Бывший финансовый директор «Укрзализныци» нанес государственной компании многомиллиардные убытки.
Наиболее известной схемой, на которой зарабатывал Ринат Ахметов, была «Роттердам+» его энергохолдинга ДТЭК. Впрочем, не менее важной задачей было сдерживание роста тарифов на грузоперевозки для его горно-металлургической монополии «Метинвест». С этой задачей блестяще для донецкого олигарха справился Андрей Рязанцев, внедренный в правление «Укрзализныци» в декабре 2016 года.
Человек из ниоткуда
Андрей Рязанцев появился в «Укрзализныце», можно сказать, неожиданно. Он никогда не работал в железнодорожной отрасли, а его предыдущий опыт ограничивался лишь банковским сектором. Единственное его преимущество – это, по-видимому, умение общаться на польском языке с тогдашним председателем правления УЗ Войцехом Балчуном.
Кстати, в тот период команда поляка пыталась повысить ж/д тарифы на грузоперевозки на 25%, и Рязанцев, в качестве финансового директора УЗ, должен быть первым заинтересованным лицом в увеличении доходной части предприятия на 10 млрд. грн. Однако Андрей Викторович ушел в тень, тем самым, подставив своего польского шефа под «перекрестный» информационный огонь со стороны аграрных и металлургических ФПГ, возглавляемых «Метинвестом».
В итоге промышленные группы удерживали повышение тарифов 14 месяцев, аж до ноября 2017 года. «Укрзализныця» же, естественно, не получила никаких дополнительных доходов. То есть, Рязанцева можно было уволить с должности финдиректора уже по итогам 2017 года, поскольку план по прибыли оказался проваленным: вместо ожидаемых 15 млрд. грн. компания получила всего 100 млн. грн., то есть, в 150 раз меньше!
На карман олигарху
Впрочем, своей должности в УЗ лишился Балчун, а не Рязанцев, который продолжил отстаивать интересы своего скрытого работодателя. С большой иронией можно было прочитать пост Андрея Викторовича в Фейсбуке о том, что в первый день действия новых тарифов компания получила 16 млн. грн. дополнительного дохода. Таким образом, финдиректор фактически признался в уголовном преступлении: возя грузы «Метинвеста» и ДТЭК по заниженным тарифам, «Укрзализныця» получила убыток минимум на 5 млрд. грн.
Тем временем, на пост главы УЗ заступил Евгений Кравцов, который с ходу предложил компромиссный для олигархов вариант повышения тарифов в 2018 году – просто привязать их к индексу промышленных цен. Тогда этот показатель колебался в районе 10-15%, и, казалось бы, консенсус близок. Однако неожиданное заявление Рязанцева в СМИ о необходимости единомоментного поднятия тарифов в 3 раза просто срывает переговоры на финальной стадии.
В итоге грузовые тарифы «Укрзализныци» в 2018 году остаются на уровне 2017 года, а прибыль компания получает в 3 раза меньше плана: 200 млн. грн. вместо 700 млн. грн. Таким образом, Андрей Рязанцев позорится уже второй год подряд на должности финдиректора, но благодаря высокому покровителю сохраняет свой пост. Более того, при нем растет и расходная часть бюджета УЗ: затраты на дизтопливо увеличиваются на 30%, на э/энергию – на 15%.
Покатился по наклонной
2019 год не принес ничего хорошего ни Андрею Рязанцеву, ни его могущественному патрону. После провала всех своих проектов на президентских и парламентских выборах донецкий олигарх лишился политического влияния и прикрытия. Тем временем, Рязанцева отстранили от принятия решений в УЗ, переведя его на должность, по сути, свадебного генерала – директор по развитию бизнеса, где он вообще себя никак не проявил.
Показательный момент: сместив Рязанцева с поста финдиректора, «Укрзализныци» удалось провести многоэтапное повышение тарифов в течение всего года в среднем на 30%. Как итог – чистая прибыль компании за 2019 год составила 3 млрд. грн., а это ни много, ни мало рост более чем в 15 раз по сравнению с 2018 годом. Более того, в прошлом году УЗ смогла погасить еврооблигации на $300 млн., что явно свидетельствует о финансовом оздоровлении предприятия.
Вот только к этим успехам Андрей Рязанцев ни имеет ни малейшего отношения. На счету экс-финдиректора два проваленных года, успешная работа на благо донецкого олигарха Рината Ахметова и нанесение многомиллиардных убытков «Укрзализныци». Конец карьеры железнодорожника у экс-банкира выдался очень печальным: домашнее насилие, нарушение корпоративной этики и позорное увольнение. Хотя логичнее было бы, чтобы его работе финдиректора дали оценку правоохранительные органы, например, НАБУ. Причем, в случае с Рязанцевым, ущерб для государства подсчитать гораздо проще, чем от «Роттердам+».