Украина идет к ситуации, когда спасение вашей жизни будет вашей проблемой - экс-глава Минздрава/Система здравоохранения страдает от недостатка средств
Украина идет к ситуации, когда спасение вашей жизни будет вашей проблемой - экс-глава Минздрава/Система здравоохранения страдает от недостатка средств

Украина идет к ситуации, когда спасение вашей жизни будет вашей проблемой - экс-глава Минздрава/Система здравоохранения страдает от недостатка средств

В парламентском комитете по вопросам здоровья нации поддержали предложение дофинансировать медицинские гарантии из госбюджета на следующий год более чем на 200 млрд грн. Благодаря дополнительным средствам, врачи смогут получить достойную зарплату, а украинцы - качественное лечение. Кроме того, комитет предлагает правительству отклонить предложение об отмене 5% ВВП на медицину, потому что считает ее вредной. Сколько денег необходимо для нормального функционирования украинской системы здравоохранения, что такое сооплата за медицинские услуги, и какая медицинская система была бы идеальной для Украины, в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал экс-министр здравоохранения ОЛЕГ МУСИЙ.

- Что это за 5% ВВП на медицину, и почему их нельзя отменять?

- По рекомендации ВОЗ, чтобы медицинская система функционировала и не умерла совсем, на нее необходимо тратить 6% от ВВП. В Украине последние 20 лет этот процент был в пределах 2,5-3,5%. В бюджете нынешнего года это 3,5% от ВВП.

Чтобы система работала, надо доплачивать врачам из собственного кармана за медицинские услуги. Это такая полутеневая практика, которая помогает не умереть системе здравоохранения.

Четыре года назад, когда Верховной Радой принимался закон о государственных медицинских гарантиях, а точнее о лишении каких-либо медицинских гарантий, во время голосования было прописано, что из государственного бюджета должно выделяться не менее 5% от ВВП. Но не на всю медицину, а только на программу государственных медицинских гарантий. Это те средства, которыми распоряжается Национальная служба здоровья - НСЗУ, которая тоже образовалась благодаря этому закону.

В общем, медицина состоит еще из научно-исследовательских институтов академии наук, финансируемых отдельно. Например, больница "Феофания". Частные учреждения здравоохранения и добровольное медицинское страхование не входят в эти 5%. Но Верховная Рада, к сожалению, не придерживается этой нормы закона и выделяет очень мало денег. Поэтому система здравоохранения должна функционировать не бесплатно, как вы сказали, а безвозмездно для людей. Потому что бесплатно - такого в принципе не бывает, кто-то должен заплатить. Должно было заплатить государство своим бюджетом. Бюджета нет, его не хватает. На заработную плату врачам не хватает, они увольняются.

- За столько лет недофинансирования мы уже воспринимаем это как должное.

- Тогда мы должны воспринимать и то, что мы доплачиваем из собственного кармана нелегальные платежи. По сути это нарушение ст. 49 Конституции и действующего законодательства.

Сейчас, в парламенте находится проект государственного бюджета, и там заложено 3,5%. Для того, чтобы функционировала система здравоохранения, и люди не оплачивали услуги из собственного кармана, необходимо еще 200 млрд грн. Это хорошая инициатива, но будет ли она поддержана правительством и Верховной Радой? И проголосуют ли депутаты комитета за такой бюджет, в котором, скорее всего, не будет этих плюс 200 млрд?

- Вы говорите, что никогда у нас не было 5%. Но пандемии и таких последствий у нас тоже не было.

- Тут же вопрос в другом. 5% ВВП - это деньги на здравоохранение. Они могут взяться или из бюджета, или из собственного кармана, если бюджет не покрывает расходы. Речь идет именно о противозаконных платежах из собственного кармана.

Когда принимался этот закон, предполагалось, что как раз государство будет платить из государственного бюджета. Если из государственного бюджета поступит еще 200 млрд, то людям реально не придется платить за все лечение на первичном, на вторичном, на третичном уровнях, за исследования, за медикаменты и прочее. Эти деньги просто необходимы для того, чтобы машина ехала.

Именно поэтому есть такая инициатива, но 200 млрд - это очень много, но от этого зависит анонсированная заработная плата в 20 тыс. гривен. Она ведь тоже не из космоса возьмется, она может быть только выделена из госбюджета через программу медицинских гарантий.

- Программа медицинских гарантий за последний год получила более 100 млрд гривен. Как вообще дела с медгарантиями? Не на бумаге, а на практике.

- Плохо и на бумаге, и на практике, так как в бюджете заложено только 128 млрд грн. Сейчас у нас должен быть четвертый квартал - октябрь, ноябрь, декабрь - а деньги уже все потрачены НСЗУ. Кроме того, есть большие вопросы к стоимости пакетов услуг. Она реально не покрывает расходы учреждений здравоохранения ни на достойную заработную плату, анонсированную в 20 тыс. грн, ни на хотя бы такую, которую на первичке получают врачи, где-то в пределах 15 тыс грн. На вторичном уровне до сих пор проблемой является зарплата в 5 тыс. грн молодым медикам, которые только пришли после вузов, после интернатуры. Именно поэтому возникает огромный кадровый кризис в системе здравоохранения. Врачи просто отказываются работать за такие деньги, не имея каких-либо других доплат. Прожить на эти средства, молодому человеку просто невозможно, особенно имея еще и семью, детей.

- Они идут в частные заведения?

- Часть идут в частные заведения, часть - в медицинские представительтва фармацевтических фирм. За последние три года из Украины выехало более 100 тысяч медицинских работников. Из них чуть меньше половины - это врачи. Чтобы подготовить врача, нужно потратить 10 лет, а он уехал сегодня и все.

Что делать? Необходимо менять финансирование системы здравоохранения. Поэтому в Комитете здравоохранения есть еще другая инициатива, которую назвал Михаил Радуцкий - о легализации сооплаты.

Есть другая инициатива, которая реально работает в других странах, и может принести деньги в систему здравоохранения - это медицинское страхование. Если бы дополнительно к программе медицинских гарантий, работало еще медицинское страхование, тогда мы имели бы те 5-6% от ВВП, и люди могли бы не вынимать последнее из кармана. Но почему-то эти законы не проходят через Верховную Раду.

- Относительно сооплат. Люди сразу думают, что с них дополнительно будут сдирать деньги за оплату медуслуг, но теперь еще и официально.

- Безусловно. Я считаю, что это незаконная и неконституционная идея, которую могут реализовать только политические самоубийцы. Но учитывая то, как работает наше монобольшинство, совершенно не исключено, что за такой закон проголосуют... Такие инициативы направлены на тотальную коммерциализацию системы здравоохранения и лишения ее социальной функции. Социальная функция государства заключается в перераспределении средств от богатых к тем, кто не может заплатить за медицинскую услугу. В Украине на сегодня 80% людей живут за чертой бедности, и многие не смогут доплачивать за медуслуги, если этот платеж будет введен, как обязательный.

- Но люди и так платят нелегально, может просто легализовать эти платежи?

- В том то и дело, что в итоге будут платить и нелегально, и официально. Одно другое не заменит.

По моему мнению, самым действенным способом получить дополнительные средства для системы здравоохранения является введение общеобязательного государственного социального медицинского страхования, где будет специальный целевой взнос на здравоохранение в виде средств, которые будут затем распределяться через медицинский страховой фонд на всех... А пока есть желание полностью коммерциализировать систему здравоохранения, сделать ее почти частной. Это путь к ситуации, когда спасение вашей жизни будет вашей проблемой, а государство избавляет себя каких-либо гарантий. И предложение введения сооплаты - это одна из цепочек коммерциализации системы здравоохранения. Это переход на американскую систему здравоохранения, из-за которой сейчас более 40 млн американцев вообще лишены элементарной медицинской помощи.

- Если взять международный опыт, то чей пример кажется вам наиболее удачным?

- Я думаю, это немецкая модель Бисмарка, которая адаптирована частично с элементами модели Бевериджа - британской моделью - в Польше. Искренне надеюсь, что какая-то политическая сила обязательно возьмется в будущем за построение именно социальной системы здравоохранения по этой модели.

- А как с медицинским страхованием?

- Здесь есть две модели: частное и добровольное медицинское страхование. Последняя сейчас существует в Украине, и дает примерно 2% средств в систему здравоохранения. Но это же совсем мало. Речь же идет об общеобязательном государственном социальном страховании. Украина является социальным государством, и обязана по Конституции обеспечивать свои социальные гарантии. Поэтому страхование должно быть не коммерческим, а параллельно с существующим добровольным. С его развитием должны были быть своего рода государственные гарантии через общеобязательное государственное социальное страхование.

- Готова ли Украина к этим новациям?

- По разным опросам, большинство украинцев положительно воспринимают медицинскую страховку. Особенно те люди, которые имеют родственников-заробитчан за границей, или сами были там. Они видят, как функционирует медицинское страхование от Испании до Польши или Германии. Оно реально помогает собирать средства именно на систему здравоохранения.

А как это происходит в Украине? Налоги платятся в общий бюджет, из которого выделяются средства на здравоохранение, и сумма зависит от депутатов Верховной Рады. Вот они не проголосуют 5% ВВП, и что тогда? Если бы существовал медицинский фонд, из которого не можно было бы брать средства на что-то другое, люди знали бы, что они платят взнос только на собственное здоровье, на его лечение и сохранение.

- Как украинцы могут лечиться в частных клиниках за государственный счет? Это вообще возможно?

- Это возможно в том случае, когда частная клиника подписала с НСЗУ соглашение о работе с ней и о выполнении программы медицинских гарантий. Мы уже говорили о том, что есть 35 пакетов, которые оплачивает НСЗУ. И для НСЗУ, в принципе, не имеет никакого значения, кто выполнит медицинскую работу - государственное, коммунальное учреждение или частное заведение. Но, как правило, тарифы в частных заведениях гораздо выше, чем в государственных и коммунальных. Поэтому скорее всего придется доплачивать, ведь оплата в частных заведениях легальная и законная.

- Оплачивать из чьего кармана?

- Все частные медицинские учреждения оплачиваются из собственного кармана или через медицинское добровольное страхование от страховой компании, если вы застрахованы.

Возьмем, к примеру, роды, на которые государство выделяет 8,5 тыс гривен. Эти средства вполне могут покрыть стоимость родов в государственном учреждении, а вот в частной клинике цена может быть выше. У них прайс, например, 28 тыс, и вот 8,5 тыс выплатит государство, а 19,5 тыс вы заплатите из собственного кармана. В этом вопросе и проблема: будет ли это исчерпывающая гарантия предоставления полной медицинской помощи по пакету.

- Минздрав предлагает отстранять руководство больниц за фальсификацию ковид-сертификатов. Что вы об этом думаете?

- Если обнаружили подделку, этим должна заняться полиция, расследовать и найти виновного. Далее виновный должен быть наказан. И причем здесь руководители учреждений здравоохранения? Если есть какой-то недобросовестный работник учреждения - такие тоже бывают - который что-то пытается сфальсифицировать, то он должен за это нести ответственность. Он должен быть уволен или посажен в тюрьму за фальсификацию документов. При чем здесь руководитель заведения? Я считаю некомпетентным такое заявление вообще и никак его не разделяю.

Теги за темою
Міністерство охорони здоров’я ВВП
Джерело матеріала
loader
loader