит, тарифы в будущем снова вырастут?.

- МВФ будет настаивать на своем – повышение цены газа до уровня цен для промышленности - они этого и не скрывают.

А Гройсман обещает, что тарифы не вырастут, но это просто попытка максимально сохранить свой рейтинг для будущих политических баталий, а не слово премьера.

Он же полтора года назад уже говорил, что повышения цен на газ никогда не будет.

А пока премьер заявил, что в течение нынешнего отопительного сезона цена газа не будет повышаться.

Ну, слава Богу, хоть это пообещал.

При этом, на меморандуме с МВФ осталось место для всего одной подписи действующего политика – президента.

Так что за происходящее отвечает он, хоть и хочет перевести «стрелки» на Гройсмана.

Это – уступка кредитору, но никакого особого плана реформ нет, все плановые задания провалены.

Это повышение, хоть и не смертельное, на фоне не проведенных реформ очень сильно потрясет многие домохозяйства, теплокоммунэнерго и местные бюджеты.

- Какие изменения могут быть внесены в госбюджет-2019, учитывая приближение выборов?.

- Обещают повышение «минималки».

Но главное, что меня интересует – какую сумму заложат на субсидии.

Понятно, что она вырастет.

Из двух зол правительство выбрало меньшую – повысить цену газа на 23%.

Но сейчас появилась информация об этом постановлении: если цена импортного паритета 69%, то с 1 мая 2019 г.

– уже 80%.

Так что после отопительного сезона предусматривается второе повышение цены газа.

- Премьер заявил, что систему субсидий могут усовершенствовать.

Что это означает?.

- Сначала правительство заявляло, что «закручивает гайки» по субсидиям, ужесточает их выдачу.

Теперь критерии предоставления ослабили – для сельских жителей, в районных центрах уже не такие жесткие требования по трудоустройству, а если в семьях есть больные, тоже дают послабление.

И если есть дополнительные жилые метры, тоже сохранится возможность получить субсидию – в помощь одиноким людям, у которых имеются излишки жилплощади.

- Какое количество украинцев может получить субсидии и какую сумму на заложать в госбюджете-2019?.

- По предварительным данным, максимальное количество – это 7 млн домохозяйств (это уже озвучил Гройсман).

А Коболев (глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев.

– Ред.) просил на субсидии 90 млрд грн.

- правда, при другой цене на газ.

Но это «прикидочные», предварительные цифры, хоть сумма вряд ли уменьшится.

- Выдержит ли такую нагрузку экономика?.

- Это – главный вопрос.

Повышение цены на газ как раз и показывает, что экономика не работает так, как должно.

Она не показывает рост и не обеспечивает обслуживание заимствований.

Именно поэтому правительство вынужденно залезать в карманы граждан, сделав газ, по сути, акцизным товаром.

Все это не случайно: в Украину не приходят серьезные инвестиции, не создана нормальная инвестсреда, инвестклимат.

ТОЧКА КИПЕНИЯ.

- Есть ли выход из этого замкнутого круга?.

- Все разговоры о монетизации льгот, либерализации рынка – только сотрясение воздуха.

Я всегда отвечаю: «Покажите еще хоть одну страну мира, где 60% населения вынуждены были бы просить субсидию, а субсидии составляли бы 10-12% госбюджета?» Такой страны нет.

Значит, мы в зоне какого-то социального эксперимента.

И он очень непрофессиональный, не просчитанный.

Правительство считает, что это – путь к реальным реформам.

Но у меня своя точка зрения: думаю, последствия такого эксперимента спрогнозировать очень сложно...

- Люди и дальше будут терпеть, «затягивая пояса»?.

- Протестные настроения загасят субсидиями.

Но трагедия в другом: из Украины просто будут уезжать те, кто должен заплатить эти субсидии, этот налог.

Это – стагнация.

При таком количестве субсидий не будет никаких реформ ни в сфере энергетики, ни в сфере ЖКХ.

Люди должны это понимать.

Джерело матеріала
loader
loader